Тенденция к снижению ставок налогов и количества взимаемых налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ и возможности рационализации действующей налоговой системы
1.1 Основные налоги, собираемые на территории РФ
1.2 Рационализация системы налогообложения
Глава 2. Проблемы и тенденции налогообложения
2.1 Противоречия основных налогов
2.2 Тенденции реформирования налога на прибыль
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

4. Плательщик, законно  обложенный налогом, перекладывает  тяжесть налога на другого.  Если последнему также удается  переложить налог на третье лицо, то он является лишь плательщиком-посредником. Если же он окончательно несет тяжесть налога, тогда он - носитель налога. Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие эластичного спроса и предложения, степень мобильности (подвижности или иммобильности облагаемого предмета).

Если налогоплательщик монополист, то переложить налог ему  значительно труднее, чем при  свободной конкуренции, так как монополист обычно устанавливает максимальные цены без отношения к налогу. При попытке переложить налог монополист встречается с риском уменьшения спроса. Поэтому монополисту приходится принимать налог на свою прибыль, которая и за вычетом налога обычно дает ему достаточную выгоду. При режиме свободной конкуренции цены приближаются к издержкам производства, налог может войти в сумму этих издержек. Несмотря на увеличение цены в связи с ростом налога, потребление не уменьшается (например, предметы первой необходимости) и налог перелагается на потребителя. При обложении предметов не первой необходимости (средней роскоши) переложение более трудно, так как в этом случае возможно сокращение потребления.

При эластичном спросе переложить налог очень трудно, а при неэластичном значительно легче. Если спрос на известный продукт легко может быть заменен спросом на другой продукт, то потребитель уклоняется от переложения. Поэтому легко перелагаются налоги на предметы первой необходимости и трудно - на предметы средней роскоши, при повышении цен на которые потребитель сокращает спрос на них. Легко перелагаются налоги на предметы роскоши, так как очень состоятельные лица не откажутся, несмотря на налог, от их потребления.

Чем более облагаемый предмет иммобилен, тем труднее переложение налога, и, наоборот, чем большей мобильностью (подвижностью) обладает облагаемый предмет, тем легче налог может быть переложен. Например, владельцу недвижимого имущества труднее перебросить налог, чем владельцу движимого имущества, в особенности денежных ценностей.

Таким образом, установленные  условия переложения позволили  рекомендовать финансовой практике облагать те источники, о которых  можно с уверенностью сказать, что  налог остается на них.

Одной из ключевых проблем  российской налоговой системы является то, что налогоплательщик не имеет достаточного представления, зачем нужны те налоги, которые государство намерено с него собрать. Как и всякая система, функционирующая с участием мыслящих субъектов и коллективных целей, налоговая система сильно зависит от того, как она воспринимается глазами ее субъектов. Учет активности налогового субъекта и осознание рефлексивной природы налогового поведения - одна из задач экономической политики государства. Первый вопрос - выяснение того, между какими силами или субъектами достигается общественное согласие и в каких рамках оно может быть найдено.

За последние четыре года в налоговой сфере России сделаны серьезные шаги, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое бремя на экономику: снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль с 35 до 24 процентов, НДС с 20 до 18, единый социальный налог с 39,5 до 26 процентов, введена плоская шкала подоходного налога 13 процентов. При этом общее количество налогов сократилось с 52, столько их было в 1988 году, до 15.

Хотя общая налоговая  нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности.

Общая логика налоговых  реформ во многих странах связана  с постепенным переходом от косвенного налогообложения к обложению  конечного дохода. Глубина этого  перехода часто зависит от способности  справиться с задачей легализации  экономической деятельности и доходов от нее с тем, чтобы перейти к прямому налогообложению доходов юридических и физических лиц-налогоплательщиков.

В качестве управляющего переданными средствами государство  для предпринимателей проявляет  себя зачастую неэффективно. Предприниматель понимает, что эффективность чиновничьей деятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп населения будет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя есть люди, которые получают от него ту дотацию, которую они не получают от государства. Это касается и тех рабочих мест, которые создает предприниматель своей деятельностью, и определенные социальные программы и благотворительность, осуществляемые им без участия государства.

В связи с этим, у предпринимателя возникает чувство: а не погасил ли он уже свой общественный долг? И не сделал ли он это намного эффективнее, чем государство, претендующее на часть его имущества в виде налогов? От решения этого вопроса зависит то, каким будет складываться равновесие в его отношениях с государством.

Поскольку государство  диктует рамки -налоговые, административные и иные, в которых существует бизнес, то перед налогоплательщиком встает вопрос о выгоде и издержках деятельности по оптимизации налогов. На практике этот вопрос сводится к сопоставлению уплачиваемых государству сумм с тем, сколько надо потратить на "механизм" уклонения от налогов.

В целом, с учетом сложности  выявления и количественного  измерения "теневых" экономических  процессов, их анализ должен основываться на регулярном сопоставлении и перепроверке информации, полученной из разных источников".

Таким образом, реально  достижимая экономия на налогах оказывается  очень значительной: всего лишь несколько  товарных оборотов, проведенных по "льготной" налоговой схеме, позволяют существенно упрочить бизнес.

Таким образом, чтобы  осмысленно влиять на ситуацию в стране посредством налогов, нужно не только знать целевую функцию предполагаемых изменений, но и довести эту информацию до налогового субъекта. Так, одним из механизмов для формирования у налоговых органов доверия и легализации деятельности у граждан и предпринимательства является обеспечение граждан информации о налоговых вычетах.

При этом важно принимать  во внимание не только текущее состояние  общества, но и динамику. Для решения задачи равновесия в системе "государство-предпринимательство" наиболее привлекательным выглядит метод последовательных итераций, сфокусированных на сокращении дистанции до выбранных целей. Главное - избегать резких действий и правильно выбирать индикаторы процесса.

Заключение

Заключая курсовую работу, еще раз  очертим тот круг методологических проблем, без решения которых  невозможно сколько-нибудь существенно  продвинуть систему российского  налогообложения к международным  стандартам, постепенно реализующим "золотые  правила" организации податных прав и обязанностей плательщиков и контролирующих фискальных органов.

Следует всегда помнить, что изменение  состава и высоты налогов вследствие проведения налоговой реформы может  самым причудливым образом сказываться  на экономике страны, предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами.

Увеличение вычетов в пользу государства из дохода предприятий  вызывает у них стремление компенсировать новые фискальные изъятия урезанием заработной платы своих работников, удлинением их рабочего дня и интенсификацией труда, снижением цен на покупаемое сырье, материалы, полуфабрикаты, экономией на других частях издержек на выпуск продукции.

Изменение состава и уровня налогов вследствие проведения радикальной налоговой реформы может самым причудливым образом сказываться на экономике страны предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами. Чрезмерный налоговый перекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов, стесняет рынок, уменьшает поступления в казну.

Еще в 1920-е годы профессор П.П.Гензель  писал, что всякий новый налог хуже старого. К такому выводу он пришел в результате осмысливания стихийной самоочистки налогов в практике хозяйствования применительно к объективным условиям рыночной коньюктуры. Налогообложение - эволюционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшей осторожности. В результате налоговых подвижек фискальные наслоения полностью или частично падают не на лиц, на которые они первоначально возлагались, а черпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочные результаты.

Следует отметить, что в механизме  взимания региональных и местных  налогов имеются недостатки. Большинство  таких недостатков связаны с  нечетким построением налогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязками правовых норм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслями права. Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиям их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи с этим требуются значительные доработки действующих документов для проведения налоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.

Список использованной литературы

1. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение  Серия "Учебники и учеб. пособия": Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416 с.

2. Налоги и налогообложение в  СНГ/под ред. А.З. Дадашева,-М.;Финансы  и статистика,2002.

3. Капкаева Н.З., Тимирясов В.Г., Федулов  В.Г. Региональные и местные  налоги и сборы: Учебное пособие. - Казань: Издательство "Таглимат" Института экономики, управления и права, 2004. - 116 с.

4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение:  Курс лекций. - 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 304 с. - (Серия  "Высшее образование").

5. Горский И. Налоги в экономической стратегии государства //Финансы. 2001. -№8. -С. 36-39.

6. Налоговый кодекс РФ. Части  первая и вторая: Официальный  текст, действующая редакция. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - 416 с.

7. Налоги и налогообложение. 4-е  изд./Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - СПб.: Питер, 2003. - 576с.: ил. - (Серия "Учебники для вузов").

8. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред.  Д.Г.Черника. - 4-е изд., перераб. и  доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 544 с.: ил.

9. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л.  Налогообложение юридических и физических лиц/ В.Н.Незамайкин, И.Л.Юрзинова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство "Экзамен", 2004. - 464 с.

10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение  в РФ: Учебник для вузов. - 6-е  изд., доп. и перераб. - М.: Международный центр финансово-экономичес-кого развития, 2004. - 576с.

11. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги  и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - 555с.

12. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение:  Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений/ О.В.Скворцов, Н.О.Скворцова. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 240с.

13. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:  Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М-ИНФРА-М, 2003. - 576 с. - (Серия "Высшее  образование").

14. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:  Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 429 с.

15. Смирнов А. Налогообложение:  модели оптимизации.//Экономист -1998. -№2. -С.70.

16. Банхаева Ф.Х. Сравнительный  анализ налоговых систем // Налоговый  вестник. 2001.№3 -С. 93-98.

17. Бобоев М. Важнейшие вопросы  налоговой реформы России // Финансист- 2002-№ 7. С. 28-33.

18. Дворкович А.В. О целях, направлениях  налоговой реформы и ее влиянии  на экономику // Налоговая политика  и практика, 2003 -№6

 

1.2.1. Снижение ставок налогов

и количества взимаемых налогов

В ходе налоговой реформы 2001 - 2006 гг. были существенным образом снижены ставки основных налогов: налог на доходы физических лиц - до 13% <1>, налог на прибыль организаций - до 24, налог на добавленную стоимость - до 18, единый социальный налог - с 35,6 до 26% (с учетом регрессивной шкалы налогообложения ставка может получаться существенно ниже). Были отменены налоги: с продаж, на пользователей автодорог, значительное число местных налогов.

--------------------------------

<1> Снижение максимальной ставки подоходного налога с 42% (до 2000 г.) или 30% (2000 г.) до 13% с 2001 г. (для резидентов) привело к существенному росту (в разы) бюджетных поступлений от этого налога.

Однако согласно данным В.Г. Панскова удельный вес налоговых поступлений в российской экономике по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) при этом практически не менялся. Так, в 2000 г. он составлял 33,7%, в 2001 г. - 34,4%, в 2002 г. - 34,6%, в 2003 г. - 33,8%, в 2004 г. - 34% <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. 7-е изд., доп. и перераб. М.: МЦФЭР, 2006. С. 102.

Снижение ставок основных налогов при практической неизменности доли налоговых изъятий в отношении к ВВП обеспечивается за счет роста поступлений от налогообложения природных ресурсов, и прежде всего углеводородов. Основными источниками изъятия "природной ренты" являются НДПИ и вывозные пошлины. В 2003 г. в федеральном бюджете согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" поступления от НДПИ были запланированы в размере 240 млрд. руб., а вывозные таможенные пошлины - в размере 294 млрд. руб. В 2006 г. в федеральном бюджете согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2006 год" поступления от НДПИ запланированы уже в размере порядка 731 млрд. руб., а вывозные таможенные пошлины - в размере 1297 млрд. руб.

Таким образом, Российская Федерация благодаря хорошей мировой конъюнктуре цен на природные ресурсы может себе позволить снижение ставок по таким налогам, как ЕСН, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц.

Тенденцию снижения ставок по этим налогам можно считать положительной.

Нужно тем не менее признать, что наметившееся с осени 2006 г. снижение мировых цен на нефть делает невозможным дальнейшее снижение ставок налогов в России, а также то, что в настоящее время в России, вероятно, установлен исторический минимум ставок по основным налогам, и что вероятнее, в среднесрочной и долгосрочной перспективе их повышение, особенно в сфере налогообложения доходов физических лиц.

Информация о работе Тенденция к снижению ставок налогов и количества взимаемых налогов