Сущность и экономическое содержание прибыли и ее роль в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:45, лекция

Описание работы

Для принятия многих управленческих решений нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность. Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 363.77 Кб (Скачать файл)

Рентабельность  активов

Важнейшим показателем здесь  является рентабельность активов (иначе  — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен  по следующей формуле:

Рентабельность активов — это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, деленная на среднюю величину активов; получившееся умножаем на 100%.

Рентабельность активов = ( чистая прибыль / среднегодовая величина активов ) *100%

Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде. Проиллюстрируем порядок изучения показателя рентабельности активов по данным анализируемой организации.

Пример. Исходные данные для анализа рентабельности активов Таблица №12 (в тыс. руб.)

Показатели

По плану

Фактически

Отклонение от плана

1. Прибыль, оставшаяся в распоряжении организации (чистая прибыль)

1864

1988

+124

2. Средняя стоимость основных производственных фондов

15088

15589

+501

3. Средняя стоимость другихвнеоборотных активов

---

105

+105

4. Средняя стоимость оборотных активов

5539

5926

+387

5. Итого средняя стоимость  всех активов организации (2+3+4)

20627

21620

+993

(пункт.1/пункт.5)*100%

9,03

9,19

+0,16


Как видно из таблицы, фактический  уровень рентабельности активов  превысил плановый уровень на 0,16 пункта. Непосредственное влияние на это  оказали два фактора:

  • сверхплановое увеличение чистой прибыли на сумму 124 тыс. руб. повысило уровень рентабельности активов на: 124 / 21620 * 100% = + 0,57 пункта;
  • сверхплановое увеличение активов предприятия на сумму 993 тыс. руб. снизило уровень рентабельности активов на: + 0,16 — (+ 0,57) = — 0,41 пункта.

Общее влияние двух факторов (баланс факторов) составляет: +0,57+( — 0,41) =+0,16.

Итак, рост уровня рентабельности активов по сравнению с планом имел место исключительно за счет увеличения суммы чистой прибыли  предприятия. В то же время рост средней  стоимости основных средств, других внеоборотных активов, а также оборотных активов снизил уровень рентабельности активов.

В аналитических целях  кроме показателей рентабельности всей совокупности активов, определяются также показатели рентабельности основных средств (фондов) и рентабельности оборотных  средств (активов).

Рентабельность  основных производственных фондов

Показатель рентабельности основных производственных фондов (называемый иначе показателем фондорентабельности) представим в виде следующей формулы:

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% и деленная на среднюю стоимость основных производственных фондов.

Рентабельность  оборотных активов

Рассмотрим далее порядок  исчисления следующего показателя. Рентабельность оборотных активов (иначе — текущих  или мобильных активов) может  быть выражена при помощи следующей  формулы:

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% и деленная на среднюю величину оборотных активов.

Рентабельность  инвестиций

Показатель рентабельности инвестированного капитала (рентабельности инвестиций) выражает эффективность  использования средств, вложенных  в развитие данной организации. Рентабельность инвестиций выражается следующей формулой:

Прибыль (до уплаты налога на прибыль) 100% деленная на валюта (итог) баланса минус сумма краткосрочных обязательств (итог пятого раздела пассива баланса).

Рентабельность  собственного капитала

Важную роль в финансовом анализе играет показатель рентабельности собственного капитала. Он характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал. Рентабельность собственного капитала выражается такой формулой:

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% деленная на величину собственного капитала (итог третьего раздела баланса).

Если сопоставить рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, то это сравнение покажет  степень использования данной организацией финансовых рычагов (займов и кредитов) с целью повышения уровня доходности.

Отдача собственного капитала повышается, если удельный вес заемных  источников в общей сумме источников формирования активов возрастает.

Разницу между рентабельностью  собственного капитала и рентабельностью  общей величины капитала принято  называтьэффектом финансового рычага. Следовательно, эффект финансового рычага представляет собой приращение рентабельности собственного капитала, получаемое вследствие использования кредита.

Для того, чтобы получить приращение прибыли за счет использования кредита, необходимо, чтобы рентабельность активов за вычетом процентов за пользование кредитом была больше нуля. В данной ситуации экономический эффект, полученный в результате использования кредита, будет превышать расходы по привлечению заемных источников средств, то есть проценты за пользование кредитом.

Существует также такое  понятие, как плечо финансового рычага, представляющее собой удельный вес (долю) заемных источников средств в общей сумме финансовых источников формирования имущества организации.

Соотношение источников формирования активов организации будет являться оптимальным, если оно обеспечивает максимальное приращение рентабельности собственного капитала в сочетании  с приемлемой величиной финансового  риска.

В ряде случаев предприятию  целесообразно получать кредиты  и в условиях, когда имеет место  достаточная величина собственного капитала, поскольку рентабельность собственного капитала увеличивается  вследствие того, что эффект от вложения дополнительных средств может быть значительно выше, чем процентная ставка за пользование кредитом.

Кредиторы данного предприятия  так же, как и ее собственники (акционеры) рассчитывают на получение  определенных сумм доходов от предоставления средств этого предприятия. С  позиций кредиторов показатель рентабельности (цены) заемных средств будет выражаться следующей формулой:

Плата за пользование заемными средствами (это прибыль для кредиторов) умноженная на 100% деленная навеличину долгосрочных и краткосрочных заемных  средств.

Рентабельность  совокупных вложений капитала

Обобщающим показателем, выражающим эффективность использования  общей величины капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, является рентабельность совокупных вложений капитала.

Этот показатель можно  определить по формуле:

Расходы, связанные с привлечением заемных источников средств плюс прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия умножить на 100% делить на величину совокупного используемого капитала (валюта баланса).

Рентабельность  продукции

Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% деленная на полную себестоимость реализованной продукции.

В числителе этой формулы  может быть также использован  показатель прибыли от реализации продукции. Данная формула показывает, какую  прибыль имеет предприятие с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный показатель рентабельности может быть определен  как в целом по данной организации, так и по отдельным ее подразделениям, а также по отдельным видам  продукции.

В ряде случаев рентабельность продукции может быть исчислена  как отношение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (прибыли  от реализации продукции) к сумме  выручки от реализации продукции.

Рентабельность  продукции, рассчитанная в целом  по данной организации, зависит от трех факторов:

  • от изменения структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции.;
  • изменение себестоимости продукции оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции;
  • изменение среднего уровня реализационных цен. Этот фактор оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции.

Рентабельность  продаж

Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) умножить на 100% делить на выручку от реализации продукции (работ, услуг).

Рентабельность продаж характеризует  удельный вес прибыли в составе  выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.

Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции  на рынке, так как говорит о  сокращении спроса на продукцию.

Рассмотрим порядок факторного анализа показателя рентабельности продаж. Предполагая, что структура  продукции осталась неизменной, определим  влияние на рентабельность продаж двух факторов:

  • изменение цены на продукцию;
  • изменение себестоимости продукции.

Обозначим рентабельность продаж базисного и отчетного периода  соответственно как   и  .

Тогда получим следующие  формулы, выражающие рентабельность продаж:

,

Представив прибыль как  разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, получили эти же формулы в преобразованном виде:

,  , 

Условные обозначения:

  • ,   - прибыль от реализации продукции, работ, услуг ( соответственно базисного и отчетного периода);
  • ,   — реализация продукции (работ, услуг);
  • ,   - себестоимость продукции (работ, услуг);

∆К — изменение (приращение) рентабельности продаж за анализируемый период.

Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим в  обобщенном виде влияние первого  фактора — изменения цены на продукцию  — на показатель рентабельности продаж.

Затем исчислим влияние на рентабельность продаж второго фактора  — изменения себестоимости продукции.

где ∆К— изменение рентабельности за счет изменения цены на продукцию;

∆К— изменение рентабельности за счет изменения себестоимости продукции. Общее влияние двух факторов (баланс факторов) равняется изменению рентабельности по сравнению с ее базисной величиной:

∆К = ∆К+ ∆КS,

Итак, повышение рентабельности продаж достигается повышением цен  на реализуемую продукцию, а также  снижением себестоимости реализуемой  продукции. Если в структуре реализуемой  продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов  изделий, то это обстоятельство также  повышает уровень рентабельности продаж.

Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться  на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен  на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции.

Глава 1. Рентабельность как  обобщающий показатель эффективной  деятельности хозяйствующего субъекта

Вся предпринимательская  деятельность в условиях рыночных отношений  делится на три вида:

* операционную (основную),

* инвестиционную (вложения средств в акции, дру-гие ценные бумаги, капитальные вложения),

* финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т. п.).

В соответствии с этим в  анализе финансовых пока-зателей используются следующие группы показателей относительной доходности:

* рентабельность продукции,  работ, услуг,

* рентабельность производственных  фондов,

* рентабельность всего  имущества (всех активов),

* рентабельность вложений (инвестиций) и ценных

бумаг.

Доходность продукции (работ, услуг) характеризует-ся следующими показателями:

* рентабельностью реализации (оборота, продаж),

* рентабельностью выпущенной  продукции,

* рентабельностью отдельных  изделий.

Рентабельность реализации (оборота, продаж) (Rпродаж(оборота)) определяется отношением прибы-ли от реализации продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величине выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр), вы-раженным в процентах:

Rпродаж(оборота) = (Пр / Вр) х 100%.

Данный показатель характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет  хозяйствующий субъект с рубля  продаж, выпол-ненных работ, оказанных услуг.

Рентабельность товарного  выпуска и отдельных ви-дов продукции (Rтв) определяется отношением прибы-ли от выпуска продукции или изделия определенного вида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продук-ции (Ств):

Rтв = (Пв / Ств) х 100%.

Данный показатель характеризует  абсолютную сум-му (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств.

Информация о работе Сущность и экономическое содержание прибыли и ее роль в условиях рыночных отношений