Сущность и значение агромаркетинга в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является изучение коммерческой деятельности предприятия ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» на основе внедрения эффективной системы маркетинга.

Содержание работы

Введение……………………3
Глава 1. Сущность и значение агромаркетинга в современных условиях…..5
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»……………..9
2.1 Краткая характеристика и история развития…………..9
2.2 Ресурсы предприятия………………10
2.3 Показатели экономической эффективности……………..13
2.4 Финансовые показатели……………18
Глава 3. Анализ организации коммерческой деятельности ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»……………….20
3.1 Анализ организации снабжения…………………...20
3.2 Анализ организации сбыта………………………..24
3.3 Анализ организации работы маркетинговых служб…….28
Глава 4. Совершенствование маркетинга ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»…………..
4.1 SWOT-анализ и разработка стратегии развития предприятия……34
Заключение…………40
Список использованных источников………41

Файлы: 1 файл

курсовая по агромаркетингу.docx

— 105.87 Кб (Скачать файл)
  • формулирование целей, которые ставит перед собой предприятие (оптимизация прибыли, максимизация объема продаж, расширение географии сбыта и увеличение доли рынка, обновление ассортимента продукции, выход на внешние рынки и др.);
  • анализ планов производства и поставок продукции в развернутом ассортименте и в региональном разрезе за истекший период, как правило, не менее, чем за предшествующий год;
  • анализ ассортиментной политики предприятия и его основных конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;
  • анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и мероприятий по стимулированию сбыта предприятия и его основных конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;
  • анализ качества выпускаемой продукции и её сравнительных характеристик относительно конкурентов на внутреннем и внешних рынках;
  • анализ организации сервисного обслуживания на предприятии и у основных конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;
  • анализ возможных изменений и тенденций принципиального характера на рынке.

 

Товарная политика

Очевидно, что для любого предприятия задача управления ассортиментом  является ключевой по своему значению. Для предприятия, выпускающего детское  питание, формирование ассортимента имеет  приоритетное значение. В рамках ассортиментной политики предприятия целесообразно  проводить следующий анализ:

а) анализ «ухода»  продукции:

  • выделение укрупненных ассортиментных групп;
  • отслеживание продаж по каждому виду продукции и по группам;
  • выделение групп, дающих наибольший, приемлемый и самый низкий оборот;

б) построение прогнозов:

  • возможного объема продаж для каждой группы продукции;
  • прогнозирование изменений потребительских предпочтений внутри каждой ассортиментной группы;

в) принятие управленческих решений:

  • перераспределение между объемами выпускаемой продукции;
  • мероприятия по продвижению продукции, пользующейся низким спросом;
  • мероприятия по «неликвидным» видам продукции.

Для расширения и обновления ассортимента вырабатываемой продукции  ежегодно специалистами предприятия  разрабатываются новые виды продукции, внедряются в производство новые  ресурсосберегающие технологии, направленные на повышение эффективности производства, экономию сырья и материальных ресурсов.

На предприятии внедрена технология фасовки продуктов из свинины и сырокопченых колбас в  вакуумную упаковку. Приобретена  машина WEBOMATIC (Германия) для упаковки в газовой и вакуумной среде мясных полуфабрикатов и колбасных изделий. Газовая среда повышает срок годности фасованной продукции в 2 раза по сравнению с существующей технологией.

Проблема совершенствования  тары и упаковки является одной из важнейших для предприятия, поскольку  этот фактор оказывает значительное влияние на спрос.

 

Ценовая политика

Ценообразование на предприятии  осуществляется по методу «издержки  плюс прибыль».

Мясо говядины и свинины (в полутушах) ограничены установленными предельными ценами, а консервы для  детского питания имеют предельную рентабельность 10%.

Оптово-отпускные цены на мясопродукты формируются, исходя из реально  сложившихся затрат. Исключение составляют цены на мясные консервы для детского питания. Уровень цен на эту продукцию  регламентируется Министерством экономики  Республики Беларусь.

В целом, ценовая политика завода основывается на постоянном анализе  спроса с тем, чтобы планировать  ассортимент выпускаемой продукции, максимально соответствующий покупательским возможностям потребителей, и устанавливать  приемлемые для потребителей цены.

 

Комплекс стимулирования

Современное предприятие  в рыночных условиях не может нормально  функционировать без коммуникационной поддержки своей продукции. Необходимо поддерживать интерес к своей  продукции, информировать потребителей о выпуске новой продукции. Особенно это важно при выводе нового продукта на рынок, либо при введении каких-либо новшеств в упаковку, тару.

Выделяют 4 основные группы методов продвижения товаров.

1. Товарная реклама – это форма неличного обращения к потенциальным потребителям в целях их убеждения приобрести товары или услуги. Товарная реклама стремится добиться известности торговой марки, а добившись ее, напоминать потребителям о её достоинствах.

Основными её средствами являются:

  • печатная реклама;
  • реклама в СМИ;
  • прямая почтовая рассылка;
  • аудиовизуальная реклама;
  • радио- и телереклама;
  • наружная реклама;
  • реклама в местах продажи;
  • выставки и ярмарки;
  • рекламные сувениры;
  • виртуальная реклама.

 

2. Стимулирование сбыта. Мероприятия по стимулированию сбыта могут быть направлены производителем либо на участников каналов сбыта, либо непосредственно на потребителей. К таким мероприятиям относят проведение семинаров по обучению способам эффективных продаж для дистрибьюторов, пробные предложения (раздача бесплатных образцов продукции); распродажи и торговые скидки; купоны; демонстрацию и тестирование товаров; выкладку товара (мерчендайзинг); внутренние витрины; конкурсы и лотереи на упаковке товара; подарки покупателям; сувениры с напоминанием о товаре; событийный маркетинг.

З. Личные продажи – это представление товара при непосредственном контакте продавца и покупателя. Существует два метода личных продаж: по телефону и через агентов. В ходе личной продажи покупатель приобретает не только товар, но и продавца в качестве консультанта и советчика. Личный контакт позволяет оказывать большее влияние на покупателя, чем реклама в СМИ, поэтому более высокие затраты на их организацию бывают оправданными.

4. Формирование общественного мнения (PR). Позитивное мнение о предприятии не возникает само по себе. Обеспечение компании положительной известности в обществе и противодействие негативным мнениям и слухам о ней – основная задача подразделений PR (public relations).

 

Однако, в первую очередь, коммуникационная политика предприятия  осуществляется посредством рекламы. Наиболее часто используемыми видами рекламной поддержки продукции  могут быть:

  • реклама в специализированных периодических изданиях (например, газеты «Гастроном» и «Продовольственный рынок», журнал «Пищевая промышленность» и др.);
  • реклама на телевидении;
  • радиореклама;
  • наружная реклама, реклама на транспорте;
  • выпуск рекламной продукции (календари, рекламные буклеты и др.);
  • проведение дегустации производимых консервов в торговых точках;
  • ежемесячные дегустации в дегустационном зале на предприятии, где могут присутствовать потребители продукции комбината, потенциальные клиенты, а также работники предприятия.

 

Представители комбината  ежемесячно выезжают в различные  города Республики Беларусь и Российской Федерации с целью рекламы  продукции и увеличения экспорта. В посещаемых регионах по каналам местного телевидения транслируются рекламные ролики, проводятся выставки-дегустации. Планируется размещение рекламных статей в центральной печати, в частности, в газете «Комсомольская правда».

Участие в различных выставках  и ярмарках также очень эффективно при продвижении продукции. Предприятие  ежегодно принимает участие в  таких выставках, как «ПродЭкспо», «Продукт», «Гурман», «Качество».

Предприятие постоянно участвует  во многих выставках, где получает положительные  отзывы и награды.

Участие в выставках и  ярмарках позволит предприятию достичь  следующих целей:

  • оценить конъюнктуру и перспективу тенденций рынка отрасли;
  • собрать информацию об основных конкурентах;
  • расширить деловые контакты, собрать заказы, заключить договоры;
  • оценить возможность участия в качестве экспонента.

Для расширения экспортных поставок ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» будет размещать информацию о своей продукции в коммерческих бюллетенях (один из лучших для данной отрасли – «Продукты питания», г. Москва), а также в других специализированных изданиях.

В современных рыночных условиях каждому предприятию необходимо иметь свой сайт в Интернете. Это  позволяет найти новых потребителей, особенно за пределами республики. На сайте ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»  размещена информация об истории предприятия, производимой продукции, проводимых технических  перевооружениях и т.п.

 

Направления по увеличению объемов реализации готовой продукции  и перечень основных покупателей  продукции, поставляемой на экспорт.

 

     В условиях  жесткой конкуренции отделом  сбыта прилагаются все усилия  для увеличения объемов реализации  продукции. Для этих целей ведется  плотная работа по изучению  потребностей покупателей и удовлетворению  покупательского спроса. Данная  работа проводится путем опроса  покупателей на проводимых дегустациях  в торговых точках города и  в фирменных магазинах предприятия,  с помощью проводимого общения  с товароведами магазинов, анализа  ассортимента конкурентов, ежемесячному  проведению мониторинга цен конкурентов,  поиска передовых идей на международных  выставках.

     Развивая географию  поставок, стратегически важными  определены следующие регионы:  г.Орша, Витебская область, Могилевская область, г.Минск. Если по г.Орша на прилавках торговых точек преобладает продукция Оршанского мясоконсервного комбината, то другие регионы рынков РБ имеют большие резервы роста. В этом направлении ведется работа по увеличению объема поставок (Гродно, Брест, Гомель). Для этого совершаются регулярные выезды специалистов отдела сбыта с полной информацией по продукции предприятия в данные регионы для поиска новых точек сбыта. Также осваивается рынок Российской Федерации, путем регулярных выездов в г.Москва, г.Смоленск, г.Вязьма и др., а также на ярмарки и выездную торговлю в города Российской Федерации.

     При реализации  полуфабрикатов особое внимание  уделяется ассортименту предлагаемой  продукции. Главными специалистами  технологической службы и службы  маркетинга и сбыта определен  перечень продукции, которая отпускается  покупателям только в ассортименте  с другой менее востребованной  продукцией (новые виды, малоизвестные  наименования, более дорогостоящая  продукция и др),  что позволяет увеличить общий объем реализации. Постоянно на предприятии выпускаются и предлагаются в продажу новинки: стейк, шницель, фарш, наборы (наборы из  субпродуктов, рыбные наборы), мясная и рыбная продукция в различных видах упаковки и с разной расфасовкой.

     В 2008 году  предприятие расширило ассортимент  выпускаемой продукции, в том  числе копчености из свинины:  Балык Столичный, Корейка охотничья,  Ветчина Сочная, Филей с сухофруктами  Восточный, Мясной орех, Ребра  Дачные; копчености из говядины: Говядина с сухофруктами Деликатесная, говядина Панская вяленая, Ковалочек Панский вяленый и др.

     После ввода  в эксплуатацию новых климатических  установок увеличился объем производства, улучшилось качество и расширился ассортимент сырокопченых колбас: Марьин гостинец с/к в/с, Банкетная деликатесная вяленая и другие.  

     В цехе по  производству консервов для детского  питания освоен выпуск новых  видов мясных консервов с использованием  мяса индейки и кролика, а  также мясных консервов с добавлением  морской капусты и лактулозы, много новинок и в консервном производстве.   

     Фирменная  торговля постоянно организовывает  выездную торговлю продукцией  комбината в Оршанском, Толочинском, Дубровенском, Сенненском районах. Проводятся акции по снижению розничной цены (за счет снижения торговой надбавки) на кануне государственных праздников, скидки при покупке товара на сумму более 50 тыс.руб и тд.

     География  поставок консервов Республике  Беларусь охватывает практически  все регионы. Данный товар имеет  длительные сроки реализации, поэтому  при его продвижении на рынок  активно пользуется услугами  посредников-оптовиков: базы «Бакалея»,  базы «Мясомолторг», универсальные базы и межрайбазы «Облпотребсоюз», хладокомбинаты и др.

   

 

Глава 4. Совершенствование маркетинга ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат»

4.1. SWOT-анализ и разработка стратегии развития предприятия.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Информация о работе Сущность и значение агромаркетинга в современных условиях