Сущность и значение агромаркетинга в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является изучение коммерческой деятельности предприятия ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» на основе внедрения эффективной системы маркетинга.

Содержание работы

Введение……………………3
Глава 1. Сущность и значение агромаркетинга в современных условиях…..5
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»……………..9
2.1 Краткая характеристика и история развития…………..9
2.2 Ресурсы предприятия………………10
2.3 Показатели экономической эффективности……………..13
2.4 Финансовые показатели……………18
Глава 3. Анализ организации коммерческой деятельности ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»……………….20
3.1 Анализ организации снабжения…………………...20
3.2 Анализ организации сбыта………………………..24
3.3 Анализ организации работы маркетинговых служб…….28
Глава 4. Совершенствование маркетинга ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»…………..
4.1 SWOT-анализ и разработка стратегии развития предприятия……34
Заключение…………40
Список использованных источников………41

Файлы: 1 файл

курсовая по агромаркетингу.docx

— 105.87 Кб (Скачать файл)
  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества вашей организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки вашей организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.

 Определение  сильных и слабых сторон ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

Группы

Сильные стороны

Слабые стороны

Организация, менеджмент

Уникальная система обучения новых сотрудников, позволяющая  им быстро овладеть навыками выращивания  сельхозпродукции и ее переработки

Низкий уровень оплаты труда, в результате — большая  текучесть кадров. Зависимость уровня заработной платы от сезона года. Отсутствие оперативной связи между сотрудниками

Организация производства

Большой перечень надежных поставщиков материально-технических  ресурсов. Обеспеченность на 75 % средствами производства. Хорошее качество продукции

Недостаточное обеспечение  информационными технологиями. Высокий  износ техники и оборудования

Финансовая среда

Высокая рентабельность производства. Выгодное сотрудничество с «Schmitseger», позволяющее покупать технику в рассрочку на несколько лет под низкий процент

70 % поступлений денежных  средств имеет сезонный характер. Остальные 30 % не могут в полной  мере обеспечить предприятие  деньгами в другие периоды.  Отсутствие внешних инвестиций  в предприятие из-за высокого  риска аграрного бизнеса

Маркетинговая политика

Известность торговой марки ООО «Ням-Нам» на рынке. Возможность круглогодичного присутствия на рынке. Большой ассортимент товара, позволяющий устанавливать цены и скидки

Недостаточное количество крупных  постоянных клиентов


 

 

 

Возможности и  угрозы ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

Группы

Возможности

Угрозы

Спрос и предложение

Постоянство спроса на продукцию

Неопределенность структуры  предложения

Конкуренция

Расширение ассортимента производимой продукции

Давление конкурентов

Сбыт

Приобретение торговых помещений  и аренда складов. Выход на новые  рынки

Потеря постоянных клиентов. Наличие у покупателей ограничений  в потреблении какого-либо продукта предприятия. Большая зависимость  цен на продукцию от внешних факторов

Экономическая ситуация

Увеличение рентабельности продукции. Привлечение инвестиций для развития производства

Снижение покупательской способности. Инфляционные процессы. Увеличение налогового давления на предприятие. Большой  процент кредитных ресурсов. Отсутствие помощи со стороны государства в  необходимых объемах

Политические и правовые факторы

 

Изменение законодательства, усиление регулятивных мер

Социальная обстановка

Увеличение заинтересованности людей в работе на предприятии  путем урегулирования заработной платы  и социального пакета. Уменьшение текучести кадров

Переход опытных сотрудников  к конкурентам с более благоприятными условиями работы


 

 

 

 

 

Таблица 4.1. Приоритетные функциональные стратегии маркетинга ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат"

 

 

 

Элементы маркетинга

Приоритетные стратегии

Основные направления  реализации стратегии

 

       Товар

Инновация

Обновление ассортимента путем внедрения перспективных продуктов в ассортимент




Эффективность развития маркетинга на мясоперерабатывающем предприятии  обеспечивается не только правильным выбором стратегий маркетинга, но и тактическими, оперативными подходами к их реализации. Ввиду этого мною разработаны научно обоснованные тактические действия и планы маркетинга планы маркетинга, ориентированные на реализацию спроектированных стратегических направлений развития маркетинга на ОАО "Оршанский МК".

 

Диверсификация

Расширение и углубление имеющегося ассортимента

 

Стратегия фирменного товара

Совершенствование внешнего вида (дизайна), упаковки продукции  в рамках единой концепции


 

Цена

Стратегия «снятия сливок»

Высокий уровень цен на имеющихся рынках




 

Стратегия

стимулирующего

ценообразования

Средний уровень цен на новых рынках с целью их завоевания

 

 

Стратегия гибких цен

Разработка гибкой системы  скидок и наценок с цены, механизма корректировки цены


 

Сбыт

Интенсивный сбыт

Расширение форм, методов  и каналов сбыта продукции




 

Стратегия расширения рынков сбыта

Более глубокое проникновение  на периферийные рынки РБ, выход на соседние рынки сбыта

 

Стратегия глубокого проникновения на рынок

Усиление присутствия  на целевых сегментах рынка (имеющихся рынках), развитие фирменной торговой сети


 

Продвижение

Стратегия брендинга

Продвижение торговой марки  ОАО «Оршанский МК», создание позитивного  имиджа, поддержка комплексной лояльности покупателей к бренду




 

Стратегия торгового маркетинга

Поддержка «эффекта присутствия» на рынке, увещевательная и напоминающая реклама, реклама фирменной торговой сети

 

Стратегия поддержки новых марок продукции

Информативное продвижение  до и после внедрения новых  наименований продукции


 

Таблица 4.2. Конкурентные стратегии ОАО "Оршанский мясоконсервный комбинат" по отношению к основным конкурентам

 

Конкуренты

Стратегия ОАО «Оршанский МК»

Тактические направления  реализации стратегии ОАО «Оршанский МК».

ОАО «Витебский МК»

  1. Оборонная стратегия (на целевом сегменте - г. Орша).
  2. Расширение присутствия на рынке Витебской области

Расширение товарной линейки, разработка новых видов продукции, расширение ценового диапазона.

Совершенствование и создание эффективной, гибкой системы скидок.

Разработка эффективного ассортимента, активное продвижение бренда

КУП «Минский МК»

Оборонная

Расширение товарной линейки, разработка новых видов продукции, расширение ценового диапазона

ОАО «Могилевский МК»

Позиционная оборона

Разработка новых видов  продукции в дорогой ценовой категории, эксклюзивная дистрибьюция продукции

ОАО «Глубокский МК»

Позиционная оборона

Горизонтальная интеграция, интенсификация сбыта и продвижения продукции в географических нишах

ОАО «Миорский МК», ОАО «Полоцкий МК»

Нападение

Наступательные действия, захват географических ниш




 

 

Конкурентную борьбу по отношению  к претенденту на лидерство целесообразно  развивать в двух направлениях - рынок г. Орша - оборонная стратегия; на рынке Витебской области - стратегия наступления (расширения доли рынка). По другим конкурентам наиболее целесообразны в сложившейся ситуации следующие стратегии конкурентной борьбы.

Оборонная стратегия призвана защитить свою долю рынка, противодействуя наиболее опасным конкурентам - ОАО "Витебский МК" и крупным республиканским товаропроизводителям. В отношении обитателей ниш, стратегия которых чаще всего основывается на географической сегментации, возможно ведение активных наступательных действий с целью вытеснения данных конкурентов из географических ниш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Фундаментальной основой  процесса управления маркетингом на мясоперерабатывающих предприятиях в  современных условиях является стратегическое маркетинговое планирование, осуществляемое на трех иерархических уровнях: корпоративном, бизнес-уровне и функциональном. В этой связи важное значение приобретает механизм выбора, формирования и рационального сочетания стратегий маркетинга на различном уровне. Нами проведена систематизация факторов, влияющих на процесс стратегического маркетингового планирования, исследован инструментарий на различных уровнях планирования с учетом характерных особенностей маркетинга в АПК.

Проведенные маркетинговые исследования на рынке мясопродуктов Витебской области позволили провести сегментирование рынка, выявить целевые сегменты и перспективные направления инновации ассортимента (йодированные продукты, для профилактического питания, экологически чистые и т. д.), установить тесную связь между местом покупки и сегментом покупателей, оценить уровень трансакционной (поведенческой) и перцепционной лояльности к основным брендам на региональном рынке.

Исследования подтвердили, что ОАО "Оршанский МК" занимает лидирующую позицию на данном рынке благодаря высокой доле рынка, позитивному имиджу и высокой перцепционной лояльности покупателей к бренду "Оршанский мясоконсервный комбинат", а также вследствие хороших потребительских характеристик продукции.

Анализ современного состояния маркетинговой деятельности ОАО "Оршанский МК" позволил установить следующее:

- ассортимент мясокомбината достаточно широкий и глубокий (включая эксклюзивную продукцию) и постоянно обновляется;

- продукция комбината позиционируется как качественная;

- комбинат использует смешанную распределительную политику с сочетанием стратегий интенсивного и дистрибутивного распределения, различных каналов и форм сбыта. При этом слабо развиты транспортно-логистические схемы, отсутствует информационная поддержка сбыта;

- на комбинате накоплен  достаточный опыт проведения мероприятий по продвижению товаров на рынке, но коммуникационная политика недостаточно рациональна и агрессивна, отсутствуют PR-акции.

 

Список литературы

  1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Мн., 2005.
  2. Гусаков В.Т., Мелещеня А.В. Проблемы активизации процессов реформирования предприятий перерабатывающей промышленности // Изв. Акад. аграр. наук Беларуси. 2000. № 1.
  3. Комплекс мер по повышению эффективности агропромышленного производства. Мн., 2007.
  4. Лещиловский П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК: Практикум. Мн., 2003.
  5. Лещиловский П.В., Чеканов В.С. Экономика предприятий и отраслей АПК: Практикум. Мн., 2009.
  6. Мелещеня А.В. Предприятия перерабатывающей и пищевой промышленности сегодня // Технологии переработки и упаковки. 2009. № 1.
  7. Механизм рыночного развития АПК Беларуси: научные основы. Мн., 2005.
  8. Прогноз социально-экономического развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 года. Мн.,2009.
  9. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы //Белорус, нива. 2006. 24 февр.
  10. Производственной потенциал села и его оценка: Метод, пособие / П.В. Лещиловский, Н.Е. Заяц, Н.И. Базылев и др. Мн., 2008.
  11. Стратегия развития АПК: Материалы Республиканского совещания по повышению эффективности работы АПК. Мн., 2006.
  12. Тонкович В.С. Методические рекомендации по реформированию колхозов и совхозов и их адаптации к рынку. Мн., 2007.
  13. Финансовая отчетность 2006-2008 г.г.
  14. Экономика предприятий и отраслей АПК: Учеб. / Под ред. П.В. Лещиловского, Л.Ф. Догиля, В.С. Тонковича. Мн., 2008.
  15. Экономика предприятий и отраслей АПК: Учеб. / П.В. Панкратов В.Г, Е.И. Кивейша, В.Г. Гусаков и др. Мн., 2008.
  16. Эконом.принципы развития и эффективного функционирования АПК Беларуси. Мн., 2009.
  17. Алхатиб, А.Б. Совершенствование управления деятельностью предприятий мясного подкомплекса АПК Республики Беларусь / В.Н. Редько, А.Б. Алхатиб // Вестник Белорус. гос. с.-х. акад. - Гор¬ки, 2007. - № 4. - С. 37-40.

Информация о работе Сущность и значение агромаркетинга в современных условиях