Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 13:30, курсовая работа
Актуальность развития лизинга в Республике Беларусь, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
а) от балансовой стоимости имущества - предмета договора;
б) от среднегодовой остаточной стоимости имущества.
В соответствии с этим расчет комиссионного вознаграждения осуществляется по формуле (4):
КВt = p x БС,
Где: p - ставка комиссионного вознаграждения, процентов годовых от балансовой стоимости имущества;
Расчет платы за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
Расчет размеров лизинговых взносов при их уплате равными долями с оговоренной в договоре периодичностью
Расчет размера ежегодного лизингового взноса, если договором предусмотрена ежегодная выплата, осуществляется по формуле:
ЛВг = ЛП/Т,
Где: ЛВг - размер ежегодного взноса, млн. тг.;
ЛП - общая сумма лизинговых платежей, млн. тг.;
Т - срок договора лизинга, лет.
Расчет размера ежеквартального лизингового взноса, если договором лизинга предусмотрена ежеквартальная выплата, осуществляется по формуле:
ЛВк = ЛП/Т/4,
Где: ЛВк - размер ежеквартального лизингового взноса, млн. тг.;
ЛП - общая сумма лизинговых платежей, млн. тг.;
Т - срок договора лизинга, лет.
Расчет размера ежемесячного лизингового взноса, если договором предусмотрена ежемесячная выплата, осуществляется по формуле:
ЛВм = ЛП/Т/12, (8)
Где: ЛВм - размер ежемесячного лизингового взноса, млн. тг.;
ЛП - общая сумма лизинговых платежей, млн. тг.;
Т - срок договора лизинга, лет.
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая развитие лизинга в Республике Беларусь
Лизинг представляет собой одну из перспективно развивающихся сфер деятельности в Республике Беларусь. Особый интерес к лизингу проявляется из-за его сущности как инструмента активизации инвестиционной политики. В разработанной в 1996 г. национальной программе социально-экономического развития лизинг рассматривался уже как одна из ведущих форм привлечения инвестиций. Вскоре встал вопрос о необходимости создания нормативно-правовых документов для регулирования лизинговой деятельности. В апреле 1994 г. выходят “Методические указания о порядке учета лизинговых операций”, утвержденные Министерством финансов РБ и ставшие одним из первых в странах СНГ нормативных документов в этой сфере. В них даны основные определения и бухгалтерские проводки по лизинговым операциям. Следующим шагом в развитии нормативно-правовой базы стал выход в апреле 1996 г. “Положения о лизинге на территории Республики Беларусь”. Большое значение имело внесение в августе этого же года изменений в “Положение о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам в народном хозяйстве”. Здесь уже давалось право начислять амортизацию в сумме, оговоренной условиями договора между лизингополучателем и лизингодателем, что позволяло производить полную амортизацию в более короткие сроки. Становлению нормативно-правовой базы в данное время присущи и негативные моменты. Так, быстрое развитие лизинга в республике было приостановлено летом 1997 г. после выхода постановления Совета Министров РБ № 1045 от 8 августа 1997 г. “О предприятиях и организациях, осуществляющих деятельность по передаче имущества в лизинг”. В соответствии с ним в Беларуси вводилось лицензирование лизинговой. По всей вероятности, принятие вышеуказанного решения было продиктовано необходимостью защиты интересов государства и юридических лиц, а также упорядочения лизинговой деятельности, неурегулированной в то время правовыми и экономическими нормами. Основными нормативными документами, регламентирующими лизинговую деятельность в РБ, и по сегодняшний день остаются “Положение о лизинге на территории Республики Беларусь” от 31 декабря 1997 г. и “Методические указания о порядке бухгалтерского учета лизинга” от 11 февраля 1998 г.
Положение устанавливает единые правила проведения как международных, так и внутренних лизинговых операции. Предусмотрено регулирование трех аспектов лизинга:
В связи с этим, в Положении дается определение лизинговой деятельности, лизингового договора, и излагаются правила проведения лизингового проекта. В качестве объекта лизинга в Беларуси может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по установленной классификации к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструменты, обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов.
Многими специалистами отмечается высокая проработанность на законодательном уровне порядка проведения лизинговых операций. Тем не менее, несмотря на положительные моменты, практика правоприменения подсказывает необходимость дальнейшей нормативной разработки этого института с учетом опыта правового регулирования лизинга в зарубежных странах и достижений правовой науки. Так, отечественное законодательство не формулирует специальных положений в отношении иных, кроме лизингодателя и лизингополучателя, участников лизинговой операции. Более того, определяя перечень субъектов лизинга, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.97 г. № 1769 "О лизинге на территории Республики Беларусь" (далее — Положение № 1769) упоминает только лизингодателя и лизингополучателя. Последнее объясняется скорее не отрицанием роли других участников лизинговой операции, а сосредоточением внимания на лицах, присутствие которых предопределяет юридическую специфику лизинга как относительно самостоятельного правового института, и непосредственных субъектах лизингового правоотношения.
Дальнейшее исследование лизингового правоотношения подводит к потребности рассмотреть его содержание.
Содержание лизингового правоотношения представляет собой права и обязанности лизингодателя и лизингополучателя, вытекающие из договора лизинга, а также из законодательства.
Специфика содержания именно лизингового правоотношения определяется в первую очередь присутствием третьей фигуры — поставщика лизингового имущества, что налагает особенности на характер юридических связей.
Арендодатель в соответствии со статьей 638 Гражданского кодекса Республики Беларусь обязан уведомить поставщика о том, что приобретаемое имущество предназначено для передачи в лизинг. Такое указание, наряду с другими условиями договора купли-продажи и финансовой аренды, придает ясность отношениям по финансовой аренде, что важно для правильного применения норм Гражданского кодекса.
В то же время арендатор не находится в договорных отношениях с продавцом имущества, хоть и наделен рядом прав и обязанностей, которые адресованы как поставщику, так и арендодателю.
Основная обязанность арендодателя заключается в том, что последний обязан приобрести определенное в договоре лизинга имущество.
Эта обязанность реализуется в основном через заключение с определенным продавцом договора купли-продажи, который не имеет специфических особенностей, за исключением того, что по содержанию данный договор представляет собой договор в пользу третьего лица.
Исполнение продавцом своих обязанностей в данном случае не исчерпывается только передачей имущества непосредственно арендатору в месте нахождения последнего (статья 639). В этой ситуации принято говорить о конструкции договора в пользу третьего лица.
Арендатор обладает всеми иными правами и обязанностями покупателя, за исключением обязанности оплатить товар и права расторгнуть договор без согласия арендодателя (статья 641 Гражданского кодекса).
После ввода объекта в эксплуатацию лизингодатель обязан подписать протокол приемки объекта. Если протокол приемки содержит перечень недостатков, обнаруженных при приемке, лизингодатель должен поручить поставщику устранение их в течение определенного срока. Лизингодатель имеет право систематически проверять состояние сдаваемого внаем оборудования и правильность его эксплуатации.
При организации лизинговой операции лизингополучатель принимает на себя следующие обязанности:
• произвести приемку объекта сделки непосредственно при поставке, обеспечить все необходимые технические и правовые условия приемки;
• осуществить монтаж и ввод объекта в эксплуатацию, если это не входит в обязанности поставщика;
• подтвердить комплектность поставки, качество работы оборудования и достижение проектной мощности;
• при обнаружении недостатков их перечень указать в протоколе приемки и сообщить лизингодателю.
Основной обязанностью лизингополучателя является своевременная и полная уплата лизинговых платежей. Стороны в договоре устанавливают общую сумму лизинговых платежей, порядок и условия платежей.
В договоре лизинга могут быть перечислены формы расчетов, посредством которых производятся расчеты. Хотя отсутствие этого условия в договоре не освобождает лизингополучателя от ответственности в случае просрочки.
В свою очередь, в состав инвестиционных расходов, возмещаемых лизингодателю, входят:
• первоначальная или восстановительная стоимость объекта лизинга;
• проценты, выплачиваемые лизингодателем по его договору займа, заключенного с заимодавцем (кредитодателем) для приобретения объекта лизинга;
• затраты на привлечение гарантии по договору с гарантом, если такой договор заключался;
• налоги и другие обязательные платежи, начисляемые на объект лизинга, если лизингодатель выплачивает такие налоги и платежи;
• затраты лизингодателя, связанные с осуществлением капитального ремонта, если этот ремонт осуществляет лизингодатель;
• платежи по всем видам страхования объекта лизинга и рисков, если страхование осуществляет лизингодатель и если в договоре лизинга не оговорено иное .
Считается, что главной гарантией имущественных интересов лизингодателя своих обязательств является право собственности лизингодателя на объект лизинга.
Например, в соответствии с п. 14 Правил формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 февраля 2001 г. № 33, допускается отнесение необеспеченной дополнительными гарантиями задолженности по лизингу к группе стандартных активов с освобождением от обязанности формирования резервов по этим операциям.
Впрочем, на практике почти всегда от лизингополучателя требуется предоставление дополнительных обеспечении. В первую очередь это связано с тем, что в большинстве случаев лизингодатель для финансирования покупки объекта лизинга использует банковский кредит.
Наличие упущений и противоречий в действующем законодательстве, регулирующем вопросы обеспечения обязательств, очевидно.
Это проявляется в отсутствии четкой системы регистрации залоговых обязательств, громоздкости процедуры реализации заложенного имущества и т. п., существующих ограничениях (большое количество предприятий, имущество которых не подлежит залогу; запрет предприятиям государственной формы собственности. ОАО с контрольным пакетом акций у государства выступать поручителями (гарантами) за субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности по кредитным договорам и т. п.).
Серьезную практическую проблему составляет и отсутствие специальной действенной процедуры изъятия объекта лизинга в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств.
В настоящее время отсутствует специальная упрощенная процедура изъятия лизингового имущества в случае просрочки внесения арендатором лизинговых платежей, а также при других существенных на рушениях договора лизинга. В любом случае лизингодатель может только обратиться в суд, предъявив иск о присуждении исполнения в рамках общей судебной процедуры.
Более того, нет четкой регламентации возможности одностороннего отказа лизингодателя от исполнения обязательств по договору в предусмотренных соглашением случаях серьезного нарушения лизингополучателем договора. Данный порядок не урегулирован ни в общих положениях Гражданского кодекса Республики Беларусь об аренде, ни в нормах, посвященных лизингу.
Например, вопросы прекращения договора финансовой аренды (лизинга) как вида договора аренды регламентируются общими положениями Гражданского кодекса Республики Беларусь об аренде. Указанные нормы описывают один из видов прекращения договора аренды — расторжение по требованию стороны в судебном порядке (статьи 582, 583, 586, 587, 590, 591).
В этой связи встает вопрос о применимости к отношениям аренды общих положений Гражданского кодекса Республики Беларусь о прекращении обязательств, то есть не являются ли положения о возможности прекращения договора аренды только в судебном порядке единственно возможными.
Дело в том, что в соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривается не один, а целых три основных способа прекращения (изменения) любого договора.
1) по соглашению сторон;
2) по требованию одной из сторон в судебном порядке:
2.1) в случае существенного
нарушения другой стороной
2.2) в иных случаях, предусмотренных
законодательством или
3) в случае одностороннего
отказа одной из сторон от
исполнения обязательств по
Впрочем, например, конструкция нормы статьи 586 Гражданского кодекса Республики Беларусь позволяет предположить, что все-таки в случае, когда арендатор (лизингополучатель) пользуется имуществом не в соответствии с договором лизинга или назначением имущества, расторжение договора возможно только путем обращения лизингодателя в суд с соответствующим требованием [6].
На основании вышеизложенного можно заключить, что дальнейшее развитие лизинга в республике зависит, кроме прочего, и от совершенствования правовых норм, регулирующих лизинг.
Информация о работе Теоретические основы лизинговой деятельности