Сущность и значение агромаркетинга в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является изучение коммерческой деятельности предприятия ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» на основе внедрения эффективной системы маркетинга.

Содержание работы

Введение……………………3
Глава 1. Сущность и значение агромаркетинга в современных условиях…..5
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»……………..9
2.1 Краткая характеристика и история развития…………..9
2.2 Ресурсы предприятия………………10
2.3 Показатели экономической эффективности……………..13
2.4 Финансовые показатели……………18
Глава 3. Анализ организации коммерческой деятельности ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»……………….20
3.1 Анализ организации снабжения…………………...20
3.2 Анализ организации сбыта………………………..24
3.3 Анализ организации работы маркетинговых служб…….28
Глава 4. Совершенствование маркетинга ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»…………..
4.1 SWOT-анализ и разработка стратегии развития предприятия……34
Заключение…………40
Список использованных источников………41

Файлы: 1 файл

курсовая по агромаркетингу.docx

— 105.87 Кб (Скачать файл)

 

На предприятии производится нормирование потребности в конкретных видах основного сырья и вспомогательных  материалов на программу производства. На основании этого составляются планы материально-технического обеспечения  производства, где учитываются технологические  запасы внутризаводского производства.

Отделом снабжения предприятия  постоянно проводятся маркетинговые  исследования рынка поставщиков  по конкретным видам сырья и материалов. Выбор поставщика осуществляется на основании рыночных критериев –  стабильность поставок, высокий уровень  качества, приемлемая цена. Для этого  проводится анализ по следующим направлениям:

  • цена закупаемых материально-технических ресурсов;
  • условия оплаты;
  • сроки поставки;
  • качество;
  • условия хранения;
  • порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ.

 

Цена закупаемых материально-технических ресурсов

В данном случае анализируется  уровень цен на рынке и сопоставляется с ценами имеющихся поставщиков. В случае появления возможности  приобретения материально-технических  ресурсов по более выгодным ценам, проводится работа с имеющимися поставщиками о  снижении цены или рассматривается  вопрос закупок у другого поставщика, за исключением поставок по фиксированным  государственным ценам. Предпочтение отдается закупкам  напрямую у производителей.

 

Условия оплаты

Наиболее выгодными условиями  оплаты материально-технических ресурсов является оплата после получения  товара (отсрочка платежа). Это позволяет  сократить сроки оборачиваемости  оборотных средств. В случае отказа поставщика от такой формы оплаты производится частичная предоплата, остальная сумма оплачивается после получения товара.

 

Сроки поставки

Сроки поставки включают в  себя время на подготовку, отгрузку и время  в пути. Предприятие  отдает предпочтение поставщикам, которые  постоянно имеют данный вид материально-технических  ресурсов в наличии и способны быстро доставить его покупателю. Это позволяет более рационально  использовать денежные средства и не допускать  излишних запасов на складах  предприятия.

 

Качество 

Качество материально-технических  ресурсов должно соответствовать необходимым  требованиям, что позволяет исключить  его возврат поставщику, потерю времени  и простой оборудования предприятия, потери на проведение дополнительных анализов и испытаний.

 

Условия хранения

Материально-технические  ресурсы постоянно контролируются на соответствие нормативным документам, что позволяет не допускать порчу  при хранении.

Порядок проведения погрузочно-разгрузочных работ

Погрузочно-разгрузочные работы выполняют специально подготовленные работники с использованием необходимых  средств и механизмов, исключающих  возможность порчи при выполнении этих работ.

 

 

3.2  Анализ организации  сбыта

Общий обзор отрасли  и положение предприятия на рынке

Мясная промышленность Беларуси представляет собой крупную индустриальную отрасль пищевой промышленности с мощной материально-технической  базой. Сегодня в Беларуси переработкой мяса занимаются 26 крупных мясокомбинатов, подчиненных Минсельхозпроду, и 450 предприятий  различных форм собственности. Их мощности позволяют ежегодно выпускать до 550 тыс. тонн мяса, 150 тыс. тонн колбасных  изделий, до 90 млн. условных банок мясных консервов и 120 тыс. тонн мясных полуфабрикатов. Ассортимент вырабатываемой в республике мясной продукции включает более 1000 наименований, в том числе 700 видов  колбасных изделий, около 150 наименований полуфабрикатов, более 150 видов консервов.

За 2011 год объем производства товарной продукции в сопоставимых ценах   по ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» 130872 млн.руб., темп роста 111,5%. Темп роста выхода товарной продукции из 1 тонны переработанного сырья составил 87,8%. Уменьшение данного показателя связано с производством продукции из привозного сырья.

За 2011 год мяса и субпродуктов 1 категории выработано 11011 тонн, темп роста к 2008 году 131,3 %. Колбасных изделий  выработано 3877 тонн, темп роста 74,2%. Мясных полуфабрикатов выработано 754 тонн, темп роста 92,7%. Консервов выработано 15832 туб, темп роста 111 %. В том числе 5620 туб консервов для детского питания, темп роста 108,4 %.

ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» – крупнейший производитель  мясных консервов в Республике Беларусь. Комбинат, как отмечалось ранее, является и единственным производителем мясных консервов для детского питания, мощности которого по их производству на сегодняшний день не позволяют  в полном объеме удовлетворить потребности  республики в данном продукте и осуществлять  экспорт.

 Кроме того, предприятие  изготавливает рыборастительные  консервы с использованием ценных  видов рыб (лосось, горбуша, форель, сайда, треска, хек).

ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» перерабатывает 24% сырья  Витебской области и обеспечивает более 3% общереспубликанской промпереработки.

 

В советское время мясные консервы были стратегическим товаром, их делали, в первую очередь, для  Госрезерва и армии. Однако со временем спрос претерпел определенные изменения, и мясные консервы перестали пользоваться большой потребностью. Изменения объёмов производства мясных и мясорастительных консервов вызваны, прежде всего, предпочтениями жителей Республики Беларусь, которые по мере роста доходов переключаются на потребление более дорогих продуктов питания. Эта продукция специфична и рассчитана на определенный круг потребителей.

     Мясные и мясорастительные консервы – товар сезонного спроса, приходящегося на период с апреля по сентябрь. Причина сезонности заключается в том, что основная группа потребителей консервов – это туристы и дачники. Разница в колебаниях продаж этого продукта может составлять до 300%.

 

 

 

 

Таблица 3.4.1. Динамика реализации основной продукции

 ОАО «Оршанский  мясоконсервный комбинат» в 2008-2011 г.г.

 

Наименование продукции

2008

2009

2010

2011

Темп роста к 2008, %

Колбасные изделия, тонн

4331

4969

5239

3871

73,9

Консервы, туб

5795

6620

9010

10978

121,8

Детское питание, туб

2489

3409

5140

5669

110,3

Полуфабрикаты, тонн

850

1090

960

913

95,1


 

Как видно из Таблицы 3.4.1., реализация колбасных изделий и полуфабрикатов  в 2011 году   по отношению к 2010 году уменьшилась соответственно на 26,1% и 4,9%. Это связано со снижением покупательского спроса.

 При этом наблюдается  увеличение объемов реализации  консервов 121,8% и консервов для  детского питания 110,3%.

Продукция ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» отгружается  во все регионы республики, а также  за ее пределами, однако основными рынками  сбыта является г.Орша, Оршанский район, Витебская область, Минская, Могилевской и Гомельская области.

До 60% колбасных изделий  и до 75% полуфабрикатов реализуется  в Витебской области (г. Орша, г. Витебск, г. Новолукомль, Оршанский, Дубровенский, Лиозненский, Сенненский, Толочинский районы). В Витебской области, кроме ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат», функционируют еще 3 мясокомбината: Глубокский, Миорский и Витебский. Также в торговой сети области присутствует продукция Гродненского, Минского, Березовского мясокомбинатов и т.д..

Больше всего детских  консервов реализуется в г. Минске. Приблизительно равное количество детских  консервов реализуется по всем областям. Реализация происходит в торгующие  организации Витебской области, Витебскую МСБ, г.Могилев (БММТ), г.Гомель («Мясоторг»), г.Минск (хладокомбинаты № 1, № 2) г.Брест (БММТ), г.Гродно (БММТ) и т.д.

Таким образом, на целевом  рынке – рынке Витебской области  – предприятие занимает следующий  удельный вес по основным видам продукции:

  • колбасные изделия   - 25%;
  • консервы                         - 100%;
  • мясные полуфабрикаты              - 25%.

Являясь монополистом в Республике Беларусь по производству мясных и рыбных консервов для детского питания, предприятие полностью обеспечивает потребность республики и часть консервов поставляет на экспорт.

 

Сбытовая политика

Реализация продукции  производится на основании заявок потребителей. Расчеты за товары производятся платежными требованиями с предварительным  или последующим акцептом и по предоплате.

На отпускаемую продукцию  сформировано три цены:

  • при самовывозе – франко-станция отправления;
      • при доставке в пределах города Орша – франко-станция назначения одногородняя;
      • при доставке за пределы города – франко-станция назначения иногородняя.

   Ведется  активная работа с торгующими организациями г. Минска, Минской области. С г. Минском заключен договор на дилерское обслуживание с коммерческой организацией, что позволяет комбинату дополнительно реализовывать до 20 тонн колбасных изделий ежемесячно. Несмотря на жесткую конкуренцию, производятся регулярные отгрузки в города Могилев, Гомель и разовые поставки в города Гродно, Брест.

    Необходимо отметить, что с 2006 году отменен налог  на прибыль от реализации детских  мясных консервов в розничной  торговле. Это создает дополнительные  возможности для увеличения объемов  реализации продукции комбината  в розничной торговле.

     В числе постоянных клиентов можно перечислить городские организации                     КТУП «Горпищеторг», ОРС НОД-1, ЗАО «Мерком», ЗАО «Раница»,                                   ЗАО «Содружество», фирменные магазины молочного комбината, завода плавленых сыров, витебские организации «Продукты», «Веста», могилевские – «Восход», «Продтовары», гомельские – «Зубр», «Горпищеторг», минские – «Посторг», «Инвастрой», «Азарэнне» и многие другие. Всего заключены договора на поставку продукции более чем с 350 организациями.

Предприятие имеет сеть фирменных  магазинов, включающую в себя                              6 продовольственных магазинов, магазин-склад, один промтоварный магазин и кафе. Через фирменную торговлю ежемесячно реализуется свыше 15% вырабатываемых колбасных изделий. В целях рекламы  продукции в фирменных магазинах  ежемесячно проводятся выставки-продажи  колбасных изделий, которые привлекают значительное количество населения  г. Орша.

 

 

 

3.3  Анализ организации  работы маркетинговых служб.

 

Стратегия маркетинга ОАО  «Оршанский мясоконсервный комбинат»  основывается на концепции маркетинга-микс, которая определяется набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика или политика продвижения (promotion). Каждому из этих направлений на предприятии уделяется должное внимание.

ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» также ставит в рамках данного проекта для себя следующие  цели:

  • рыночные цели: увеличение своей доли на существующем рынке, завоевание новых рынков за счет совершенствования тары;
  • маркетинговой целью является закрепление положительного имиджа предприятия среди потребителей.

Маркетинговые функции на предприятии выполняет отдел  маркетинга, который проводит регулярный анализ факторов внешней среды и  деятельности самого предприятия.

Анализ внешней среды  включает в себя:

  • анализ потребителей;
  • анализ конкурентов;
  • анализ конъюнктуры рынка и тенденций на нём;
  • анализ общих условий сбыта и организации продвижения продукции на рынок.

Анализ внутренней среды  на предприятии или ситуационный анализ включает в себя:

Информация о работе Сущность и значение агромаркетинга в современных условиях