Тарифная политика в электроэнергетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение тарифной политики в электроэнергетике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить методические основы проведения анализа производственно - хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Разобрать стратегическое направление тарифной политики предприятия.
Разработать новые методики тарифообразования.
Предложить способы усовершенствования тарифной политики.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Р1ь.doc

— 632.50 Кб (Скачать файл)

       Энергосбытовая деятельность - это управленческая деятельность по выработке и принятию управленческих решений, обеспечивающих эффективные продажи произведенной энергоснабжающей организацией энергии потребителям (абонентам).

      Обязательными для Энергосбыта являются следующие виды деятельности:

-   реализация  электрической и тепловой энергии  и мощности Общества по

тарифам, установленным  постановлениями органов государственного регулирования тарифов в соответствии с действующим законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию;

- обеспечение  энергоснабжения потребителей в  соответствии с заключенными  договорами;

-   безусловное  исполнение диспетчерских распоряжений, отраслевых норм и

правил по устройству и условиям безопасности эксплуатации энергоустановок.

 

      Задачей тарифной политики является  становление экономически обоснованных тарифов для различных категорий плательщиков, в том числе:

-   устранение  чрезмерной дифференциации;

- прекращение  практики установления тарифов ниже себестоимости (для

льготных групп);

- устранение  перекрестного субсидирования;

- применение  тарифов, дифференцированных по  временам года, времени суток;

-  тарифные  кредиты, т.е. временное снижение  тарифов для потребителей,

реально осуществляющих энергосбережение

-  общее стимулирование  промышленного региона с целью  увеличения

энергопотребления;

-  ликвидирование  дефицитности энергосистемы;

- активизация  деятельности по сокращению издержек  производства;

-  устранение  в перспективе перепродавцов энергии как промежуточных звеньев

       Определенную разновидность цен  представляют тарифы на энергию,  которые должны обеспечивать возможность   возмещения затрат на производство и передачу энергии, выплаты налогов и получения необходимой прибыли для развития предприятия и улучшения социально-экономического положения всех работающих.

     Установление  оптимального тарифа на электроэнергию  заключается в следующем:

-   определить  такую дифференциацию цен для  различных категорий

потребителей, которая соответствовала бы, с одной стороны, влиянию графика и других условий потребления электроэнергии на её себестоимость в энергосистемах, с другой – отражала бы в обратной пропорциональности народнохозяйственное значение потребителя;

-  стимулировать равномерное и экономичное потребление электроэнергии в

течение суток.

        Рассмотрим процесс принятия тарифов, он проходит 9 этапов. На 1-м этапе проверяется обоснованность внесенных тарифов. Далее они обсуждаются на тарифной комиссии. Законченную форму документ приобретает на профильных комитетах, на заседаниях постоянных комиссий, совместных заседаниях с заинтересованными органами. После многочисленных обсуждений и заседаний тарифы выносятся на День депутата. И после него они выносятся на сессию. Последним этапом является государственный контроль. 210-й Федеральный закон при утверждении тарифов на коммунальные услуги обязывает исходить из реальных затрат предприятий-поставщиков услуг, то есть тарифы должны обеспечивать полно возмещение затрат организаций коммунального комплекса. Чрезмерно завышенный тариф, принятый в интересах только организации, неприемлем, так как тяжелым бременем ложится на плечи добросовестно платящих жителей города. Принятие же низкого тарифа, не отвечающего жизненным реалиям, влечет за собой снижение качества предоставляемых услуг, последующее банкротство организации и в целом разрушение системы коммунальной инфраструктуры.

      Рассмотрим отдельные положения по формированию тарифов на электроэнергию в энергосистеме. В основу определения структуры тарифа положен традиционный подход, основанный на использовании существующих видов тарифов и сложившейся категорийности потребителей.

     Исходя  из модели межотраслевого баланса  связь цены (тарифа) на энергию с ценами на другие виды продукции можно представить в следующем виде:

              (1)

где Ц - цена (тариф) на энергию (j - индекс энергетики);

vj - заработная плата работников, занятых в энергетике;

mj- прибыль в энергообъединении, складывающаяся из части т'j идущей на погашение налогов, и части т"j остающейся в распоряжении предприятия;

aij - удельные расходы продукции вида i на производство единицы энергии j; Цi — цена единицы продукции вида i.

Вышеизложенный  методологический подход позволил разработать  методику расчета двухставочных  и одноставочных тарифов на электроэнергию как без учета, так и с учетом зон графика нагрузки энергосистемы. Известно, что двухставочный тариф  формируется из двух ставок:

                        T = T1 + T2                        (2)

где  Т1 — плата за  заявленный  максимум, руб/(кВт*ч);

 Т2—плата за потребленную энергию, коп/(кВт*ч).

Первая тарифная ставка рассчитывается на основе постоянных затрат себестоимости

                    (3)

где Sаj — амортизационные отчисления от стоимости основных

производственных  фондов в части, относимой на производство энергии вида j;

S з.п.j - затраты на заработную плату, относимые на производство энергии вида j;

     Qij — материальные затраты вида i, относимые на j-й вид энергии;

     Рi — суммарный заявленный максимум.

С учетом индекса  цен на топливо, материалы, заработную плату и налога на

добавленную стоимость  в энергосистеме первая тарифная ставка на энергию может быть определена из выражения

    

    

                                                                                                                    (4)

где I з.п. и Ii —индексы заработной платы и i-го

компонента  материальных затрат;

 γqi— налог на добавленную стоимость в энергосистеме;

 qij = Qij/Pj — удельные материальные затраты;

γn— ставка налога на прибыль;

 rj0—минимальный уровень рентабельности по прибыли, остающейся

в распоряжении предприятия, по отношению к себестоимости.

     Вторая  часть тарифа формируется через  переменную составляющую себестоимости.

С учетом индекса цен на топливо и налога на добавленную стоимость в

энергосистеме

                                                  (5)        

где Sпер j – переменные затраты на единицу энергии;

IT – индекс цен на топливо.

     При  одноставочном тарифе выплаты  рассчитываются по одной из  тарифных ставок.

Суммарный объем  выручки от реализации определяется из выражения

                    (6)

где п1 — количество потребителей I группы (рассчитывается по

тарифу);

 п—общее количество потребителей в системе.

     Для  формирования тарифов с учетом  зоны графика нагрузки расчет  себестоимости необходимо проводить по зонам графика, так как его покрытие происходит за счет электростанций различного уровня экономичности. Целесообразно выделить три зоны: I зона — ночной провал графика, II зона — полупик, III зона — пик графика. В каждой зоне определяется суммарная заявленная (договорная) мощность потребителей энергии.

     Можно  предложить следующие направления  совершенствования методов

ценообразования в энергетике.

     Установление  экономически обоснованных тарифов  для различных категорий плательщиков, в том числе:

-  устранение  чрезмерной дифференциации;

-  прекращение  практики установления тарифов  ниже себестоимости (для

льготных групп);

-  устранение  перекрестного субсидирования;

- применение  тарифов, дифференцированных по  временам года, времени суток;

- тарифные кредиты,  т.е. временное снижение тарифов  для потребителей, реально осуществляющих энергосбережение

- общее стимулирование  промышленного региона с целью  увеличения

энергопотребления;

-  ликвидирование  дефицитности энергосистемы;

-  активизация  деятельности по сокращению издержек  производства;

- устранение  в перспективе перепродавцов  энергии как промежуточных звеньев  между производителями и потребителями  энергии.

      Одним из наиболее значимых  аспектов поведения энергетических предприятий в рыночной среде является формирование стратегии тарифообразования. Её можно определить как обоснованный выбор из нескольких вариантов тарифов, направленный на достижение поставленных предприятием целей в рамках планируемого периода.

     Исходя из стратегии развития электроэнергетики в России, предпочтение можно отдать следующим стратегиям ценообразования в условиях монополизации рынка, т. е. политике продаж одинаковых товаров различным потребителям по разным ценам:

1.      Стратегия множественных цен;

2.      Стратегия сегментации рынка.

     Первая  заключается в том, что цены  определяются в зависимости от

индивидуальных  кривых рыночного спроса, а не под  воздействием рыночного спроса в целом.

      Вторая – основана на неоднородности покупательского рынка на различных рынках или сегментах одного рынка.

      Таким образом, предельные издержки, стратегия энергосбережения, экологические аспекты должны учитываться в тарифообразующей политике предприятий энергетики.

Динамика изменения  тарифов по датам введения тарифа

     Расчет  за электроэнергию и мощность  производится по тарифам, установленными Федеральной службой по тарифам РФ. Значения тарифов приведены в таблице.

Таблица 3.1 Динамика изменения  тарифов по датам введения тарифов

Тариф

«Читинская Генерация»

Тариф

«Генерация Бурятии»

           

Одноставоч-ный тариф  руб./тыс. кВтч

1070,9

1176,1

1715,0

Одноставоч-ный тариф, руб./тыс. кВтч

1283,6

2596,6

2683,0

Плата за электроэнергию, руб./тыс. кВтч

600,2

566,3

763,7

Плата за электроэнергию, руб./тыс. кВтч

807,1

1073,5

985,6

Плата за мощность, руб./МВт  в месяц 

 

 

133789,7

 

173315,9

 

237516,5

Плата за мощность, руб./МВт  в месяц

 

113573,5

 

363071,0

 

308060,0


 

     Приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 21 декабря 2010 г.№2/175 «О тарифе на тепловую энергию для потребителей ОАО «ТГК-14» в г. Улан-Удэ на2011 год».

Таблица 3.2 Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую конечным потребителям ОАО «ТГК-14» от станций находящихся в Республике Бурятия

Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую конечным потребителям ОАО «ТГК-14» от станций находящихся в Республике Бурятия

Тариф

Ед. изм.

«Генерация Бурятии»

2009

2010

2011(с 01.01.11)

2011(с 25.07.11)

Одноставочный тариф в г.Улан-Удэ

Руб./Гкал

896,45

1028,18

1151,15

1147,62

Одноставочный тариф в п.Каменск

Руб./Гкал

1002,9

1243,54

1396,54

1396,54


 

     Приказ  Республиканской службы по тарифам  Республики Бурятия от 25 июля 2011 г.№2/12 «О тарифе на тепловую  энергию для потребителей ОАО  «ТГК-14» в г. Улан-Удэ на2011 год».

Информация о работе Тарифная политика в электроэнергетике