Тенденция к снижению ставок налогов и количества взимаемых налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ и возможности рационализации действующей налоговой системы
1.1 Основные налоги, собираемые на территории РФ
1.2 Рационализация системы налогообложения
Глава 2. Проблемы и тенденции налогообложения
2.1 Противоречия основных налогов
2.2 Тенденции реформирования налога на прибыль
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

процедурах участия  налогоплательщиков  в  рассмотрении  актов  проверок,  о

порядке  и  сроках принятия решений и т. д.

       Конечно это  лишь небольшой  круг  проблем,  касающихся правовой  базы

 налогообложения в России,  будоражащих нашу налоговую систему.  Подчеркнем,

что   пока   не   будет   выработано   авторитетной   целостной    концепции

реформирования налогообложения  и  его  правовой  формы,   результаты  любых

изысканий  в этой  сфере  останутся  не более  чем  точкой  зрения  отдельных

коллективов и специалистов.

 

3.1. Противоречия основных налогов

 

       Практически все  основные налоги,  собираемые  на  территории  России,

имеют множество противоречий и  недоработок. В  качестве  примера  рассмотрим

действие налога на добавленную  стоимость. Ни для кого  не  секрет,  что  это

один из наиболее критикуемых действующих  налогов.

        В условиях инфляционных процессов и огромной ставки НДС  этот  налог

стал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства  в

связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает  почти

на четверть и так уже выросшие многократно  цены.  Его  роль  проявляется  в

том,  что в течение трех лет  проведения реформ   реализуется  только  65-70%

произведенной  продукции,  а  также   катастрофических   размеров   достигла

взаимная задолженность  предприятий  и  организаций.  Так  как  этот  налог,

несомненно, очень перспективен  в  рыночной  экономике,   то  согласиться  с

предложениями о  его ликвидации нельзя.  Нужно  отрабатывать  его  механизм,

имея в виду существенное снижение  ставки.  Снижение   ставки  НДС,  в  свою

очередь, нацелено на увеличение объемов производства,  работ и  услуг,  что,

как   показывают   расчеты,   может   значительно   расширить   ограниченные

возможности  бюджета.  Кроме  того, этого  же  можно  было  бы  добиться  при

оправданном увеличении ставок налога на имущество предприятий.

       Налог на добавленную  стоимость дополняется акцизами  на отдельные виды

продукции. Это  сравнительно  новая  для  нас,  но  общепринятая  в  мировой

практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства  товаров  со

значительной разницей между ценой, определяемой  потребительной  стоимостью,

и  фактической  себестоимостью.   Рыночная  экономика  неизбежно   порождает

необходимость в акцизах.

       Косвенные налоги  на потребление действуют практически  во всех странах

с развитой  рыночной  структурой.  Обычно  они  выступают  в  двух  основных

формах: налог на добавленную  стоимость  или   налог   с   продаж.   Поэтому

имеет смысл сравнить ставки на целевое  назначение этого налога  в  различных

странах. В  США  одним   из  главных доходных  источников  бюджетов  штатов

является налог с продаж. Отчисления от него направляются и  в  муниципальные

бюджеты.

 

3.2 Нестабильность налоговой системы  РФ

 

       В настоящее  время налогоплательщики сетуют,  и   вполне  обоснованно,

на нестабильность российских налогов, постоянную  смену  их  видов,  ставок,

порядка  уплаты,  налоговых  льгот  и  т.  д.,  что   объективно   порождает

значительные трудности в организации  производства и  предпринимательства,  в

анализе  и  прогнозировании  финансовой  ситуации,  определение  перспектив,

исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что 90-е годы  является  периодом

возрождения и становления налоговой  системы России.

       Система налогов,  введенная  в  1990-1991  годах,  была  весьма  слабо

адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и  тенденций,

практически она устарела уже к  моменту начала своего функционирования.  Дело

в том, что в   условиях  перехода  к  рынку  применялись  старые  понятия  о

налогах.

       Вносимые  в  курс  экономической  реформы  уточнения   и   дополнения

неизбежно отражаются на необходимости  корректирования  отдельных  элементов

системы налогообложения. Этого требуют  и продолжающиеся в  экономике  страны

процессы инфляции,  хотя  теперь  не  такой  динамичной,   роста  бюджетного

дефицита,  падения  уровня  производства   в   промышленности   и   сельском

хозяйстве. Меняются  ставки  налогов,  объекты  налогообложения,  отменяются

одни  льготы  и  вводятся  новые,  уточняются  источники   уплаты   налогов.

Многочисленные  изменения  и   дополнения   вносятся   в   инструктивный   и

методический материал по налогам.

       В декабре 1993 года президентским указом было  отменено  положение  о

норме,  в соответствии с которой  региональные  и  местные  органы  власти  в

праве вводить или не вводить  лишь  те  налоги,   которые  оговорены  законом

“Об основах налоговой системы  в Российской  федерации”.  В  результате,  как

грибы после дождя, стали появляться такие экзотические налоги как  налог  на

падение объемов производства или  на инвестиции   за  пределами  региона,  за

прогон  скота  или  на  содержание  футбольной  команды.  Тревожно,  что  на

основании указа  внутри России возникли своеобразные  таможенные  барьеры  в

виде сборов  за  въезд  или  за  ввоз  товаров  на  территорию  области  или

республики, а также за вывоз  товаров за пределы региона.

       Большую опасность  стали представлять и налоги, “экспортируемые” одним

регионом в другие. Например, Тува  ввела  собственные  акцизы  на  отдельные

виды продовольствия и минерального сырья. Поскольку эти акцизы включаются  в

цену продукции, а продукция  реализуется   за  пределами  республики,  налог

фактически  взимается  с  “чужих”   налогоплательщиков,    а   поступает   в

собственный бюджет. Подобные примеры можно продолжить.

       Налоговая система  России стала  напоминать  лоскутное   одеяло,  число

лоскутов  в  котором  стремительно  увеличивается.  Это    не    только   не

стабилизирует налоговую  систему,  но  и  приводит  в  отчаяние те  крупные

предприятия,  которые  осуществляют  свою  деятельность  в  разных  регионах

страны или принимают решения  об инвестициях в российскую экономику.

       Представляется  важным   сопоставить  налоговую   систему   России   с

налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо переход  к  рыночной

экономике немыслим без использования  опыта  западных  государств  наряду  со

всем лучшим, что имелось в  СССР.

       По оценкам  зарубежных экспертов, западные  предприниматели  ухитряются

скрыть  от  налогообложения  от  10  до  30%  своих   доходов.   По   мнению

специалистов Государственной  налоговой службы России, у нас  эта цифра  выше.

Это в свою очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.

       Сегодня в стране  ставки  налогов  устанавливаются  без  достаточного

экономического анализа их воздействия  на  производство,  на  стимулирование

инвестиций и т. д. Между тем  при  установлении  ставок  налогов   необходимо

учитывать их влияние не  только  на   это,  но  и  на  ликвидацию   условий,

способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты  налогов.

Аксиомой является тот факт, что  последствия  уклонения  от  налогов  меньше,

если различные виды доходов  облагаются по одинаковым  ставкам.  В  противном

же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов  в  пользу  тех,

которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

       Действующая   в  стране  налоговая  система   со  слабо  проработанными

теоретически и экономически ставками  налогов  вынуждает  вводить  новые  (и

подчас совсем не рыночные)  виды  изъятий,  способные,  по  мнению  властей,

нивелировать негативные  последствия,  связанные  с  произвольностью  ставок

налогов на отдельные  доходы.  Поэтому  сейчас  из-за  более  низкой  ставки

выгоднее направлять  средства  на  оплату  труда,  нежели  платить  налог  с

прибыли. Завтра это может привести к тому, что все  доходы  уйдут  в  личное

потребление. Поэтому важно, чтобы  доходы облагались  по  одинаковым  средним

ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не  было  мотива

перераспределять доходы в целях  “легального” снижения размера  уплачиваемого

налога.

       Как видим нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр   ставок,

количества налогов, льгот и  т. д.  несомненно,  играет  отрицательную  роль,

особенно в период перехода российской экономики  к  рыночным  отношениям,  а

также препятствует инвестициям как  отечественным, так и иностранным.

 

 

 

?? Перспективы развития налоговой  системы РФ

 

       Сегодня в стране  ставки  налогов  устанавливаются  без  достаточного

экономического анализа их воздействия  на  производство,  на  стимулирование

инвестиций и т. д. Между тем  при установлении  ставок  налогов   необходимо

учитывать их влияние не только  на   это,  но  и  на  ликвидацию   условий,

способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов.

Аксиомой является тот факт, что  последствия уклонения  от  налогов  меньше,

если различные виды доходов  облагаются по одинаковым ставкам.  В  противном

же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в  пользу  тех,

которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

       Действующая   в  стране  налоговая  система   со  слабо  проработанными

теоретически и экономически ставками  налогов  вынуждает  вводить  новые  (и

подчас совсем не рыночные)  виды  изъятий,  способные,  по  мнению  властей,

нивелировать негативные  последствия,  связанные  с  произвольностью  ставок

налогов на отдельные доходы.

       Поэтому сейчас  из-за более низкой ставки выгоднее  направлять средства

на оплату труда, нежели платить  налог с прибыли. Завтра это  может  привести

к тому, что все доходы уйдут  в  личное  потребление.  Поэтому  важно,  чтобы

доходы облагались по одинаковым средним  ставкам,  чтобы  при  прочих  равных

условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять  доходы  в  целях

“легального” снижения размера  уплачиваемого налога.

 

 

 

1. Пути реформирования налоговой  системы РФ

 

       На стадии становления  налоговой системы, когда сама  налоговая материя

эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения  не  может

быть совершенной. Пожалуй, и сегодня  нельзя ещё утверждать,  что  российская

налоговая  система   миновала   стадию   становления.   Идут   разговоры   о

“корректировке”  курса  реформ,  о  приоритете  социальных  аспектов  в   их

проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения  на  макроуровне,

как справедливо  отмечают  многие  экономисты,  может  быть  дана  лишь  при

наличии  чётко  сформулированных  целей  социально-экономической   политики,

проводимой государством на определённом этапе развития общества.

       Только при  “совместимости”  налоговой   системы  с  общеэкономическими

целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить  общество  и

государство, возможна её относительная  стабилизация,  что  в  свою  очередь

является важнейшей предпосылкой  для  того,  чтобы  не  повторить  ошибок  в

конструировании  правовой  формы  налогообложения,  допущенных   на   ранних

стадиях становления налоговой  системы.

       К  настоящему  моменту  всё  же  возобладало  мнение   о   том,   что

экономический  каркас  налоговой  системы  сформирован,  и  она  не   должна

подвергаться в этом отношении  серьёзным изменениям.  Тогда  на  первый  план

выдвигается задача улучшения её правовой формы,  главным образом,  за  счёт

повышения роли законов в регулировании  налоговых отношений.

           Шестилетний  опыт  функционирования  налоговой   системы  позволяет

сделать вывод о том,  что  только  законодательная  форма  даёт  оптимальную

возможность   обеспечить   правомочия   участников   налоговых    отношений,

эффективно воздействовать на их поведение  силой  авторитета  правовых  норм,

придать этим отношениям необходимую  стабильность и определённость.

           Предусматривается  установление предельных ставок  региональных  и

местных  налогов.  Сокращение  их  числа  и  упрощение  правил   определения

размеров   налоговых   платежей,    кодификация    правил    взаимоотношений

налогоплательщика и налоговых  органов. Выравнивание условий  налогообложения

за  счёт  рационализации   и   сокращения   налоговых   льгот,   определение

экономически  обоснованного  состава  затрат,  относимых  на  себестоимость,

применение единых правил установления акцизов на отечественные  и  импортные

товары.

            Фискальное  стимулирование  предполагается   усилить   за   счёт

дифференциации акцизов на продукцию  добывающих  отраслей  в  зависимости  от

горно-геологических   условий,   поэтапного   замещения   акцизов   рентными

платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её  увеличения

для физических лиц. Предполагается и  поэтапное  снижение  ставки  налога  на

Информация о работе Тенденция к снижению ставок налогов и количества взимаемых налогов