Сущность и экономическое содержание прибыли и ее роль в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:45, лекция

Описание работы

Для принятия многих управленческих решений нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность. Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 363.77 Кб (Скачать файл)

Источниками информации для  анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются фор-ма № 2 бухгалтерской отчетности, учетные регистры хо-зяйствующего субъекта.

На основе Приложения 1 можно  рас-считать рентабельность реализации (оборота). За про-шлый год она составила 14,78% (17 080 /115 600 х, 100%), по плану на отчетный год -- 14,77% (17 080 / 107 500 х х 100%), по отчету - 16,92% (14 500 / 108 160 х 100%).

Отсюда следует, что по сравнению с прошлым годом  уровень рентабельности повысился  на 2,14% (16,92% -- 14,78%), а по сравнению  с планом на 2,15 (16,92% -- 14,77%). Увеличение рентабельности оборота означает повышение  спроса на продукцию, работы, услуги.

Изменения в уровне рентабельности реализации (оборота) происходят под  влиянием изменений в струк-туре реализованной продукции и изменения рентабель-ности отдельных видов изделий.

Рентабельность отдельных  видов изделий зависит от:

* уровня продажных цен,

* от уровня себестоимости  продукции.

Анализ осуществляется в  следующей последователь-ности.

Определяют уровень рентабельности реализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затем определяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетный год следует  вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.

На изменение уровня рентабельности реализованных видов продукции, работ, услуг оказали влияние  следу-ющие факторы:

1. Изменение структуры  и ассортимента продукции приводит  к увеличению рентабельности  реализованной продукции (работ,  услуг). Для этого необходимо опре-делить:

а) рентабельность реализации за предыдущий год. Величина прибыли  рассчитана исходя из объема, струк-туры, цен и себестоимости предыдущего года.

Rпродаж(оборота) пред, года = = 17 080 / 115 600 х 100% = 14,78%.

б) рентабельность реализации, рассчитанную при ве-личине прибыли, которая определяется исходя из объе-ма и структуры отчетного года, но себестоимости и цены предыдущего года.

Rпродаж(оборота)qф. спред. zпред. = = 16 860 / 107 500 х 100% = 15,68%.

В результате изменения структуры  и ассортимента продукции рентабельность увеличилась на 0,9% (15,68%-14,78%).

2. Изменение себестоимости.  Для этого необходимо определить  рентабельность, исходя из себестоимости  отчетного и предыдущего года, т. е. объем и структура реализованной  продукции отчетного года, себестои-мость отчетного года, а цены предыдущего года, т. е. необходимо исключить влияние изменения цен.

Rпродаж(оборота)с/с = (18 340 - 880) / 108 380 х х 100% = 16,11%.

В результате изменения себестоимости  рентабель-ность реализованной продукции повысилась на 0,43% (16,11%-15,68%).

3. Изменение уровня цен.  Уровень рентабельности определяется  при прибыли, исчисленной при  объеме, структуре, себестоимости  и ценах отчетного года.

Rпродаж(оборота)z = 18 340 / 108 380 х 100% = 16,92%.

В результате изменения (увеличения) цены рентабельность увеличилась на 0,81% (16,92% -- 16,11%).

Совокупное влияние факторов составило 2,14% (+0,9%+ 0,43%+ 0,81%).

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен вслед-ствие роста среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реали-зации. Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.

Анализ рентабельности выпуска  отдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от среднереализационных цен и себестоимости  единицы продукции.

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных под-становок по каждому виду продукции.

Для анализа используем аналитическую табл. 1.

Таблица 1 Анализ факторов на уровень рентабельности

 

Виды про-дук-ции

Выпуск продукции, тыс. руб.

Рентабель-ность в процентах к стоимости

 
 

В оп-товых ценах без НДС и акци-зов

Себестоимость

Прибыль

   
   

План

Факт.

План

Факт.

План

Факт.

 

А

32400

28700

28240

3700

4160

11,42

12,84

 

Б

13800

12900

12800

900

1000

6,52

7,25

 

В

46600

35240

34480

11320

12 120

24,29

26,01

 

Г

15600

14400

14200

1200

1400

7,69

8,97

 
                 

 

Рентабельность  выпуска отдельных видов продукции  колеблется вследствие различий материальных и трудо-вых затрат по изготовлению. По всем видам изделий рентабельность возросла. В процессе анализа необходи-мо выяснить количественное влияние факторов цен и себестоимости на низкий уровень рентабельности по изделиям Б и Г и определить пути снижения и роста рентабельности.

Для выявления количественного  влияния факторов цен и себестоимости  по каждому изделию необходимо исчислить  условный показатель рентабельности при  отчетной цене и плановой (базисной) себестоимости.

Например, по изделию Е - (14 200 - 12 900) / 14 200 х х 100% = 9,15%. Увеличение продажной цены привело к увеличению уровня рентабельности на 2,63% (9,15% --

-- 6,52%), а повышение  себестоимости снизило рента-бельность на 1,9% (7,25% - 9,15%).

Для оценки динамики уровней рентабельности то-варного  выпуска отдельных видов продукции  необходи-мо по видам продукции фактические  показатели отчет-ного года сопоставить  с фактическими показателями за ряд  предшествующих лет, что позволит определить тен-денцию рентабельности изделий, а следовательно, и фазу жизненного цикла продукции.

В заключение необходимо дать общую оценку по уровню рентабельности отдельных изделий.

Глава 2. Анализ уровня и динамики рентабельности хозяйствующего субъекта. Резервы увеличения финансовых результатов

фон-дов и материальных оборотных средств.

На изменение уровня рентабельности производст-венных фондов (Rпф) оказывают влияние следующие факторы:

* изменение уровня фондоотдачи  (Фо),

* изменение уровня оборачиваемости  (Ко),

* изменение рентабельности (доходности) объема реализованной  продукции.

Для определения количественного  влияния выше-указанных факторов на изменение уровня рентабельно-сти производственных фондов используется следующая формула:

Rпф = Пб% / ((1 / Фо) + (1 / Ко)),

где Пб% -- величина балансовой прибыли в процентах

к выручке от реализации продукции.

Основными задачами анализа  рентабельности произ-водственных фондов являются:

* оценка показателя рентабельности  в динамике,

* выявление и измерение  действия различных фак-торов на уровень рентабельности,

* определение мероприятий,  возможных резервов дальнейшего  роста рентабельности.

Анализ рентабельности производственных фондов осу-ществляется по данным формы бухгалтерской отчетнос-ти № 1 и 2 и формы №11 статистической отчетности.

Анализ начинается с определения  изменений в уров-не рентабельности (фактическая рентабельность -- пла-новая). Даётся общая оценка изменения уровня рента-бельности. Затем определяется количественное влияние факторов на изменение уровня рентабельности (исполь-зуя метод цепных подстановок).

По результатам проведенных  расчетов дается оценка по каждому  фактору и в целом по использованию  всей совокупности факторов.

Исходные данные для расчета  и анализа показателя рентабельности производственных фондов отражены в  табл. 2:

Таблица 2 Анализ рентабельности фондов

 

Показатель

За преды-дущий год

За отчетный год

Отклонения

 

Прибыль отчетного года, тыс. руб.

18700

20 340

+1640

 

Объем реализации продукции, работ, услуг,

115600

108380

-7220

 

Среднегодовая стоимость  основных производствен-ных фондов, тыс. руб.

60500

70000

+9500

 

Среднегодовая стоимость  материальных оборотных

33500

34000

+500

 

Рентабельность реализации (оборота), % (1/2x100%)

16,18

18,77

+2,59

 

Коэффициент фондоотдачи, руб. (2/3)

1,911

1,548

-0,363

 

Коэффициент оборачиваемости  материальных оборотных средств, раз (2/4)

3,451

3,187

-0,264

 

Коэффициент общей рентабельности производ-ственных фондов, % (1/(3+4)х100%)

19,9

19,55

-0,35

 
         

 

Используя формулу  для расчета по факторам и способ цепных подстановок, определяем количественное влияние факторов.

Рентабельность (доходность) реализации составляет 18,77% по факту, по плану-- 16,18%.

Таблица 3 Факторный анализ рентабельности

 

Фо

Ко

Пб%

Rлф

 

1,911

3,451

16,18

19,9

 

1,584

3,451

16,18

17,29

 

1,548

3,187

16,18

16,85

 

1,548

3,187

18,77

19,55

 
         

 

17,29% - 19,9% = -2,6%.

16,85% - 17,29% = -0,44%.

19,55% - 16,85% = +2,7%.

Снижение фондоотдачи  на 0,363 руб. привело к сни-жению рентабельности производственных фондов на 2,61%.

Уменьшение коэффициента оборачиваемости мате-риальных оборотных средств на 0,264 руб. привело к снижению уровня рентабельности на 0,44%.

Увеличение доли прибыли на один рубль реализации на 2,59% привело к росту уровня рентабельности на 2,7%.

Общее снижение рентабельности составляет --0,35% (-2,61 % -- 0,44% + 2,7%), что  соответствует общему изме-нению рентабельности по сравнению с прошлым годом.

Показатели рентабельности характеризуют доход-ность с разных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной полити-ки и ценообразования. Одна из групп показателей рен-табельности -- это показатели рентабельности капита-ла (активов). На основе данных показателей определяют доходность и эффективность использования имущества.

Данная группа показателей  определяется отношени-ем прибыли к различным показателям авансированных средств: всех активов; инвестиционного капитала (собственные средства плюс долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

Рентабельность  активов (имущества) (Rим) опреде-ляется путем деления прибыли отчетного года (прибы-ли от реализации или чистой прибыли) на среднюю величину активов (среднегодовой итог баланса).

где Потч -- прибыль отчетного года;

-- среднегодовой  итог баланса или средняя вели-чина активов.

Сопоставление со среднегодовой  суммой баланса различных видов  прибыли позволяет определить влия-ние различных факторов.

Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по чистой прибыли, с рентабельностью активов, исчислен-ной по балансовой прибыли, можно определить влия-ние на доходность налоговых отчислений.

Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по прибыли  от реализации, с рентабельностью, исчислен-ной по прибыли отчетного года, можно оценить влия-ние на рентабельность операций, не имеющих непос-редственного отношения к производству и реализации продукции (выплата и поступление дивидендов, аренд-ные платежи и поступления и т. д.).

Данный показатель характеризует величину прибы-ли, полученную на единицу стоимости активов незави-симо от источников привлечения средств.

Более реально характеризует  рентабельность вложе-ний показатель рентабельности вложений, исчислен-ный по прибыли от реализации продукции, работ, услуг, к функционирующим средствам.

Информация о работе Сущность и экономическое содержание прибыли и ее роль в условиях рыночных отношений