Управление дебиторской задолжностью на примере предприятия ООО «Эльфа-стиль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - разработать мероприятия по управлению дебиторской задолженностью на примере предприятия ООО «Эльфа-стиль».
Исходя из указанной цели работы, её основными задачами являются:
1. Выявить причины образования дебиторской задолженности;
2. Ознакомиться с организацией учёта дебиторской задолженности;
3. Оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов;
4. Проанализировать динамику, структуру дебиторской задолженности на предприятии и разработке системы мер по управлению задолженностью в ООО «Эльфа-стиль».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия………………………………………………………………….
5
1.1. Понятие и содержание дебиторской задолженностью…...…… 5
1.2. Особенности анализа дебиторской задолженностью……….. 12
1.3. Методы управления дебиторской задолженностью…………. 17
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия…………….. 21
2.1. Характеристика деятельности организации…………………… 21
2.2. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия 25
2.3. Анализ управления (состояния) дебиторской задолженности.. 40
Глава 3. Разработка мероприятий управления дебиторской задолженности………………………………………………………………..
43
Заключение…………………………………………………………………….. 49
Список литературы……………………………………………………………. 50
Приложение………………………………………………………………….. 53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. Управление дебиторской задолжностью на предприятии..doc

— 376.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 

 


ШКОЛА ЭКОНОМИКИ и МЕНЕДЖМЕНТА


 

Кафедра экономики и процессов управления

 

 

Горев Сергей Александрович

 

УПРАВЛЕНИЕ  ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖНОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭЛЬФА-СТИЛЬ»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

Студент        __________________

                                                                     (подпись)

Руководитель  ст. преподаватель

_____________  Л. А. Шинкевич

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                      И.О.Фамилия

«_____» _________________  2012 г.

 

Оценка  _________________________

 

____________  ___________________

          подпись                            И.О.Фамилия

 

«_____» ________________ 2012 г.


 

 

г. Находка

2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические  основы управления дебиторской задолженностью предприятия………………………………………………………………….

 

5

    1. Понятие и содержание дебиторской задолженностью…...……

5

    1. Особенности анализа дебиторской задолженностью………..

12

    1. Методы управления дебиторской задолженностью………….

17

Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия……………..

21

2.1. Характеристика  деятельности организации……………………

21

2.2. Финансово-экономический  анализ деятельности предприятия

25

2.3. Анализ управления (состояния) дебиторской задолженности..

40

Глава 3. Разработка мероприятий управления дебиторской задолженности………………………………………………………………..

 

43

Заключение……………………………………………………………………..

49

Список литературы…………………………………………………………….

50

Приложение…………………………………………………………………..

53


 

Введение

 

Все предприятия, осуществляя хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ или услуг.

У предприятий  возникают обязательства перед  поставщиками, за полученные от них  товарно-материальные ценности, выполненные  работы, оказанные услуги: перед  государственным бюджетом по отчислениям  от прибыли, платежам в фонды, налоговым  и неналоговым платежам, перед своими рабочими и служащими по заработной плате и другие. С другой стороны, сами предприятия предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате отгруженной им продукции, оказанных услуг и выполненных работ для возмещения произведенных затрат, выполнения своих обязательств и получения прибыли.

Проблема управления дебиторской задолженностью приобретает  значительную актуальность в условиях перехода к рыночной экономике, увеличения конкурентной борьбы на товарных рынках, что требует улучшения финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий.

Дебиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы  денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных требований. Задержка платежа в иных случаях может привести к свёртыванию инвестиционных программ, необходимости брать в долг и даже к банкротству предприятия.

Актуальность  темы курсовой работы обоснована тем, что динамика изменения дебиторской задолженности, их состав, структура и качество, а также интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия.

Цель курсовой работы - разработать мероприятия по управлению дебиторской задолженностью на примере предприятия ООО «Эльфа-стиль».

Объект исследования - ООО «Эльфа-стиль».

Предметом исследования является управление дебиторской задолженностью ООО «Эльфа-стиль».

Исходя из указанной  цели работы, её основными задачами являются:

  1. Выявить причины образования дебиторской задолженности;
  2. Ознакомиться с организацией учёта дебиторской задолженности;
  3. Оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов;
  4. Проанализировать динамику, структуру дебиторской задолженности на предприятии и разработке системы мер по управлению задолженностью в ООО «Эльфа-стиль».

При выполнении курсовой работы использованы действующие нормативные документы, регулирующие вопросы бухгалтерского учёта ООО «Эльфа-стиль», экономическая литература, а также публикации в периодической печати по теме работы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия.

 

    1. Понятие и содержание дебиторской задолженностью.

 

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.

Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ): «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

Следовательно, право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации.

Заметим, что  сегодня практически ни один субъект  хозяйственной деятельности не существует без дебиторской задолженности, так как ее образование и существование объясняется простыми объективными причинами:

  • для организации - должника – это возможность использования дополнительных, причем, бесплатных, оборотных средств;
  • для организации - кредитора – это расширение рынка сбыта товаров, работ, услуг.

К образованию  дебиторской задолженности влечет наличие договорных отношений между  контрагентами, когда момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) и их оплата не совпадают  по времени.

Средства, составляющие дебиторскую задолженность организации, отвлекаются из участия в хозяйственном обороте, что, конечно же, не является плюсом для финансового состояния организации. Рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху хозяйствующего субъекта, поэтому бухгалтерская служба организации должна организовать надлежащий контроль над состоянием дебиторской задолженности, что позволит обеспечить своевременное взыскание средств составляющих дебиторскую задолженность.

Условием обеспечения  финансовой устойчивости организации  является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность  – представляет собой имущественные  требования организации к юридическим  и физическим лицам, которые являются ее должниками.

Дебиторскую задолженность можно рассматривать в трех смыслах: во-первых, как средство погашения кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной покупателям, но еще не оплаченной и, в-третьих, как один из элементов оборотных активов, финансируемых за счет собственных либо заемных средств.

Оборотный капитал  компании слагается из следующих  составляющих:

  • денежных средств;
  • дебиторской задолженности;
  • материально-производственных запасов;
  • незавершенного производства;
  • расходов будущих периодов.

Следовательно, дебиторская задолженность – это часть оборотного капитала организации.

Дебиторская задолженность может возникнуть вследствие невыполнения договорных обязательств, излишне уплаченных налогов, взысканных сборов, пеней, выданных денежных сумм подотчет.

Дебиторскую задолженность условно можно подразделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность.

Задолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло  к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) – это нормальная дебиторская задолженность.

Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность. Просроченная дебиторская задолженность, в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса  Российской Федерации (далее НК РФ): «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».

По истечении  срока исковой давности сомнительная дебиторская задолженность переходит  в категорию безнадежной задолженности (не реальной к взысканию).

Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ: «безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации».

Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, может образоваться вследствие:

  • ликвидации должника;
  • банкротства должника;
  • истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника;
  • наличия денежных средств на счетах в «проблемном» банке. Здесь возможны два варианта:
  • во-первых, если после вынесения арбитражным судом постановления о ликвидации банка денежных средств для погашения дебиторской задолженности не хватает, то такая дебиторская задолженность признается нереальной к взысканию и соответственно подлежит списанию на финансовые результаты;
  • во-вторых, если вместо ликвидации банка предусматривается его реструктуризация, то организация может создать резерв по сомнительным долгам и ждать восстановления банком платежеспособности;
  • невозможности взыскания судебным приставом – исполнителем по решению суда суммы долга (например, имущество организации находится на праве оперативного управления).

В зависимости  от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность подразделяется на:

  • краткосрочную (погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты);
  • долгосрочную (погашение которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты).

Следует отметить, что в отношении просроченной дебиторской задолженности целесообразно использовать отсрочку (рассрочку) платежа, производить расчеты акциями, векселями, применять бартер.

При предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа необходимо учитывать платежеспособность и  деловую репутацию контрагента.

Для всех организаций  независимо от их организационно-правовой формы списание просроченной дебиторской  задолженности в случаях, которые  будут описаны далее, является обязательной процедурой.

В целях недопущения  искажения данных бухгалтерского баланса и обеспечения финансовой устойчивости организации дебиторская задолженность должна быть истребована. Вначале истребование дебиторской задолженности осуществляется в претензионном порядке, далее взыскание дебиторской задолженности проходит в судебном порядке.

Информация о работе Управление дебиторской задолжностью на примере предприятия ООО «Эльфа-стиль»