Теоретические основы лизинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность развития лизинга в Республике Беларусь, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Файлы: 1 файл

обоснования варианта лизинга и оценка эффективности лизинговой сделки предприятия.docx

— 110.49 Кб (Скачать файл)

5. Инвестирование в форме  имущества, в отличие от денежного  кредита, снижает риск невозврата  средств, так как за лизингодателем  сохраняется право собственности  на переданное имущество, которое  выступает в качестве залога.

Кроме того, предметом залога по кредитному договору выступают помимо самого объекта лизинга права на получение лизинговых платежей. Банк в случае несостоятельности лизингодателя-кредитополучателя может удовлетворить свои требования из лизинговых платежей лизингополучателя, а при его неспособности выплачивать лизинговые платежи — за счет собственных средств лизингодателя-кредитополучателя. Банк не только страхует себя от риска невозврата кредита, но и стимулирует лизинговые компании к более основательному анализу финансового состояния потенциальных лизингополучателей, тем самым осуществляя перераспределение денежных средств в перспективные интенсивно развивающиеся отрасли экономики.

В современных условиях деятельность лизинговых компаний тесно связана с привлечением банковских кредитов для приобретения имущества с целью дальнейшей передачи его в лизинг. Таким образом, совокупная процентная ставка по договорам лизинга зависит в основном от стоимости кредитных ресурсов, предлагаемых банками. Задачей лизинговой компании является поиск наиболее выгодных условий привлечения кредита ("дешевых денег"). В настоящее время лизинговыми компаниями применяется практика привлечения кредитов в иностранной валюте, стоимость которых по сравнению с кредитами в белорусских рублях значительно ниже, в итоге значительно ниже получается и совокупная ставка по договору лизинга.

 

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ  ПОВЫШЕНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГА  В РЕСПУЬЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Направления  совершенствования нормативно-правовой  базы, регулирующей развитие лизинговой  деятельности

 

 

В последнее время произошел ряд изменений в нормативно-правовой базе, регламентирующей осуществление сделок финансовой аренды (лизинга) в нашей стране. Они оказались весьма неоднозначными: одни нормативные акты улучшили правовую среду, другие отменили ряд ранее существовавших льгот, делавших лизинг привлекательным инструментом финансирования реального сектора экономики. Проанализировав изменения в нормативно-правовом регулировании лизинга можно определить направления совершенствования законодательной базы лизинга.

В качестве лизингополучателей по белорусскому законодательству могут быть только юридические лица. Но во многих странах Восточной Европы, например, до 80 % легковых автомобилей реализуются физическим лицам по договорам лизинга. Необходимо принять во внимание то, что такая услуга могла бы быть не менее востребованной, чем, допустим кредиты банков, выдаваемые на потребительские нужды. Очевидна необходимость внесения изменения в Положение о лизинге на территории Республики Беларусь от 31.12.1997 № 1769, в частности, в параграфе “субъект лизинга” необходимо указать юридические и физические лица.

Несмотря на то, что лизинг становится самостоятельным эффективным бизнесом и является реальной альтернативой банковскому кредитованию, финансовая аренда государственного имущества используется незначительно. Среди возможных форм реализации экономических интересов государственных и негосударственных секторов экономики, нацеленных на совершенствование действующих методов и форм управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе повышения эффективности использования основных фондов, особого внимания заслуживает вопрос аренды промышленных предприятий, структурных подразделений, объектов незавершенного строительства.

Государственные предприятия не имеют права заключать лизинговые договоры под залог своего имущества, что является сдерживающим фактором для обновления производственных фондов. Также сказывается нехватка денежных средств для проведения лизинговых платежей. Но необходимость повышения эффективности управления государственным имуществом республики актуализирует проблему арендных отношений, среди которых лизингу следует уделять особое внимание. Во-первых, для предприятий, испытывающих финансовые трудности в вопросе модернизации действующих производств или находящихся в кризисном финансовом положении, целесообразно предоставлять возможность использовать средства, получаемые от финансовой аренды отдельных структурных подразделений, объектов незавершенного строительства с правом или без их дальнейшей продажи.

Во-вторых, в процессе реформирования собственности очень важно избежать как разрушения общей технологической цепочки производства, так и потери контроля над отдельными структурными подразделениями, изменившими свой организационно-правовой статус. Если структурное подразделение имущественного комплекса, предприятие имеют форму акционерного общества, то в этом случае возможны отчуждение акций лизингополучателю и их последующая передача в доверительное управление соответствующим государственным структурам. Государство может использовать данный вид аренды для привлечения дополнительных источников финансирования с целью перевооружения и модернизации производства реального сектора экономики страны. Наиболее эффективным будет применение лизинга для предприятий с численностью до 200 человек, а также для структурных подразделений средних и крупных предприятий.

С учетом действующего законодательства в Республике Беларусь можно предложить следующий порядок передачи объектов финансовой аренды в коммерческое пользование на основании договора лизинга.

Необходимо, чтобы государственное ведомство, курирующее конкретный объект (лизингодатель), имело право заключения договора финансовой аренды с лизингополучателями. Сделки по распоряжению с имуществом производить с согласия учредителя. Целесообразно осуществить страхование арендованного имущества лизингополучателем на время пользования. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2003 года № 118 “О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом”, сделки по распоряжению имуществом, находящимся в собственности республики, на сумму свыше 10 тыс. базовых величин в установленном порядке без перехода права собственности, а также по залогу имущества, основным технологическим оборудованием, транспортными средствами общего пользования на сумму свыше 300 тыс. базовых величин производятся по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 года № 520 “О совершенствование правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере”, Фонд государственного имущества подготавливает в установленном порядке необходимые документы по отчуждению объектов финансовой аренды для рассмотрения на уровне главы государства.

 

 

Рисунок 3. Предлагаемая схема согласования финансовой аренды объектов государственной собственности в РБ с правом выкупа или без прав отчуждения

 

В процессе работы ИООО AVIS Белидеал установлено, что иногда лизингополучатели выражают желание погасить задолженность по лизингу до истечения срока, установленного законодательством Республики Беларусь (не менее 1 года). Кроме того, у субъектов хозяйствования есть желание осуществить другие разновидности лизинга. В частности, например, возвратный лизинг, лизинг с компенсационным платежом, лизинг со смешанным платежом. В этой связи считается необходимым внести изменения в Положение о лизинге на территории Республике Беларусь от 31.12.1997 № 1769 в части отмены минимального срока финансового лизинга и расширения разновидностей лизинга.

С появлением положения о лизинге на территории Республики Беларусь не изменилось отношение к международному лизингу. Для международных лизинговых сделок характерными являются сроки от 3 до 25 лет. Таможенным кодексом установлено, что в режиме временного ввоза по истечении срока 1 год необходимо подать прошение начальнику таможенной службы на продление режима. Кроме того, это оборудование не может быть передано в пользование (лизинг, аренду) третьему лицу. Значит, профессиональные лизингодатели Республики Беларусь лишены возможности сотрудничать с коллегами из-за рубежа и быть участниками процессов, происходящих в мировом лизинге.

Белорусское законодательство по-прежнему рассматривает получение в международный лизинг оборудования как извлечение дохода иностранным лицом, и весь платеж на основании Закона Республики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций" должен быть подвергнут налогообложению у источника выплат по ставке 15 % и перечислению белорусским лизингополучателем в бюджет республики.

Выгоды при международном лизинге для Республики Беларусь очевидные. Потому что международный лизинг оборудования - это не что иное, как привлечение зарубежных инвестиций, хоть и не в денежной, а в натурально-вещественной форме, в экономику.

В силу этого, необходимо уделить внимание тому, что в договоре лизинга в составе лизингового платежа должен быть четко выделен доход иностранного лизингодателя, в противном случае весь лизинговый платеж будет рассматриваться как доход иностранного лизингодателя и облагаться налогом.

Одной из причин низкой активности привлечения на территорию Республики Беларусь зарубежных передовых технологий и оборудования посредством лизинга являются большие таможенные платежи. Существующий порядок таможенного оформления ввозимого имущества предполагает выплату лизинговых платежей в начале лизингового договора, что противоречит сущности лизинговой сделки, способствует её удорожанию.

Очевидна необходимость внесения изменений в порядок таможенного регулирования лизинговых операций. При ввозе не территорию Беларуси зарубежного оборудования по контрактам финансового лизинга предлагается выплата таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, не в начале действия лизингового договора, а в конце, при переходе прав собственности от лизингодателя к лизингополучателю, что соответствует сущности лизинговой сделки.

При исчислении таможенных платежей за базу предлагается использовать не контрактную, а выкупную стоимость объекта. Такие изменения будут способствовать удешевлению стоимости лизинговой операции и привлечению в Республику Беларусь передовых зарубежных технологий и технических объектов посредством лизинга. Возможное сокращение текущих поступлений в бюджет за счет уменьшения сумм таможенных платежей компенсируется последующими налоговыми поступлениями от,например, реализации продукции, произведенной с помощью использования современного оборудования.

Во избежание роста фиктивных сделок, заключенных с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, необходимо составить перечень объектов по товарным группам (прежде всего касается ввозимого производственного оборудования), на которое распространяется данная льгота с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.

Очевидна необходимость создания четкой системы регистрации залоговых обязательств, упрощения процедуры реализации заложенного имущества.

Также необходимо разработать специальную действенную процедуру изъятия объекта лизинга в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств. Установить регламентации возможности одностороннего отказа лизингодателя от исполнения обязательств по договору в предусмотренных соглашением случаях серьезного нарушения лизингополучателем договора.

Таким образом, при разработке нормативных документов, регулирующих операции по лизингу в Республике Беларусь, необходимо учитывать проблемные вопросы, возникающие при практическом осуществлении данных сделок. От скорейшего решения указанных проблем будет в значительной мере зависеть возможность увеличения темпов роста экономики в целом, благодаря использованию потенциала такого ценного экономического инструмента как лизинг.

 

 

3.2 Совершенствование  лизинговой деятельности в Республике  Беларусь

 

 

В качестве предложения по совершенствованию лизинговых операций на самом исследуемом объекте можно предложить такое направление, как совершенствование методики расчета лизинговой ставки.

Любой вид деятельности, в том числе лизинговый, неизбежно связан с риском, который может привести к убыткам. Лизингодателя интересует не только сумма и продолжительность доходов, но и качество ожидаемых потоков денежных средств. Поэтому уровень лизингового риска определяет во многом величину лизинговой ставки, представляющей собой величину комиссионного сбора лизинговой фирмы. По существу, это договорная цена за оказание услуг.

Лизингодатель рассчитывает текущую стоимость минимальных лизинговых платежей, используя предполагаемую ставку процента в лизинге. В состав лизингового платежа входят следующие основные элементы:

  • Погашение стоимости объекта лизинга;
  • Лизинговая ставка;
  • НДС.

При этом следует учитывать, что лизинговая ставка включает такие составляющие, как постепенный возврат основного долга и стоимость непосредственно обслуживания лизингового долга.

Лизинговая ставка рассчитывается на основе уровня банковской учетной ставки. При лизинговой ставке меньше банковской лизингодателю невыгоден процесс сдачи объекта в лизинг, так как продав имущество и положив деньги на депозит, он получит не меньше средств, нежели при лизинге. Таким образом, минимальная лизинговая ставка должна равняться банковской учетной ставке.

На основе ставки лизинговых платежей определяется стоимость лизинга. С учетом этих особенностей стоимоcть лизинга можно оценить по следующей формуле:

 

СФЛ = (ЛС -НА)* (1- Снп) / (1 – ЗПфл ),             (17)

 

Где: СФЛ – стоимость заемного капитала, привлекаемого на условиях финансовой аренды, %;

ЛС- годовая лизинговая ставка, %;

НА- годовая норма амортизации актива, привлеченного на условиях лизинга;

С нп – ставка налога на прибыль;

ЗП фл – уровень расходов по привлечению актива на условиях лизинга к стоимости этого актива, %.

На цену договора лизинга оказывают влияние следующие факторы:

  • Срок договора лизинга и стоимость объекта лизинга;
  • Периодичность лизинговых платежей;
  • Способы расчета лизинговой ставки;
  • Порядок изменения лизинговой ставки;
  • Наличие и величина авансового платежа;
  • Наличие прочих дополнительных услуг (расходы по страхованию, техническому обслуживания объекта лизинга, обучению персонала, рекламе и маркетингу);
  • Выкупная стоимость объекта лизинга.

Информация о работе Теоретические основы лизинговой деятельности