Сущность и экономическое содержание прибыли и ее роль в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:45, лекция

Описание работы

Для принятия многих управленческих решений нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность. Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 363.77 Кб (Скачать файл)

Функционирующие средства определяются следую-щим образом: из всех активов вычитают финансовые вложения и среднегодовую сумму незавершенных капи-тальных вложений.

Данный показатель имеет определяющее значение, так  как учитывается прибыль только от основной дея-тельности и средства, непосредственно занятые в основ-ной деятельности.

Рентабельность  собственных средств (Rск) позволя-ет оценить эффективность использования  инвестиро-ванных собственником средств, а следовательно, дает возможность сравнить ее с возможным получением до-хода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.

Данный показатель характеризует величину прибы-ли на один рубль собственных средств. Данный показа-тель рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственных средств.

Rск = Пч/Ис. с х 100%,

где Пч -- чистая прибыль;

Ис. с -- источники собственных средств.

Сравнение показателей  рентабельности имущества (активов) с  рентабельностью собственных средств, ис-численных по чистой прибыли, дает возможность оце-нить привлечение заемных средств. Если заемные сред-ства приносят больше прибыли, чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использо-вана для повышения отдачи собственных средств. Одна-ко, если рентабельность всех средств меньше, чем про-центы, уплачиваемые за заемный капитал, то влияние привлеченных средств следует оценить отрицательно, так как это означает возможное банкротство.

Рентабельность  финансовых вложений показывает, какой  размер доходов (дивидендов, процентов) получил хозяйствующий субъект  на каждый рубль вложений в ценные бумаги других предприятий и от долевого учас-тия.

Рентабельность  финансовых вложений определяется отношением доходов от ценных бумаг и вложений к среднегодовой сумме финансовых вложений.

Показатели рентабельности вложений рассчитыва-ются по периодам (за отчетный год, предыдущий год). Определяется отклонение абсолютное, в процентах.

На основании проведенных  расчетов необходимо дать оценку и  сделать выводы. Все вышеперечисленные  показатели рентабельности характеризуют  влияние вне-шних факторов на уровень рентабельности вложений. Целесообразно выявить и определить размеры влияния внутренних факторов.

На уменьшение уровня рентабельности вложений (Rвл) оказывают влияние:

* изменение рентабельности  реализованной про-дукции,

* изменение оборачиваемости  активов. Взаимосвязь показателей  может отражаться форму-лой

RвлПч = (Пч / В) х (В / А),

где В -- выручка от реализации (объем продаж).

На уровень рентабельности собственных вложений (Rc. в) оказывают  влияние:

* изменение уровня рентабельности  продукции,

* изменение скорости оборота  совокупного капи-тала,

* изменение соотношения  собственного и заемно-го капитала.

где Пч -- чистая прибыль;

В -- выручка (объем продаж);

-- совокупный капитал;

Кс -- акционерный капитал (собственный).

Используя способ абсолютных разниц или цепных подстановок, определяется влияние факторов на рента-бельность вложений.

Важным этапом аналитической  работы является вы-явление резервов увеличения прибыли и рентабельно-сти. Основными источниками увеличения прибыли и рентабельности являются:

* увеличение объема реализованной  продукции,

* повышение цен,

* снижение себестоимости,

* повышение качества.

Для определения резервов роста прибыли за счет ро-ста объема реализации необходимо выявить резерв ро-ста объема производства продукции, умножить его на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

Для определения резервов увеличения прибыли за счет увеличения себестоимости продукции, работ  и ус-луг необходимо резерв снижения себестоимости каждо-го вида продукции умножить на возможный объем реа-лизации продукции (с учетом резервов его роста).

Для определения резервов роста прибыли за счет по-вышения качества необходимо изменение удельного веса каждого сорта (категории) умножить на отпускную цену соответствующего сорта. Результаты просуммиро-вать. Полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Выявлен-ные резервы роста прибыли необходимо обобщить.

В заключение анализа финансовых результатов необ-ходимо определить конкретные мероприятия по освое-нию выявленных резервов.

Освоение резервов роста  прибыли без увеличения производственной мощности (без дополнительных капвложений) увеличивает не только рентабельность ра-боты, но и запас его финансовой прочности. Запас фи-нансовой прочности (зона безопасности) (Зф. у) опре-деляется по формуле

Зф. у = (Вв - Vб) / Вв,

где Вв = Вф + выявленный резерв роста;

Вв -- возможный объем продаж (реализации) с уче-том резервов его роста; Vб -- безубыточный объем продаж; Вф -- выручка по факту (объем продаж).

Заключение

Показатели рентабельности позволяют оценить, ка-кую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

Эффективность использования  потребленных средств (затрат) характеризует  показатель рентабельности производственных фондов. Данный показатель наряду с  по-казателем рентабельности продаж (оборота) является оценочным при исследовании спроса на продукцию.

Рентабельность производственных фондов можно определить как по балансовой, так и по чистой прибыли (остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта). Рентабельность производственных фондов характеризу-ет отношение прибыли отчетного года (чистой прибыли) к средней стоимости основных производственных фондов.

Библиография:

1. А. К. Шишкин, С. С. Вартанян, В. А. Микрюков “Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях” “Инфра -м” - 1996.

2. Баканов М. И., Шеремет  А. Д. “Теория экономического  анализа” М. -1993.

3. Пучкова С.И. Бухгалтерская  (финансовая) отчетность: Учебное пособие.- М.: ИД ФБК- ПРЕСС,2001.

4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский  учет: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб.  и доп. - М.:ИНФРА-М, 2002.-640с.

5. Приложение 1.

Анализ динамики объема реализации, себестоимости и прибыли

 

Показатель

За преды-дущий год

По с/с и ценам предыду-щего года

По с/с и ценам отчетного  года

 

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в оптовых ценах (без  НДС и акцизов), тыс. руб.

115600

107 500

108 380

 

Полная себестоимость  реализованной продукции, тыс. руб.

99320

90640

90040

 

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.

17080

16860

18340

 
         

 

Анализ рентабельности предприятия  

 

Рентабельность — это относительный  показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными ил и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. 
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
  • показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) R3 исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп), ил и чистой прибыл и от основной деятельности (ЧП), ил и суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции(3рп).

Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных заработанных средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в процессе реинвестирования. 
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект. 
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыл и или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.

В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. 
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого уровня: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. 
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

Расчет влияния факторов первого  уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. 
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального  деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.  
Дальше нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. 
Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии. 
Примерно таким же образом производится факторный анализ рентабельности оборота. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние  на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода. 
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

Расчет их влияния производится также с помощью приема цепной подстановки. 
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР). 
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (КL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. 
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде следующей модели:

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго  уровня, от которых зависит изменение  среднереализационных цен, себестоимости  продукции и внереализационных  результатов. 
Если рентабельность капитала рассчитывается по чистой прибыли, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налоговый корректор (1 - Кн), где Кн — коэффициент налогообложения (отношение всех налогов на прибыль к общей сумме брутто-прибыли). При анализе показателя рентабельности, исчисленного на основании чистого денежного потока, необходимо учитывать не только налоговый корректор, но и изменение суммы амортизационных отчислений.

Информация о работе Сущность и экономическое содержание прибыли и ее роль в условиях рыночных отношений