Управление социальными процессами в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение социальных процессов современного Российского общества и понимание причин её изменения.
Объект курсовой работы – социальные процессы современного Российского общества.
Предмет курсовой работы – этапы развития социальных процессов Российского общества.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Современное управление и его классификация
1.1Теоретические основы социального управления
1.2Объект и субъект управления социальными процессами
1.3 Система управления социальными процессами
Выводы по первой главе
Глава 2. Потребность и необходимость управления в деятельности человека
2.1Социальные системы и их составляющие
2.2Закономерности управления различными системами
2.3 Ситуационный подход в социальном управлении
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Управление социальными процесами в обществе.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, управление есть элемент, функция, внутренне присущая любому процессу труда. Оно как специфический вид общественной деятельности призвано определять цели функционирования производства в соответствии с присущими ему условиями и закономерностями развития, устанавливать согласованность, четкую взаимосвязь и взаимодействие между отдельными составными частями (звеньями, элементами) системы, обеспечивать планомерное ее развитие, организацию работы всей кооперации и каждого работника в ней, координацию действий во времени и пространстве, то есть добиваться поставленных целей путем согласованных действий всех участников кооперации и соответствующей организации имеющихся ресурсов.

     Эффективность общественного или совместного  труда людей обеспечивается наличием управления как обязательного составного элемента совокупного труда, выполняющего особые функции в общем процессе производства. От реализации управления во многом зависят эффективность, результативность совместных действий. Производство в целом как система предполагает управление средствами труда и управление работниками[29, c. 12].

     Управление  средствами труда, или, по выражению  Ф. Энгельса, «управление вещами», — это процесс непосредственного воздействия человека на предмет труда с помощью средств труда в целях получения материальных благ и услуг, то есть само производство.

     При этом человек выступает как субъект  управления, а средства труда — как его объект.

Согласование  действий работников, управляющих средствами труда (вещами), объединенных в группы, коллективы, требует, в свою очередь, управления ими со стороны других работников, составляющих управленческий аппарат.

     Этот  вид управления, как наиболее сложную область человеческой практики, Ф. Энгельс называл «управление людьми».

     Между работниками, управляющими вещами, и работниками управления производством возникают определенные различия. Для работников, непосредственно занятых в процессе производства материальных благ, предметом труда являются сырьё и материалы, а воздействие они осуществляют непосредственно на исполнительные механизмы, машины в соответствии с решениями, полученными от управленческих работников.

     Результат их труда - готовая продукция предприятия. В условиях современного производства «управляющие вещами» одновременно выполняют и функции управления как владельцы средств собственности или представители собственника, работающие по найму.

     Для управленческих работников процесс  управления — непосредственная профессиональная обязанность. Здесь предметом труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии[30, c. 12].

     Продуктом управления является упорядоченность системы, достигаемая решениями (приказами, распоряжениями, указаниями), принимаемыми на основе анализа информации и направленными на выполнение намеченных целей.

     Таким образом, современное управление есть управление людьми в процессе их труда  в общественном производстве. Осуществляется оно людьми, которые устанавливают цель и разрабатывают программу поведения объекта управления, контролируют ход ее выполнения, вносят необходимые изменения с целью удержать производственный процесс в заданных программой границах или перевести его в новое состояние на основе познания присущих ему закономерностей.

     Эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и на деле обеспечивается взаимодействие сознательной руководящей деятельности и объективных закономерностей развития общественного производства.

     Задача  субъектов управления и состоит  в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект.

     2.2Закономерности  управления различными системами 

     Категории «закон» и «закономерность» относятся  к одной группе. Как и закон, закономерность устанавливает общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как предварительная формулировка закона при его теоретическом осмыслении и исследовании.

     Выявление и формулировка объективных закономерностей  в теории управления возможны и необходимы. Это определяется как особенностями развития теории управления (от простого описания явлений к их объяснению и предвидению), так и практикой управления[31, c. 12].

     Закономерности  составляют центральное звено общей  теории управления. В отличие от эмпирического, научный подход основан на тщательном учете требований объективных закономерностей и тенденций развития управления. Познание закономерностей управления на основе теоретического анализа и практического опыта позволяет:

-проводить глубокий научный анализ системы управления, объективно оценивать ее состояние, что дает возможность совершенствовать не только существующую систему управления, но и перспективную;

-учесть фактор времени при совершенствовании управления и уровень развития управляемой системы;

-учесть субъективные факторы управления, отграничить их от объективных и установить наиболее рациональное соотношение науки и искусства управления;

-осуществить системный подход к управлению и его комплексному совершенствованию.

     Выделяются  четыре основные закономерности управления.

1. Единство  системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.

     Единство  социально-экономической системы  — одна из важнейших ее характеристик. Оно отражает такие связи между элементами, которые сохраняют ее целостность в течение длительных периодов. Иными словами, это достаточная устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.

     В реальной практике наибольшее значение имеют следующие формы проявления этой закономерности:

-единство принципов управления для всех звеньев и ступеней системы;

-единство организационных форм системы управления, проявляющееся в необходимости унифицировать ее структурные характеристики, функциональное разделение управляющей подсистемы т. д. (согласованность организационных форм системы управления по различным ее ступеням и звеньям);

-единство основных функций управления, заключающееся в полноте функционального содержания управляющей подсистемы, тесной связи функций управления между собой;

-единство методов управления, используемых для решения различных проблем развития управляемой подсистемы, проявляющееся во взаимной согласованности различных методов;

-единство процесса управления, выражающееся в его непрерывности и ритмичности, согласованности всех операций, стадий, этапов;

-единство системы управления, отражающееся в единых требованиях к элементам системы управления.

     Единство  системы управления производством  устанавливается не автоматически[32, c. 45].

     Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется. Нарушение единства системы управления может проявиться в потере объективно необходимой самостоятельности какого-либо производственного звена или, наоборот, в излишнем его обособлении.

     Поддержание единства системы управления имеет большое значение для совершенствования управления.

2. Пропорциональность  системы управления. Пропорциональность как закономерность управления означает соблюдение определенных пропорций между управляющей и управляемой подсистемами, а также между различными элементами этих подсистем. Ее следует учитывать при формировании и совершенствовании управляющей подсистемы. Каждый элемент управления должен быть способен решать свои функциональные задачи с тем, чтобы управляющая система в целом могла четко организовать работу управляемой системы.

     Можно сделать вывод, что пропорциональность должна быть положена в основу функционирования всего объекта как системы.

3. Централизация  и децентрализация управления. Оптимальное  сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций и полномочий.

Следует помнить, что сумма прав в управлении — величина достаточно постоянная: сколько прибавилось полномочий на местах, столько убавилось у  центра.

     Централизованное управление представляет собой такое построение системы и такую организацию функционирования, при которых существует непрерывная, постоянно действующая и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена субъекту управления.

     Оно выражается в требовании обязательной согласованности управленческих решений, содержание которых определяется едиными целями развития системы.

     Централизованное  управление не означает предельно жесткой  регламентации деятельности каждого  элемента системы.

     Полная  централизация управления в социально-экономической системе в принципе невозможна. Определенная самостоятельность составляющих ее элементов обусловливается различными обстоятельствами их функционирования, всю совокупность которых невозможно учесть централизованно.

     В системе управления каждое звено имеет свои условия функционирования, специфические интересы. Учитывать их можно лишь посредством предоставления права самостоятельного решения тех или иных проблем, то есть некоторой децентрализации.

     Уровень централизации управления меняется в процессе развития производства, и такое изменение объективно обнаруживает тенденцию — закономерность управления[33, c. 12].

     Согласно  этой закономерности нельзя считать  вообще плохим или хорошим как  высокоцентрализованное, так и децентрализованное управление. Для каждого этапа развития производства должен быть свой, оптимальный уровень централизации.

     Данная  закономерность находит отражение  в порядке распределения актов  управления по иерархии системы управления и в изменении вариантов этого  распределения по мере развития производства, его качественного реформирования. В формальном отношении это прежде всего распределение полномочий по вертикали системы и делегирование их в процессе управления.

     Важно, на каком уровне иерархии принимается  решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки между собой уровни принятия и непосредственной реализации решений. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации производства.

     Методы управления - способы и средства непосредственного воздействия на людей и социальные субъекты, входящие в состав объекта управления, заставляющие их действовать или вести себя определенным образом.

     В отличии от древних времен, когда (например, в рабовладельческих обществах) преобладали методы насильственного (физического) воздействия на людей, в современном обществе подобные методы противоречат правам человека и являются противозаконными.

      Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические[34, c. 45].

      Административные (директивные) методы основаны на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности, характерных для формальных организаций. Формами выражения этих методов являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для  нижестоящих. Методы предполагают четкое опредение прав, обязанностей и ответственности каждого руководителя и подчиненного, которые отражены в их должностных инструкциях. Каждый сотрудник организации несет административную ответственность лишь в рамках своих прямых обязанностей, в случае невыполнения которых к нему могут быть применены меры административного наказания в виде строгого выговора, выговора, замечания, предупреждения.

     Законодательные методы, в отличии от административных, основаны

 не  на директивном, а на законодательном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. При этом если административные методы имеют локальный характер (они распространяются только в пределах конкретного учреждения),то законодательные методы могут распространяться на всю территорию страны.

Информация о работе Управление социальными процессами в обществе