Тарифная политика в электроэнергетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение тарифной политики в электроэнергетике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить методические основы проведения анализа производственно - хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Разобрать стратегическое направление тарифной политики предприятия.
Разработать новые методики тарифообразования.
Предложить способы усовершенствования тарифной политики.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Р1ь.doc

— 632.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

      Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно – сбытовой структуры предприятия.

       Что касается системы тарифов на электроэнергию, то она представляет собой один из важных экономических рычагов для осуществления политических и хозяйственных задач, вытекающих  из ведущей роли электроэнергии в обществе.

    Реализация  электроэнергии потребителям по  установленным тарифам должна  обеспечить возмещение затрат  на производство, передач и распределение энергии, а также способствовать созданию накоплений, используемых для расширения производства и покрытия части расходов государства на нужды общества.

        Актуальность выбранной темы обосновывается рыночной экономикой связанной с необходимостью повышения эффективности, конкурентоспособности продукции и услуг на основе производственно – хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

     Анализ деятельности дает возможность вырабатывать необходимую стратегию и тактику развития предприятия, на основе которых формируется производственная программа, выявляются резервы повышения эффективности производства.

     Целью работы  является изучение тарифной политики в электроэнергетике.

     Для реализации  поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

  1. Изучить методические основы проведения анализа производственно - хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
  2. Разобрать стратегическое направление тарифной политики предприятия.
  3. Разработать новые методики тарифообразования.
  4. Предложить способы усовершенствования тарифной политики.

     Объект  исследования предприятие «Генерация  Бурятии» филиал ОАО «ТГК-14».

     Предметом  исследования является тарифная политика ОАО «ТГК-14».

     В первой  главе «Тарифная политика в  электроэнергетике» рассматривается тарифная политика в электроэнергетике, как по Российской Федерации, так и по Республике Бурятия. Разобраны проблемы тарифной политики предприятия.

     Во второй  главе «Анализ производственно  – хозяйственной и финансовой  деятельности ОАО «ТГК-14» показан анализ производственно - хозяйственной деятельности, анализ затрат предприятия, анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

     В третьей  главе «Совершенствование ценовой  политики ОАО «ТГК-14»» представлено стратегическое направление тарифной политики предприятия, предложены новые методики тарифообразования и предложения по усовершенствованию тарифной политики.

     В заключении  приводятся основные выводы по  результатам проведенных производственно  – хозяйственного и финансового анализов и совершенствованию ценовой политики ОАО «ТГК-14»

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Тарифная политика в электроэнергетике.

1.1 Тарифная политика в электроэнергетике РФ и РБ

 

До конца двадцатого века исследования в области энергетики носили четко выраженную технологическую ориентацию, однако в последние годы происходит их корректировка в сторону ее рыночных аспектов. Этому способствуют новые экономические реалии, которые привели энергетику практически всех стран мира к реформационным процессам. Это вызвало целый ряд исследований, которые затрагивают вопросы развития рыночных отношений в данной отрасли. Однако вопросы социальной значимости освещаются слабо. Электрическая и тепловая энергия – это продукт, потребителями которого являются не только государственные учреждения и бизнес – структуры, но и домашние хозяйства. В связи с этим определение цены на энергию затрагивает интересы не только производства, но и региональных бюджетов и населения. Следовательно, тарифообразование должно быть социально-ориентированным. Это значит, что необходимо пересмотреть подходы к существующим методам ценообразования на электрическую и тепловую энергию.

В этой связи высокую  роль приобретает повышение эффективности  государственного управления, которое бы учитывало приоритеты социального развития. Деятельность органов государственной власти Российской Федерации в области реформирования отраслей естественных монополий требует применения научно обоснованных методов, позволяющих количественно оценить экономическую эффективность проводимых мероприятий. Отрасли естественных монополий – электроэнергетика, железнодорожный транспорт, газовая промышленность и другие определяют экономический климат страны в целом и входят в систему национальной безопасности.

В связи с этим моделирование  последствий реформирования отраслей естественных монополий должно носить макроэкономический характер.

 При этом с одной  стороны, необходимо оценивать  влияние регулирования на экономическую деятельность других отраслей народного хозяйства страны, на инфляционные процессы, на уровень жизни населения и другие социальные аспекты. С другой стороны, необходимо оценить экономическую эффективность реформирования на уровне отрасли и ее конкретных предприятий. В стратегии реформы недостаточно регламентированы социальные основы преобразований, отсутствует прогноз социальных последствий. На каждом этапе реформирования необходим анализ социальных изменений и при необходимости корректировки либо текущего развития реформирования (приостановки, изменения), либо поддержкой или даже опережающим реформированием социального сектора, обеспечения необходимого уровня адресной социальной поддержки.

Тарифное регулирование  является непосредственным звеном взаимодействия энергетики и потребителей, что определяет высокие требования к его качеству и эффективности. Основы тарифного регулирования заложены в законодательстве Российской Федерации. Применяемые после распада единой энергетической системы (ЕЭС) страны методы государственного тарифного регулирования предусматривали расчет тарифов на электроэнергию, основанные на методике экономической обоснованности затрат на производство, передачу и реализации энергии потребителей каждого региона. Таким образом, уровень тарифов в каждом регионе определялся типом имеющихся объектов генерации (угольные, атомные, гидростанции), протяженностью электрических сетей, структурой потребителей. Это привело к огромной дифференциации (до 10 раз) тарифов на электрическую энергию не только для потребителей страны, но и для - потребителей одной объединенной энергосистемы (ОЭС).

В этой связи становится актуальной разработка методов и  алгоритмов, позволяющих в равной степени обеспечить финансовыми  ресурсами предприятия энергетики, функционирующие в одинаковых условиях, обеспечив

при этом сопоставимый уровень  тарифов для потребителей разных регионов. Проведение количественных оценок и их анализ позволит максимально снизить вероятность принятия субъективных и экономически неэффективных шагов по регулированию их деятельности.

      Проблемы несбалансированности объединенных энергосистем ЕЭС России и снижения надежности системы электроснабжения в рыночных условиях должны решаться уже сейчас.

     Однако система управления энергетической отраслью, в том числе тарифным регулированием, относится к сложным объектам, и в условиях проводимого реформирования процесс ее совершенствования активно развивается.

Проведенные к настоящему времени теоретические исследования по разработке и применению методов государственного тарифного регулирования, предприятий энергетики позволяют обосновать методические подходы к формированию тарифов. Однако ряд аспектов требуют дополнительного исследования. Отметим некоторые из них: недостаточно изучены вопросы влияния государственного тарифного регулирования на надежность энергосистем в условиях ограниченной платежеспособности потребителей;

- дополнительных исследований  требуют тарифные последствия  от применяемых методик по расчету тарифов для экономики регионов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, бюджетных организаций и населения.

      В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 № 29 Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия:

Осуществляет функции  государственного регулирования:

- тарифов на электрическую  (для населения) и тепловую энергию, теплоноситель;

- тарифов на услуги по передаче  электрической и тепловой энергии,  теплоносителя;

- платы за технологическое присоединение  к электрическим сетям;

- платы за подключение к системе  теплоснабжения;

- платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии

- социальной нормы потребления  населением энергетических ресурсов;

- сбытовых надбавок гарантирующих  поставщиков электрической энергии.

     Основными особенностями энергетики и её продукции являются:

   1.  Спрос на энергию зависит от уровня экономического развития региона;

   2.  Производство и потребление электроэнергии и в большой степени

тепловой энергии совпадают во времени. Отсюда важность точного прогнозирования спроса;

   3. Качество электроэнергии, если оно отвечает имеющимся стандартам,

нельзя в отличие от других продуктов и товаров улучшить. Ограничены

возможности улучшения качества и тепловой энергии. Отсюда вытекает

возможность только ценовой  конкуренции.

  4.  В электроэнергетике товаром особого рода, следовательно, предметом

спроса является не только электрическая и тепловая энергия, но и мощность.

Это означает, что  объектом маркетинга является режим  потребления электрической и тепловой энергии в целом: в суточном, недельном и сезонном (годовом) аспектах.

  5. Технические и экономические возможности передачи энергии на большие

расстояния  ограничены, что ограничивает   возможности   экспорта —   импорта энергии.

   6.  В современных условиях энергетическая система обладает естественной монополией на энергоснабжение обслуживаемой территории.

    Естественная монополия объективно приводит к практически полному отсутствию конкурентной борьбы и необходимости государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию.

  7.   В условиях естественной монополии отрасли рынок – это рынок особого вида, где продавец и покупатели вынуждены быть партнерами не только в процессе купли—продажи энергии, но и в выявлении закономерностей спроса на нее.

 

1.2 Проблемы тарифной политики

 

     Проблема  государственного регулирования  тарифной политики в электроэнергетике является актуальной по причине значительного роста тарифов на электроэнергию, наблюдаемого на протяжении последних лет. Если сохранится данная тенденция, то в скором времени тарифы на электроэнергию в России будут выше, чем в Соединенных Штатах и странах ЕС, хотя цена, к примеру, на энергоноситель – природный газ в РФ для электростанций значительно ниже, чем в указанных государствах. При этом, важно учитывать, что затраты на энергоносители в целом в структуре себестоимости продукции в России в среднем в 1,7 раза превышают аналогичные показатели в Китае, в 7 раз – в Соединенных Штатах, в 12 раз – в странах ЕС. И эта одна из главных причин неконкурентоспособности нашей экономики.

      Помимо  этого, происходит негативная  деформация структуры тарифов  в сторону резкого увеличения  сетевой составляющей. В целом  можно констатировать, что после распада СССР существенно снизились экономическая эффективность функционирования, темпы развития электроэнергетики в России и прогнозы, на которых базировалась реформа РАО ЕЭС, завершенная в 2008 году, не оправдались.

     Безусловно, во многом проблемы в отрасли  обуславливаются значительным износом основных фондов, который по объектам электроэнергетики в России – более 50% , что выше, чем по промышленности в целом. Отражением этого является рост расходов топлива на производимую электроэнергию, увеличение потерь в сетях и низкими КПД в целом.

      Наряду  и износом основных фондов, причинами снижения экономической эффективности функционирования электроэнергетики являются:

- устаревшие энергетические  технологии, используемые в тепловой  энергетике страны, особенно при генерации электроэнергии на газовых электростанциях, и в электросетях низкого напряжения;

- использование морально  устаревшего оборудования на  электростанциях и в электрических  сетях (его доля превышает 40% всего установленного);

- несовершенство системы  управления развитием отрасли  в условиях образования многочисленных распределительных компаний, одной из целей функционирования которой была бы минимизация затрат на развитие и функционирование электроэнергетики, что обеспечивалось прежней – централизованной системой управления отрасли;

- низкий инновационный  потенциал отрасли и сокращение научно – технического потенциала отрасли – большинство руководителей образованных распределительных компаний заинтересованы в получении быстрой коммерческой сверхприбыли, за счет «накручивания» тарифов, а не во внедрении инновационных технологий, которые бы обеспечивали снижение издержек, соответственно, себестоимости и, как следствие, возможным стало бы понижение тарифов на электроэнергию;

Информация о работе Тарифная политика в электроэнергетике