Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 07:48, курсовая работа
Целью работы является изучение социальных процессов современного Российского общества и понимание причин её изменения.
Объект курсовой работы – социальные процессы современного Российского общества.
Предмет курсовой работы – этапы развития социальных процессов Российского общества.
Введение
Глава 1.Современное управление и его классификация
1.1Теоретические основы социального управления
1.2Объект и субъект управления социальными процессами
1.3 Система управления социальными процессами
Выводы по первой главе
Глава 2. Потребность и необходимость управления в деятельности человека
2.1Социальные системы и их составляющие
2.2Закономерности управления различными системами
2.3 Ситуационный подход в социальном управлении
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Эпизод 1 (эпоха первобытного человеческого стада).
Представим себе те далекие времена (примерно 1 млн. лет назад),когда человек вел стадный образ жизни. Стадо имело своего вожака (лидера),за которым шли все остальные. Они делали это неосознанно, подчиняясь безусловным рефлексам. Они не понимали, что нельзя отставать от стада, поскольку это грозит им гибелью. Они слепо подчинялись инстинктам, заложенным в них природой, и это сохраняло им жизнь.
Есть ли здесь социальное управление?
Очевидно, что есть, так как имеется лидер, за которым идет социальная группа (стадо). Однако, управление здесь имеет безусловный характер, так как все определяется одними инстинктами (безусловными рефлексами).В технике такой тип управления называют автоматическим управлением, поскольку оно определяется заложенными природой программами (по терминологии Н.М.Амосова).Такой же тип управления характерен и для многих живых организмов, не имеющих головного мозга.
Данный пример еще раз убеждает в естественной природе СУ, осуществляемого на уровне заложенных природой животных инстинктов (безусловных рефлексов).
Эпизод 2 (эпоха первобытной общины).
Примерно 50 тыс. лет назад на Земле появились первобытные общины. Каждая община (род, племя) имела своего старейшину и военного вождя, занимающие свои должности по праву избрания их до тех пор, пока их действия отвечали интересам соплеменников. Община имела свой совет, куда входили все ее взрослые члены и где решались наиболее существенные вопросы жизнедеятельности общины, в том числе вопросы выборов старейшины и вождя (руководителей) общины.
В эти далекие времена уже существовала мифология. Мифы рисовали картину божественного сотворения мира и заставляли подчиняться людей своим богам (каждое племя имело своего бога),которых они боялись и старались задобрить жертвоприношениями.
Как видим, в отличии от предыдущего примера, здесь социальное поведение людей определяется не животными инстинктами, а властью богов, советом общины, старейшинами, шаманами, обычаями, традициями, общественным мнением и другими факторами, имеющими социальный характер. При этом некоторые из этих «социальных фактов» имели осознанный характер (например, идея бога, шаман, совет общины).
Таким образом, социальное управление может иметь как неосознанный, так и осознанный характер. В дальнейшем, нас будет интересовать второй случай, поскольку уже более c древнейших времен человек стал сознательно подчиняться чужой воле[10, c. 45].
На данном примере нетрудно заметить также, что управление имеет комплексный характер, так как предполагает подчинение людей не одному, а множеству социальных фактов, как материальных (старейшина, вождь, шаман), так и нематериальных, например, обычаям, традициям, божественным (а затем, и светским) законам.
Итак, социальное управление имеет естественное происхождение. Долгое время оно не осознавалось человеком, пока не появилась идея бога и связанный с ней институт власти. В дальнейшем стали осознаваться другие «социальные факты», влияющие на поведение людей, что укрепляло представление о социальном управлении.
Интересно заметить, что социальное управление
не всегда нуждается в институте лидерства
(или руководства) как думают многие. На
современной Земле еще сохранились группы
охотников-собирателей, где отсутствует
институты лидерства, власти и иерархии.
В них «властвуют» свои виртуальные божества
и неизменные ритуалы и каждый, пытающийся
предложить что-то новое, подвергается
остракизму, равносильному смерти. Такой
обычай подвергать всех «новаторов» изгнанию
является своего рода основой сохранения
группы в условиях постоянной среды. Очевидно,
что при нарушении этих условий такие
группы не смогут существовать самостоятельно.
1.2Объект
и субъект управления социальными процессами
С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.
Управление социальными процессами включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами управления социальными процессами являются:
-административно-
-управление социально-культурной сферой (духовным производством);
-управление материальным производством.
Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это - уровни управления[11, c. 12].
В рамках управления социальными процессами выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды управления социальными процессами.
Таким образом, объектом и предметом теории управления социальными процессами как науки выступают социальные системы и системы управления ими.
Управление
социальными процессами вычленяется
из имеющихся трех классов управления
(техническими, биологическими и социальными
системами) и подразделяется на следующие
основные виды: административно-
Иными словами, классификация видов управления социальными процессами соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.
Каждый вид управления социальными процессами включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.
Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу управления социальными процессами и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию управление социальными процессами. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.
Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта управления социальными процессами. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, что наглядно показано в таблице[12, c. 12].
В наиболее общем виде процесс управления социальными процессами можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).
Связующее звено между двумя частями единого процесса управления социальными процессами - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение.
В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего управления социальными процессами, включая его составные части, уровни и звенья.
В соотношении понятий власть и управление второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) - с исполнительской, оперативной.
Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей.
Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей.
Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей[13, c. 45].
Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления.
В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях.
Каждый
человек имеет определенный пол,
возраст, способности, темперамент
и характер, что находит отражение
и в характеристиках
Например,
исследования, проведенные голландским
ученым Г.Хофстеде, показали, что европейские
страны отличаются друг от друга по
этно-психологическим
Основные понятия науки управления. Понятия. В широком смысле. В узком смысле.
Управление. Вся система классов, отношений и явлений управления в природе и обществе. Технологическая организация объекта управления.
Менеджмент. Всеобщий принцип управления социальными процессами; власть и искусство управления людьми. Управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей.
Администрирование. Административно-государтвенное управление; социально-политический менеджмент. Разработка и постановка целей, определение политики организации.
Так, дистанция власти (уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия - преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды - “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.
Все эти особенности оказывают влияние на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровнями управления социальными процессами выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и элитаризму, “женственность” стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д[14, c. 45].
Поэтому проблемы формирования и реализации модели управления социальными процессами нужно решать дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.
Содержание
науки управления социальными процессами
- выявление законов и
Информация о работе Управление социальными процессами в обществе