Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:45, лекция
Для принятия многих управленческих решений нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность. Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
Показатели рентабельности вложений рассчитыва-ются по периодам (за отчетный год, предыдущий год). Определяется отклонение абсолютное, в процентах.
На основании проведенных расчетов необходимо дать оценку и сделать выводы. Все вышеперечисленные показатели рентабельности характеризуют влияние вне-шних факторов на уровень рентабельности вложений. Целесообразно выявить и определить размеры влияния внутренних факторов.
На уменьшение уровня рентабельности вложений (Rвл) оказывают влияние:
* изменение рентабельности реализованной про-дукции,
* изменение оборачиваемости
активов. Взаимосвязь
RвлПч = (Пч / В) х (В / А),
где В -- выручка от реализации (объем продаж).
На уровень рентабельности собственных вложений (Rc. в) оказывают влияние:
* изменение уровня
* изменение скорости оборота совокупного капи-тала,
* изменение соотношения собственного и заемно-го капитала.
где Пч -- чистая прибыль;
В -- выручка (объем продаж);
-- совокупный капитал;
Кс -- акционерный капитал (собственный).
Используя способ абсолютных разниц или цепных подстановок, определяется влияние факторов на рента-бельность вложений.
Важным этапом аналитической работы является вы-явление резервов увеличения прибыли и рентабельно-сти. Основными источниками увеличения прибыли и рентабельности являются:
* увеличение объема
* повышение цен,
* снижение себестоимости,
* повышение качества.
Для определения резервов роста прибыли за счет ро-ста объема реализации необходимо выявить резерв ро-ста объема производства продукции, умножить его на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.
Для определения резервов увеличения прибыли за счет увеличения себестоимости продукции, работ и ус-луг необходимо резерв снижения себестоимости каждо-го вида продукции умножить на возможный объем реа-лизации продукции (с учетом резервов его роста).
Для определения резервов роста прибыли за счет по-вышения качества необходимо изменение удельного веса каждого сорта (категории) умножить на отпускную цену соответствующего сорта. Результаты просуммиро-вать. Полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции. Выявлен-ные резервы роста прибыли необходимо обобщить.
В заключение анализа финансовых результатов необ-ходимо определить конкретные мероприятия по освое-нию выявленных резервов.
Освоение резервов роста прибыли без увеличения производственной мощности (без дополнительных капвложений) увеличивает не только рентабельность ра-боты, но и запас его финансовой прочности. Запас фи-нансовой прочности (зона безопасности) (Зф. у) опре-деляется по формуле
Зф. у = (Вв - Vб) / Вв,
где Вв = Вф + выявленный резерв роста;
Вв -- возможный объем продаж (реализации) с уче-том резервов его роста; Vб -- безубыточный объем продаж; Вф -- выручка по факту (объем продаж).
Показатели рентабельности позволяют оценить, ка-кую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Эффективность использования потребленных средств (затрат) характеризует показатель рентабельности производственных фондов. Данный показатель наряду с по-казателем рентабельности продаж (оборота) является оценочным при исследовании спроса на продукцию.
Рентабельность
1. А. К. Шишкин, С. С. Вартанян, В. А. Микрюков “Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях” “Инфра -м” - 1996.
2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. “Теория экономического анализа” М. -1993.
3. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие.- М.: ИД ФБК- ПРЕСС,2001.
4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2002.-640с.
Показатель |
За преды-дущий год |
По с/с и ценам предыду-щего года |
По с/с и ценам отчетного года |
|
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в оптовых ценах (без НДС и акцизов), тыс. руб. |
115600 |
107 500 |
108 380 |
|
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
99320 |
90640 |
90040 |
|
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
17080 |
16860 |
18340 |
|
Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность — это
Показатели рентабельности можно объединить
в несколько групп:
Рентабельность
Она показывает, сколько предприятие
имеет прибыли или
Аналогичным образом определяется окупаемость
инвестиционных проектов: полученная
или ожидаемая сумма прибыли или чистого
денежного потока от проекта относится
к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается
делением прибыли от реализации продукции,
работ и услуг, или чистой прибыли, или
чистого денежного потока на сумму полученной
выручки (В). Характеризует эффективность
производственной и коммерческой деятельности:
сколько прибыли имеет предприятие с рубля
продаж. Этот показатель широко применяется
в рыночной экономике; рассчитывается
в целом по предприятию и отдельным видам
продукции.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыл и или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.
В процессе анализа следует изучить
динамику перечисленных показателей
рентабельности, выполнение плана по
их уровню и провести межхозяйственные
сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной
деятельности (окупаемость затрат), исчисленный
в целом по предприятию, зависит от трех
основных факторов первого уровня: изменения
структуры реализованной продукции, ее
себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет
следующий вид:
Расчет влияния факторов первого
уровня на изменение рентабельности
в целом по предприятию можно выполнить
способом цепной подстановки.
Затем следует сделать факторный анализ
рентабельности по каждому виду продукции.
Уровень рентабельности отдельных видов
продукции зависит от изменения среднереализационных
цен и себестоимости единицы продукции:
Необходимо также более
Дальше нужно установить, за счет каких
факторов изменилась себестоимость единицы
продукции, и аналогичным образом определить
их влияние на уровень рентабельности.
Такие расчеты производятся по каждому
виду продукции (услуг), что позволяет
точнее оценить работу хозяйствующего
субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные
резервы роста рентабельности на анализируемом
предприятии.
Примерно таким же образом производится
факторный анализ рентабельности оборота.
Детерминированная факторная модель этого
показателя, исчисленного в целом по предприятию,
имеет следующий вид:
Зная, из-за каких факторов изменилась
прибыль и выручка от реализации
продукции, можно узнать их влияние
на изменение уровня рентабельности,
последовательно заменяя базовый уровень
каждого фактора данной модели на фактический
отчетного периода.
Уровень рентабельности продаж отдельных
видов продукции зависит от среднего уровня
цены и себестоимости изделия:
Расчет их влияния производится
также с помощью приема цепной
подстановки.
Аналогично осуществляется факторный
анализ рентабельности капитала. Общая
сумма брутто-прибыли зависит от объема
реализованной продукции (VРП), ее структуры
(Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня
цен (Цi) и финансовых результатов от прочих
видов деятельности, не связанных с реализацией
продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного
капитала (КL) зависит от объема продаж
и скорости оборота капитала (коэффициента
оборачиваемости Коб), который определяется
отношением выручки к среднегодовой сумме
основного и оборотного капитала. Чем
быстрее оборачивается капитал на предприятии,
тем меньше его требуется для обеспечения
запланированного объема продаж. И наоборот,
замедление оборачиваемости капитала
требует дополнительного привлечения
средств для обеспечения того же объема
производства и реализации продукции.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем
рентабельности капитала можно записать
в виде следующей модели:
При углубленном анализе необходимо
изучить влияние факторов второго
уровня, от которых зависит изменение
среднереализационных цен, себестоимости
продукции и внереализационных
результатов.
Если рентабельность капитала рассчитывается
по чистой прибыли, то при ее факторном
анализе в числителе добавляется налоговый
корректор (1 - Кн), где Кн — коэффициент
налогообложения (отношение всех налогов
на прибыль к общей сумме брутто-прибыли).
При анализе показателя рентабельности,
исчисленного на основании чистого денежного
потока, необходимо учитывать не только
налоговый корректор, но и изменение суммы
амортизационных отчислений.