Тенденция к снижению ставок налогов и количества взимаемых налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Анализ и возможности рационализации действующей налоговой системы
1.1 Основные налоги, собираемые на территории РФ
1.2 Рационализация системы налогообложения
Глава 2. Проблемы и тенденции налогообложения
2.1 Противоречия основных налогов
2.2 Тенденции реформирования налога на прибыль
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

В 2007 году доля налога на прибыль в  налоговых доходах консолидированного бюджета составила 28,8%, федерального - 15,7%, в бюджетах субъектов - 42,9%. Данное изменение показывает, как в период бурных экономических преобразований в нашей стране происходили изменения и в области налогообложения, выразившиеся в переходе от превалирования чисто фискальной функции налога на прибыль в середине 90-х гг. к усилению регулирующей функции этого налога к 2002 г. Тем не менее данные 2007 года свидетельствуют об усилении фискальной функции налога на прибыль, несмотря на то что Правительством РФ взят курс на снижение налоговой нагрузки на экономику.

Оценить влияние налога на прибыль на развитие экономики страны можно лишь путем  проведения комплексного анализа изменений, внесенных в законодательство по налогу на прибыль на протяжении всего  времени его функционирования оценки макроэкономических показателей функционирования экономики (индекс инфляции, объемы инвестиций в основной капитал, показатели роста промышленного производства и т.д.) в целом и финансового состояния самих хозяйствующих субъектов.

Налоги  в экономике выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную. Прочие функции, выделяемые различными авторами, являются производными от вышеназванных.

В настоящее время наиболее полно  реализована фискальная функция  налога на прибыль. Он является важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третье место, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.

Регулирующая  функция налога на прибыль реализуется  через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для  различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций. Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.

Внесение  изменений в законодательство по налогу на прибыль в части амортизационной политики повлияло на изменения в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В 2004 - 2007 гг. наблюдалось заметное снижение доли прибыли в составе источников финансирования по сравнению с 2003 г. (24%) и было равно 19,1% - в 2004 г., 17,8% - в 2005 г., 19,2% - в 2004 г. и 19,3% - в 2006 г Малис Н.И. Поступление налогов в 2007 году.//Финансы. - 2008. - №5. - С.25-28..

В то же время за счет получения возможности  списывать на затраты амортизацию  в более значительных размерах доля амортизации в составе источников финансирования увеличилась за этот период до 21,9; 24,2; 22,8 и 23,1% соответственно. В целом данная ситуация привела к снижению доли собственных средств в составе источников финансирования инвестиций, что может свидетельствовать об усилении инвестиционной нагрузки на экономику. Данный факт также мог быть следствием отмены инвестиционной льготы, послужившей снижением стимулов и возможностей к инвестированию. В результате организации были вынуждены заимствовать средства для осуществления инвестиций. Так, в 2004 г. доля привлеченных средств организаций увеличилась на 4,4%, в 2005 г. на 4,2%, 2006 г. на 4%, в 2007 г. на 3,9% по сравнению с 2003 гМалис Н.И. Поступление налогов в 2007 году.//Финансы. - 2008. - №5. - С.25-28..

В естественных условиях получение прибыли  в различных отраслях экономики  происходит неравномерно. Поэтому реформирование ставки налога на прибыль необходимо, во-первых, для выравнивания возможностей налогоплательщиков функционировать в рыночных условиях в рамках принципа справедливости налогообложения, а во-вторых, для выполнения функции пополнения доходов бюджета.

Проведенный Институтом экономики переходного  периодаНалоговая реформа в России: проблемы и решения. Материалы официального сайта Института экономических проблем переходного периода www.iet.ru. расчет средней эффективной ставки налога на прибыль (представляющей собой ту ставку, по которой уплачивается налог с учетом всех льгот) и отношения поступлений налога на прибыль к прибыли организаций показал, что обложение прибыли организаций различных отраслей экономики происходило неравномерно, т.е. применение единой ставки по налогу на прибыль ставит организации в неравные условия хозяйствования.

Авторский подход дифференцированного определения ставок налога на прибыль для организаций различных отраслей основан на оценке основных показателей их деятельности, оказывающих влияние на формирование налоговой базы и поступления по налогу на прибыль организаций. Для оценки деятельности отраслей были выбраны следующие показателиКолотий И.А. Налогоплательщика нужно уважать//Российский налоговый курьер. - 2007. - №5. - С.17-21. :

- индекс физического объема продукции  (услуг). Выбор данного показателя  для оценки отраслей связан  с тем, что рост индекса физического объема продукции является показателем позитивной динамики развития отрасли, поэтому может быть использован для оценки потенциала роста налоговой базы по налогу на прибыль;

- динамика сальдированного финансового  результата. Рост динамики сальдированного финансового показателя в отрасли свидетельствует о наличии объективных предпосылок для увеличения налоговой базы по налогу на прибыль;

- показатели рентабельности, являющиеся  важной оценкой финансового состояния  организации. Именно показатели рентабельности отражают прибыльность организации, следовательно, потенциальную возможность уплаты налога на прибыль. Рентабельность продукции отражает отношение сальдированного финансового результата от реализации продукции (товаров, услуг) к себестоимости проданной продукции (товаров, услуг). Рентабельность капитала отражает отношение сальдированного финансового результата к общей величине собственного капитала организаций;

- доля прибыльных организаций  в общем числе организаций  является одной из характеристик финансового благополучия отрасли и поэтому показательна для оценки потенциала формирования налоговой базы.

В рамках авторского подхода эти показатели заложены в основу анализа оценки отраслей, на основании которого можно  будет сделать выводы о возможностях дифференцирования ставки налога на прибыль. Для этого в зависимости от значений указанных показателей необходимо ранжировать отрасли по уровню потенциальных возможностей формирования налоговой базы по налогу на прибыль Малис Н.И. Поступление налогов в 2007 году.//Финансы. - 2008. - №5. - С.25-28..

На  основании данных по всем перечисленным  показателям по итогам работы организаций  по отраслям экономики РФ в 2007 году можно сказать, что наиболее перспективными и рентабельными отраслями экономики являются: топливная, черная металлургия, цветная металлургия, связь, торговля и общественное питание, банковский сектор.

К наименее рентабельным отраслям экономики  РФ относятся: электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, промышленность строительных материалов, легкая, пищевая, сельское хозяйство, транспорт, строительство.

В результате ранжирования отраслей экономики  исследователями сделан вывод, что  организации разных отраслей находятся в отличном друг от друга финансовом положении. Анализ показателей их деятельности позволяет обоснованно предположить, что организации исследованных отраслей имеют разный потенциал своего развития, и как следствие - финансовые показатели, что непосредственно влияет на уровень их платежеспособностиБелоусов Д.Р. Макроэкономический и структурный аспект налоговой реформы. М., 2007.

Центр макроэкономического анализа  и краткосрочного прогнозирования. Материалы официального сайта www.forecast.ru..

В соответствии с уровнем платежеспособности необходимо установить механизм повышенного  налогообложения организаций связи, торговли и общественного питания, банковского сектора. Справедливое требование многих экономистов о  перераспределении налогового бремени из сферы производства в сферу обращения подтверждается результатами исследованияНалоговая реформа в России: проблемы и решения. Материалы официального сайта Института экономических проблем переходного периода www.iet.ru..

В связи с принятием гл. 25 НК РФ произошло ослабление системы льгот по налогу на прибыль. Такое изменение привело к частичной утрате регулирующих свойств налога на прибыль. Политика снижения ставки по налогу на прибыль при всей ее значимости не может эффективно влиять на определенные сферы и направления экономической деятельности.

Вопрос предоставления льгот в  налоговой системе сложен и неоднозначен, поскольку здесь вступают в антагонизм фискальная функция пополнения бюджета  и стимулирующая функция развития производства.

В вопросе отмены инвестиционной льготы по налогу на прибыль существует несколько точек зрения. РСПП неоднократно высказывался за восстановление инвестиционной льготы Налоговая реформа. Комментарии. Аналитические материалы Центра развития. Материалы официального сайта Центра развития www.dcenter.ru.. Специалисты Центра развития считают предпочтительным совершенствование порядка ускоренной амортизации.

Отмена инвестиционной льготы и  введение механизма ускоренной амортизации  неэквивалентны по следующим причинам:

- применение нелинейного метода амортизации распространяется только на часть основных фондов;

- механизм ускоренной амортизации  является "льготой" косвенной,  не приводящей к вычету реальных  расходов на инвестиции из  облагаемой прибыли, а приводящей  лишь к отсрочке уплаты налога;

- инвестиционная льгота поощряет  инвестиции при определенных  условиях и предоставляется сразу  после факта инвестирования, механизм  ускоренной амортизации может  быть использован на цели, не  относящиеся к инвестированию, и  независимо от факта инвестирования процесс амортизации происходит на протяжении длительного периода времени.

В целях стимулирования инвестиций было бы выгоднее применение и инвестиционной льготы, и механизма ускоренной амортизации.

Восстановление инвестиционной льготы в нашей стране целесообразно в первую очередь из-за большой изношенности основных производственных фондов и необходимости стимулирования организаций для их обновления. Наибольшая изношенность основных фондов характерна для организаций транспорта и промышленности (57,8 и 52,9%). Кроме того, эффект от повышения норм амортизации основных производственных фондов в первые годы реформы (2002 - 2003 гг.) постепенно исчезнет, темпы роста инвестиций попадут в жесткую зависимость от темпов обновления основных фондов.

На основе проведенного исследования предлагается ввести инвестиционную льготу для основных средств со сроком полезного использования до 20 лет и только для организаций производственного сектора. Льгота на капитальные вложения может быть предоставлена в размере, не превышающем 20% налоговой базы. При этом необходимо установить дополнительное ограничение на использование данной льготы: ограничить период, в течение которого организация может реализовать основные производственные фонды, по которым была использована льгота, - пять лет.

В случае введения инвестиционной льготы необходимым источником покрытия бюджетных  потерь могут стать дополнительные поступления по налогу на прибыль  за счет увеличения ставки налога на прибыль  для организаций связи, торговли и общественного питания, организаций банковского сектора и осуществляющих посредническую деятельность, до уровня 30%, а также увеличения ставки налога для всех остальных налогоплательщиков до уровня 26%.

Был проведен расчет и оценен экономический  эффект от внедрения в практике налогообложения прибыли организаций дифференцированных налоговых ставок и введения инвестиционной льготы:

НП = ((НБ1 - (НБ1 x 0,20)) x 26%) + (НБ2 x 30%), где

НП - сумма налога на прибыль в  консолидированном бюджете РФ;

НБ1 - налоговая база организаций отраслей: промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и транспорт;

НБ2 - налоговая база организаций  отраслей: связь, торговля и общественное питание, банковский сектор, посредническая деятельность.

Основываясь на прогнозах развития экономики России, сделанных МЭРТ РФ, используя данный расчет, была получена примерная сумма поступления налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ в 2008 г., составившая 1388,37 млрд. руб.

Полученная цифра больше аналогичного показателя за 2007 г. на 4,1%. Также был сделан расчет поступления налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ в 2009 г. исходя из действующих норм гл. 25 НК.

Сравнивая полученные цифры, автор  Белоусов Д.Р. Макроэкономический и  структурный аспект налоговой реформы. М., 2007. установил, что предложенные изменения позволят получить в консолидированный бюджет РФ дополнительно 109,18 млрд. руб. от отраслей: связь, торговля и общественное питание, банковский сектор, посредническая деятельность - а также за счет введения инвестиционной льготы снизить налоговую нагрузку на промышленность на 129,6 млрд. руб. Данные предложения создадут более справедливые условия деятельности для организаций промышленности. Кроме того, внедрение данных предложений позволит снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,8%.

Основные предложения по совершенствованию  механизма формирования налоговой  базы следующие.

- Необходимо изменить условия,  при которых организациям предоставляется  право применять кассовый метод  определения выручки. Для определения  критерия использования кассового метода налогоплательщиком необходимо показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) увеличивать на суммы задолженности покупателей - более реальный показатель масштабов деятельности организации. Это позволит пресечь попытки избежать использования метода начислений путем аккумулирования средств в расчетах.

- Целесообразно отменить возможность  создавать резервы по сомнительным  долгам. Данное новшество будет  стимулировать организации устанавливать  более жесткий контроль за дебиторской задолженностью и расчетно-платежной дисциплиной в отношениях с контрагентами, что предотвратит возможность отсрочки уплаты налога на длительный срок и повлияет на стабильность и равномерность налоговых платежей в бюджет.

Информация о работе Тенденция к снижению ставок налогов и количества взимаемых налогов