Тенденция к снижению ставок налогов и количества взимаемых налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ и возможности рационализации действующей налоговой системы
1.1 Основные налоги, собираемые на территории РФ
1.2 Рационализация системы налогообложения
Глава 2. Проблемы и тенденции налогообложения
2.1 Противоречия основных налогов
2.2 Тенденции реформирования налога на прибыль
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

В литературе по налоговому праву традиционно отмечается, что налоги оказывают влияние и на социальную структуру общества в целом. Налоги, особенно прямые, приобретают значение контрольного института, института конституционного права. Известны государства, обходящиеся без прямых налогов с населения (например, Бруней, Бахрейн, Катар, Кувейт). Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, однако у них есть общая черта - участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. С. 24 - 25.

Следует отметить, что в настоящее время структура налоговой системы России такова, что она не стимулирует участие граждан в контроле над государственными финансами. Получение львиной доли доходов федерального бюджета за счет природоресурсной ренты (НДПИ и вывозной таможенной пошлины), а также косвенных налогов (НДС и акцизов) не способствует формированию общественного контроля за властью.

Понимание этого присутствует и у некоторых российских реформаторов. Например, Аркадий Дворкович (руководитель экспертного управления Администрации при Президенте РФ) отметил, что, поскольку на выборах любого уровня налоговая тема становится одной из главных, фискальную нагрузку следует постепенно переносить с предприятий на физических лиц. Это, по его мнению, приведет к тому, что граждане будут прямо заинтересованы в выборе политиков, выступающих за адекватность налогового бремени качеству услуг, которые оказываются населению <1>.

--------------------------------

<1> Коммерсантъ. 2005. N 99(3183).

В то же время увеличение налога на доходы физических лиц будет оправданно только в том случае, если среднедушевой уровень дохода позволит обеспечить достойное существование человека. В противном случае, как это имеет место в настоящее время, 13% налога на доходы физических лиц взимаются государством с доходов лиц, которых и так недостаточно для поддержания жизни на приемлемом уровне.

С другой стороны, тенденцию к снижению ставок по основным налогам нужно рассматривать в рамках общего контекста взаимоотношений государства и бизнеса. Следует принять в расчет параллельный рост неформальных изъятий у предпринимателей и компаний денежных средств чиновниками в виде коррупционной административной ренты <1>. Среди экономистов существует мнение, что снижение ставок налогов обусловлено все большей конкуренцией официальной системы налогообложения и системы административной ренты за финансовые ресурсы компаний. Согласно этой позиции компании при существующем уровне административной ренты могут платить только относительно невысокие официальные налоги, в противном случае происходит совокупное переобложение бизнеса налогами. В русле этой позиции снижение официальных налоговых ставок обусловлено интересом бюрократии, получающей административную ренту, по сохранению финансовых ресурсов компаний для ее взимания. Так, например, доктор экономических наук М. Делягин отмечает: "Снижение налогов со временем может стать вынужденной реакцией государства на рост аппетитов институционально оформившихся коррупционеров" <2>.

--------------------------------

<1> Понятие административной ренты и динамика ее роста будут более подробно проанализированы в гл. 2 настоящей работы.

<2> Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России "оранжево-зеленая" революция? М.: Вече, 2005. С. 45.

Таким образом, вопрос о причинах снижения основных ставок налогов и понижении общего экономического (формального и неформального) налогового бремени нуждается в дополнительном изучении, попытка чего и будет сделана в гл. 2 настоящей работы.

Налоги: тенденции, перспективы развития

                                 Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

 

 

? Тенденции налоговой системы  РФ……………………………5

 

Налоговая система РФ…………………………………………………5

1.1 Основные принципы построения  налоговой системы РФ…………………...6

 

2. Основные налоги собираемые  на территории РФ…………………8

2.1 Подоходный налог с физических  лиц…………………………………………...8

2.2 Налог на прибыль предприятий  и организаций………………………………..9

2.3 Налог на добавленную стоимость……………………………………………..10

2.4 Акцизы……………………………………………………………………………..11

 

3. Основные группы проблем налоговой системы РФ……………..12

3.1. Противоречия основных налогов………………………………………………14

3.2 Нестабильность налоговой системы  РФ……………………………………..15

 

?? Перспективы развития налоговой  системы РФ……….17

1. Пути реформирования налоговой  системы РФ…………………...18

2. Роль мирового опыта в организации  налоговой системы РФ…..22

 

Заключение………………………………………………………………25

 

 

 

Библиографический список…………………………………………27

 

 

 

Введение

 

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие,

достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко

встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как

кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

 Безусловно, налогообложение в  любой стране не может быть  чем-то неизменным

уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и

инструментом государственной  политики, которая, меняясь, обрекает на

перемены и систему налогообложения. К тому же в России система

налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство

и политическая система, направленная на развитие свободы

предпринимательской деятельности. Поиск  путей повышения эффективности

российской системы налогов  просто необходим.

 В этом отношении объективно  необходимым и чрезвычайно важным для

совершенствования налоговой системы  России является изучение опыта

организации налоговых систем  и организационных структур налоговых  служб

зарубежных стран- США, Германии, Дании  и ряда других государств. Изучение

опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и

искоренению следов крайней идеологизации  в отечественной науке,

объединявшей изучение фактов, закономерностей  развития государства и

налогового права и овладения  богатым историческим опытом по

рассматриваемому вопросу.

На Западе налоговые вопросы  давно уже занимают почетное место  в  финансовом

планировании  предприятий.  В  условиях высоких налоговых ставок

неправильный или недостаточный  учет налогового  фактора может  привести к

весьма  неблагоприятным  последствиям  или  даже вызвать банкротство

предприятия.

С другой стороны, правильное использование  предусмотренных налоговым

законодательством  льгот  и  скидок может обеспечить не только сохранность

и полученных финансовых накоплений, но и  возможности финансирования

расширения деятельности,  новых  инвестиций за счет экономии на налогах  или

даже за счет возврата налоговых  платежей из казны.

При налоговом планировании не следует  ориентироваться только на размеры

налоговых ставок. Напротив, размеры  налоговых ставок с точки зрения

обложения налоговой деятельности имеют второстепенное  значение.

Снижение высоких  нормальных налоговых  ставок до пониженных эффективных в

западных странах в принципе доступно для всех  компаний, хотя и носит

избирательный характер.  Практически во всех этих странах существуют

значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для

экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности,  в

создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в  относительно

менее развитых районах и т.д.

Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной

законом ставке является необычным,  редким явлением и свидетельствует  о

плохой  постановке налогового планирования на данном предприятии.

 

 

 

? Тенденции налоговой системы РФ

 

 

       Применение   налогов   является  одним   из   экономических   методов

управления  и  обеспечения  взаимосвязи  общегосударственных   интересов   с

коммерческими  интересами  предпринимателей,   предприятий   независимо   от

ведомственной  подчиненности,   форм   собственности   и  организационно   -

правовой формы предприятия. С  помощью налогов  определяются  взаимоотношения

предпринимателей,    предприятий     всех     форм      собственности      с

государственными и местными бюджетами, с банками,  а  также  с  вышестоящими

организациями.  При   помощи    налогов   регулируется   внешнеэкономическая

деятельность,  включая  привлечение  иностранных   инвестиций,   формируется

хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

       В   условиях  перехода  от  административно -  директивных   методов

управления к экономическим, резко  возрастают роль и  значение налогов,  как

регулятора рыночной экономики, поощрения  и развития  приоритетных  отраслей

народного хозяйства, через налоги государство  может  проводить  энергичную

политику  в   развитии   наукоемких  производств  и  ликвидации   убыточных

предприятий.

 

 

1. Налоговая система РФ

 

       Налоговая   система  в Российской Федерации  практически была создана в

1991 г., когда в декабре этого года был   принят   пакет  законопроектов  о

налоговой системе. Среди них: “Об  основах налоговой  системы  в  Российской

 Федерации”,  “О налоге на  прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на

добавленную  стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Этот  закон установил

перечень идущих в  бюджетную  систему  налогов,  сборов,  пошлин  и  других

платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также  права  и

обязанности налоговых органов.   Установление  и  отмена  налогов,  сборов,

пошлин и других платежей, а  также  льгот  их  плательщикам  осуществляется

высшим органом законодательной  власти  и  в  соответствии  с  вышеуказанным

законом.

 

1. Основные принципы построения  налоговой системы РФ

 

       Для того чтобы  вникнуть в суть налоговых платежей, важно   определить

основные   принципы   налогообложения.   Как   правило,   они   едины   для

налогообложения любой страны и  заключаются в следующем:

      1.  Уровень   налоговой   ставки  должен  устанавливаться   с   учетом

         возможностей налогоплательщика,  т.  е.  уровня  доходов.  Налог  с

         дохода  должен   быть   прогрессивным,   стимулирующим   расширение

         производства.

      2. Необходимо прилагать  все  усилия,   чтобы  налогообложение   доходов

         носило однократный  характер.  Многократное  обложение  дохода  или

         капитала  недопустимо.   Примером  осуществления   этого    принципа

         служит  замена в развитых странах  налога с оборота,   где   обложение

         оборота  происходило  по  нарастающей кривой,  на  НДС,   где  вновь

         созданный  чистый продукт облагается налогом  всего один  раз  вплоть

         до его  реализации.

       3.  Обязательность  уплаты  налогов.  Налоговая   система  не   должна

оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа.

       4. Система   и  процедура   выплаты   налогов  должны  быть  простыми,

понятными  и   удобными   для   налогоплательщиков   и   экономичными   для

учреждений, собирающих налоги.

       5. Налоговая система  должна  быть  гибкой  и  легко   адаптируемой  к

меняющимся   общественно-политическим  потребностям.

       6.   Налоговая   система   должна   обеспечивать    перераспределение

создаваемого   ВВП   и   быть   эффективным   инструментом  государственной

экономической  политики.

         Этими принципами  должно  руководствоваться  любое   государство  при

построении налоговой системы, так  как  они  обеспечивают  выполнение  всех

функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации

не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не  была  правильно

оценена экономическая ситуация в  стране, поэтому уже в первые дни  действия

существующего   налогового   законодательства   выявились    многочисленные

противоречия.

       Непродуманные   попытки  исключить  эти  противоречия  многочисленными

поправками  в  налоговом  законодательстве  привели  в   свою   очередь   к

нестабильности и ещё большей  противоречивости и запутанности.  Несмотря  на

всё  сказанное,  в  действующей  налоговой  системе  есть  и  положительные

моменты. На данный момент налоговая  система Российской Федерации  построена

на следующих принципах:

      1.  Приоритетное  направление  по  налоговым   изъятиям  приходится  на

         обложение  хозяйствующих субъектов  (юридических   лиц).  В  условиях

         рыночной  экономики такое явление - анахронизм  и требует  поэтапного

         (постепенного) переноса налогового бремени  на граждан;

      2.  Достаточно  высокий  удельный  вес,  по  сравнению  с  зарубежными

         странами, доли косвенных налогов и относительно меньший  -  прямых.

         Причём  доля косвенных налогов в последнее  время возрастает.

      3. Создание разветвлённой  системы федеральной Госналогслужбы  РФ  снизу

         доверху,  непосредственное подчинение  входящих  в  неё  нижестоящих

         структур  вышестоящим, главной задачей  которых является  обеспечение

         контроля  над поступлением  всех  налогов,  включая  региональные  и

Информация о работе Тенденция к снижению ставок налогов и количества взимаемых налогов