Управление социальными процессами в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение социальных процессов современного Российского общества и понимание причин её изменения.
Объект курсовой работы – социальные процессы современного Российского общества.
Предмет курсовой работы – этапы развития социальных процессов Российского общества.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Современное управление и его классификация
1.1Теоретические основы социального управления
1.2Объект и субъект управления социальными процессами
1.3 Система управления социальными процессами
Выводы по первой главе
Глава 2. Потребность и необходимость управления в деятельности человека
2.1Социальные системы и их составляющие
2.2Закономерности управления различными системами
2.3 Ситуационный подход в социальном управлении
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Управление социальными процесами в обществе.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Все вышеизложенное предопределяет особенности управления социальными процессами. 

     1.3 Система управления социальными  процессами 

     Сущность  управления социальными процессами определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы. 

Система управления социальными процессами включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

     Механизм  управления создается и целенаправленно  изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов управления социальными процессами, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях[22, c. 45].

     Общество  как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.

     Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного  воздействия на связи и отношения  людей в процессе жизнедеятельности  общества и управления им. К основным функциям управления социальными процессами относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

     Структура отражает состав и соподчиненность  различных элементов, звеньев и  ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы управления социальными процессами и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

     Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных  структур - линейной, функциональной или  линейно-функциональной (штабной). При  этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п[23, c. 87].

     Социальные  системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать  субъект и объект управления как  две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

     В самой социальной системе и в  ее крупных составляющих (управляемой  и управляющей системах) ясно просматриваются  своеобразные системы меньшего уровня:

- техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

- технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

- организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

- экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

- социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

     Все системы взаимосвязаны и в  своем единстве составляют целостный  социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная  системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую  сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую.

     Каждая  такая система в определенные периоды развития социальных целых  может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности  различных частей организационной  структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере управления социальными процессами представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня

     Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов, считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом[24, c. 45].

     В настоящее время управляющими высшего  ранга и разработчиками глобальных проблем управления социальными  процессами становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы, ставящие в центр современной  концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по первой главе  

     Как мы знаем, управление заключается в оказании определенного воздействия на людей, заставляющего их действовать во имя общих интересов. Это воздействие может иметь различный характер. В связи с этим можно говорить о  различных видах управления.

      Выше уже говорилось о сознательном и бессознательном (неосознаваемом, автоматическом) характере управления. Последний характерен для того периода социальной истории, когда человек был еще недостаточно разумен, чтобы осознавать собственное «я».

      Воздействие на людей может иметь легитимный и нелигитимный характер, в связи с этим можно говорить о легимимном и нелигитимном управлении. Легитимное управление осуществляется легитимными органами власти, например, президентом, правительством. Нелигитимное управление осуществляется нелигитимной властью, например, неформальным лидером. Нелигитимное управление мы отождествляем с самоуправлением[25, c. 12].

      Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем.

      Социальное управление предполагает властное воздействие на некоторый социальный объект, называемый объектом управления. При этом границы этого объекта не всегда очевидны. Во многих случаях их определение требует проведения специальных научных исследований. Например, если речь идет об управлении фирмой, то вопросов о  границах объекта управления не возникает, а если же, например, требуется управлять конфликтами или другими социальными процессами, то без предварительного исследования здесь не обойтись.

      Поэтому  можно различать управление в зависимости от ясности границ его объекта управления, а именно, два вида управления: управление социальными объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления. 

      В зависимости от типов социальных сфер, охватываемых управлением, оно подразделяется на политическое, экономическое, военное и др.

       В зависимости от уровня управления оно подразделяется на государственное, территориальное, муниципальное, управление предприятий (учреждений).    

       В зависимости от продолжительности воздействия на социальный объект управление может быть оперативным и стратегическим.

      В зависимости характера воздействия на социальный объект управление может быть явным и скрытым, прямым и косвенным (опосредованным).

         Возможны и другие виды социального управления, классификация которых представляет собой самостоятельную задачу[26, c. 78]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Потребность и необходимость  управления в деятельности человека 

     2.1Социальные системы и их составляющие 

     Представьте себе, что автомобиль, в котором Вы едите, сломался в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте. Конечно, возможно расстроенные путешественники смогут его починить. Однако случается, что в подобных случаях дело обстоит значительно сложнее. Водитель и пассажиры могут быть неспособны, чисто физически, выполнить какую-либо операцию. Или, обладая физической возможностью, не имеют знаний и навыков ремонта. Или, располагая возможностью, знаниями и навыком, не имеют желания. Наконец, при наличии всех этих условий, просто отсутствует необходимый инструмент.… Тогда не обойтись без помощи других людей. И оказывается, совсем не обязательно обладать физической возможностью для ремонта, иметь знания, опыт и инструменты, а можно поручить кому-то другому его выполнить[27, c. 45].

     Следует отметить, что человек, решивший возложить  реализацию своих целей на другого  человека, должен обладать иными знаниями, навыками и средствами, нежели тот, кто всё делает сам. Действительно, а заинтересован ли другой человек  сделать ремонт? Как его заинтересовать? Правильно ли он понял, что мы от него хотим? Как это проверить? Не будет ли он халтурить? Поэтому требуется умение убеждать, призывать к действию, координировать усилия, контролировать правильность выполнения, обладать необходимой суммой наличных денег. Другими словами, требуется умение управлять. «Делать что-то руками других людей» - такое простейшее определение управления, данное американскими специалистами.

     Управление  появилось вместе с людьми. Там, где  они объединялись, преследуя достижение какой-либо цели, обнаруживалась проблема координации их деятельности. Решение этой проблемы кто-то вынужден был брать на себя. Чтобы достичь цели, остальные, добровольно или по принуждению, передают часть своих индивидуальных свобод и, таким образом, позволяют направлять своё поведение. В результате последние становились подчинёнными, первый – руководителем, а между ними возникают отношения управления. Таким образом, управление является необходимым элементом деятельности человека и отражает его потребность. Имеется в виду, что управление – это объективная потребность любой деятельности[28, c. 45].

     Управление  – это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей. Сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, — писал К. Маркс, — осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

     Содержание  менеджмента, как вида деятельности, состоит в планировании, организации работы, координации действий во времени и пространстве, контроле и учёте участия работников в трудовом процессе.

Информация о работе Управление социальными процессами в обществе