Управление затратами на предприятии ООО «Сибметресурс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:08, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – совершенствование системы управления затратами на предприятии.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность затрат и их классификацию для целей управления, определить место контрольной функции в системе управления затратами;
провести анализ динамики и структуры затрат предприятия; исследовать действующую систему управления затратами, рассмотреть методы оценки эффективности затрат предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию системы управления затратами на предприятии: рассмотреть организационные основы создания системы внутреннего контроля и регулирования затрат; оценить обеспеченность информационной базой внутреннего контроля затрат; разработать рекомендации по внутреннему контролю и регулированию затрат.

Файлы: 1 файл

управление затратами.doc

— 800.00 Кб (Скачать файл)
  • определение центров ответственности и центров затрат;
  • изучение технологического и производственного процессов, осуществляемых в рамках этих центров;
  • выбор классификации затрат, в соответствии с которой будет осуществляться их контроль.
  1. Оценка экономических показателей деятельности структурного подразделения предприятия по данным первичного производственного учета. Для такой оценки необходима детализированная аналитическая информация, которая формируется в системе управленческого учета по центрам затрат.

Основной проблемой  предприятия в настоящее время  является отсутствие сгруппированной, обобщенной по целям учета информации.

  1. Составление карты контроля по центрам затрат и ответственности.

На данном этапе  реализации процесса контроля руководители центров затрат осуществляют следующие  процедуры:

  • внесение фактических значений экономических нефинансовых показателей в карту контроля;
  • выявление отклонений фактических затрат от плановых (нормативных) в натуральном выражении;
  • расчет коэффициентов корректировки нормативных затрат по каждому центру производственных затрат и центру ответственности.

В процессе составления  карты контроля должен проводится расчет коэффициентов корректировки нормативных затрат на основе группы экономических нефинансовых показателей деятельности структурных подразделений предприятия в разрезе статей калькуляции.

  1. Выявление причин и виновников отклонений. По данным отклонений, выявленных на предыдущем этапе, руководители низшего звена управления должны выявить причины этих отклонений, а так же лиц, виновных в появлении отклонений и составить об этом подробный отчет.
  2. Расчет фактической калькуляции. В отчете об исполнении сметы, должны сравниваться подобные величины, то есть, и нормативные и фактические затраты должны относиться к эквивалентному числу единиц продукции, реализованной за текущий период. Поэтому, основной задачей на данном этапе является: определение нормативных затрат (калькуляции) на фактический объем производства продукции.
  3. Выявление отклонений фактических затрат от нормативных вследствие изменения эффективности использования ресурсов. Управленческая бухгалтерия разрабатывает по центрам ответственности и центрам затрат сравнительные таблицы, где отражаются запланированные и фактические стоимостные показатели, величина отклонения между ними. Подобный отчет позволяет: во-первых, интегрировать учет нормативных издержек с планированием и анализом прибыли; во-вторых, путем полного выявления отклонений реально оценить вклад каждого подразделения в получение прибыли. Так как, в основу карты контроля были положены показатели, характеризующие эффективность использования экономических ресурсов, величина отклонений, выявленных в процессе сравнения фактических и нормативных затрат, может быть использована только для оценки эффективности затрат, осуществляемых структурными подразделениями предприятия. Для анализа эффективности производственных затрат на уровне всей организации, должны быть дополнительно оценены отклонения затрат, вызванные причинами общехозяйственного характера.
  4. Составление отчета об исполнении сметы затрат основного производства. Для мониторинга результатов деятельности бухгалтер готовит отчеты об исполнении сметы и представляет их менеджерам, ответственным за выполнение определенных решений. Отчеты, содержащие данные сопоставления фактических и запланированных результатов, должны готовиться систематически, так как они обеспечивают обратную связь в процессе контроля. В таких отчетах особое внимание должно уделяться показателям, которые расходятся с запланированными, чтобы менеджеры сосредоточили на них свое внимание. В отчете дается характеристика эффективности работы всех центров затрат и ответственности на основе показателя эффективности осуществленных затрат; указываются центры, в которых были выявлены отклонения по затратам; приводится перечень элементов и статей затрат, по которым были выявлены отклонения; причины отклонений; виновные в отклонениях лица.
  5. Контроль исполнения сметы затрат основного производства, анализ причин и виновников отклонений. Данный этап выступает в качестве основы и побудительного мотива выработки управляющего воздействия на деятельность структурных подразделений предприятия. Данный этап является связующим звеном между информацией, формируемой в процессе контроля и процессом принятия решений, осуществляемым на базе этой информации. Большое влияние на процесс выработки решений оказывает анализ причин отклонений в затратах. Изучение причин отклонений и принятие мер по их устранению используется не только в процедуре контроля, но и при прогнозировании возможных результатов деятельности предприятия и его структурных подразделений, в случае, если данные отклонения исключить не удается.
  6. Выработка, принятие и реализация управленческих решений по устранению выявленных отклонений и негативных воздействий по сферам деятельности. В целом, реализация данного этапа обеспечивает обратную связь с производственным процессом и действенность системы контроля затрат.

Как известно, управление затратами включает в себя: прогнозирование  и планирование затрат, их организацию, координацию и регулирование, активизацию  и стимулирование персонала, учет, анализ и контроль (мониторинг) [31, с. 55]. Объектами  управления при этом становятся места возникновения затрат (МВЗ), которые на практике ограничиваются рамками структурных подразделений предприятия (цехов). Определение цеха местом возникновения затрат позволяет сравнительно легко локализовать расходы предприятия и приблизить косвенно распределяемые затраты к произведенной в данном месте продукции (прямым).

В настоящее  время в процессе управления затратами  важное место отводится бюджетированию. Функции бюджета состоят в  следующем:

  • планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
  • координация различных видов деятельности и отдельных подразделений, согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;
  • стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;
  • контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
  • контроль выполнения работ центрами ответственности и оценка их руководителей;
  • средство обучения менеджеров.

В сложившейся  практике бюджетирование также ограничивается рамками структурных подразделений предприятия, в лучшем случае — направлениями затрат. Ответственность за перечень и сумму затрат возлагается на руководителей структурных подразделений предприятия — цехов, служб.

По нашему мнению, данный подход снижает эффективность  применения бюджетирования как инструмента управления финансами, ограничивает круг менеджеров предприятия, заинтересованных в эффективном расходовании средств, не позволяет разработать систему мотивации всех работников предприятия в снижении издержек.

С другой стороны, укрупнение МВЗ до уровня структурного подразделения предприятия не дает возможности подготовить базу нормативов расходов ресурсов на производство продукции по МВЗ.

Особенность планирования и учета затрат по МВЗ состоит  в том, что затраты в данном месте являются для него прямыми. Таким образом, исчезает само понятие косвенных расходов и расширяется удельный вес прямых затрат в себестоимости продукции, что способствует более точному калькулированию.

Однако несмотря на то, что понятие «место возникновения затрат» не ново, отсутствует четко разработанная методика выделения мест возникновения затрат на действующем предприятии, а также методика планирования и учета затрат по местам их возникновения.

В основе методики выделения МВЗ лежит представление о том, что целью хозяйственной деятельности предприятия является получение прибыли, которая является результатом сопоставления доходов и расходов, места возникновения которых могут быть четко определены и, что очень важно, закреплены в ответственность за руководителем соответствующего ранга. Целью данной методики является определение доли затрат и доходов каждого подразделения (цеха, участка, службы) в общем результате работы предприятия.

Работа по организации  управленческого учета по местам возникновения затрат включает в себя следующие этапы:

  • Выделение МВЗ.
  • Классификацию МВЗ в подразделениях по отношению к процессу производства.
  • Разработку справочника шифров МВЗ.
  • Определение носителя затрат по каждому МВЗ.
  • Формирование перечня статей расходов.

Содержание  работ по каждому этапу приведено  в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Выделение мест возникновения затрат

 

Этапы работы

Источники информации

Ограничения

Результат

1.Выделение  МВЗ

1. Организационная  структура действующего металлургического  предприятия (отдельных участков, цехов)

1. Территориальная  обособленность, при которой место  возникновения затрат должно  находиться в едином комплексе в пределах определенной территории предприятия и его подразделений

Выделение и  регистрация всех затрат данного  производственного подразделения  по всем возможным местам их возникновения

2. Классификатор  подразделений и участков

2. Функциональная  однородность, означающая, что в данном месте возникновения затрат должна, по возможности, выполняться одинаковая по содержанию или назначению работа, использоваться однотипное оборудование

3.Технологические  инструкции

3. Возможность  адресного отнесения затрат и измерения результатов в нормировании, планировании и учете

   

4. Возможность  установления персональной ответственности  за уровнем расходов данного  МВЗ

 

5. Соблюдение  признака существенности затрат (Применение данного ограничения  целесообразно в случае отсутствия предыдущих)

2. Классификация  МВЗ (определение степени участия  МВЗ в производстве товарной  продукции)

Технологические инструкции

Сложившаяся инфраструктура данного подразделения

Классификация МВЗ на основные, вспомогательные, обслуживающие  и общие

3. Разработка  справочника шифров МВЗ (перечень  МВЗ, шифр МВЗ, ответственное  лицо)

1. Штатное расписание

Выделенные  МВЗ

Разработка  справочника шифров МВЗ

2. Должностные  инструкции

3. Классификация  МВЗ

4. Классификатор  подразделений и участков предприятия

4. Определение  носителя затрат по каждому  МВЗ

1.Производственная  программа

Выпускаемая номенклатура продукции (работ, услуг)

Определение носителя затрат по МВЗ и разработка справочника  носителей затрат по МВЗ

2. Нормативная  документация предприятия

 

3. Инфраструктура  и организационная структура  предприятия

   

4. Справочник  шифров МВЗ

5. Формирование  перечня статей расходов и  элементов затрат

1.Технологические  инструкции 

При невозможности  отнесения ресурса на конкретное МВЗ следует включать его в состав затрат общих МВЗ

Формирование  перечня статей расходов в разрезе  МВЗ структурных подразделений  предприятия

2. Штатное расписание

3. Методические  указания по планированию, учету  и калькулированию себестоимости  продукции

4. Приказ по учетной политике предприятия


 

 

Результатом выполнения работ по перечисленным этапам является номенклатура статей в разрезе МВЗ  каждого структурного подразделения (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Номенклатура  статей расходов в разрезе МВЗ  одного структурного подразделения

 

Наименование  статьи расхода

Шифр МВЗ

Основные МВЗ

Вспомогательные МВЗ

Обслуживающие МВЗ

Общее МВЗ

Участок 1

Участок 1

Участок 1

 

Заданное в  переработку:

             

Сырье и основные материалы, всего: (по видам материалов)

+

           

Отходы производства (по видам отходов)

+

           

Брак (по видам  брака)

+

           

Добавочные  материалы (по видам материалов)

 

+

         

Расходы по переделу:

             

Топливо технологическое (по видам топлива)

+

           

Энергетические затраты (по видам энергоресурсов)

+

 

+

 

+

   

Вспомогательные материалы (по видам материалов)

             

Расходы на оплату труда (по категориям и группам работников)

+

 

+

 

+

 

+

Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по категориям и группам работников)

+

 

+

 

+

 

+

Сменное оборудование (по элементам и видам ресурсов)

+

 

+

       

Ремонт и  содержание основных средств (по элементам и видам ресурсов)

+

 

+

 

+

 

+

Амортизация основных средств (по группам основных средств)

+

 

+

 

+

 

+

Затраты на внутризаводские  перемещения грузов (по видам услуг)

+

 

+

       

Прочие расходы (по элементам)

+

 

+

 

+

 

+

Общехозяйственные расходы (по элементам и видам)

+

 

+

 

+

 

+


 

Условные обозначения:

+ статья расходов участвует (не участвует) в формировании затрат по МВЗ.

Целью планирования затрат по местам их возникновения  является установление плановой суммы  затрат по каждому МВЗ и носителю затрат на базе планируемой производственной программы предприятия и действующих плановых норм расхода ресурсов на определенный период.

Схематично  процесс планирования затрат по МВЗ  представлен в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Планирование  и учет затрат по МВЗ

 

Этапы работы

Источники информации

Ограничения

Результат

Планирование  затрат по МВЗ

1. Приказ по  учетной политике предприятия

1. Плановые объем  производства и номенклатура  продукции

Сметы затрат по МВЗ и плановые калькуляции  носителей затрат

2. План продаж

2. Планируемые  объем и структура продаж

 

3. Производственная  программа

3. Остатки готовой  продукции на конец периода  (план)

 

4. Остатки готовой  продукции на складах предприятия  на начало периода

 

5. Нормы расхода  ресурсов

6. Тарифы и расценки на потребляемые ресурсы

7. Штатное расписание, положение об оплате труда

8. Размер резерва  оплаты предстоящих отпусков (план)

9. Графики ремонтов (план)

10. Размер ремонтного  фонда (план)

11. Размер амортизационных  отчислений по основным средствам (план)

12. Сумма налоговых  платежей, процентов по предоставленным  кредитам, сумма арендной платы  (план)

Учет фактических  затрат по МВЗ

1. Справочник  шифров МВЗ

1. Действующая  система планирования затрат  по МВЗ

Свод  фактических затрат по МВЗ и отчетные калькуляции носителей затрат

 

2. Справочник  носителей затрат

2. Сложившаяся  организация бухгалтерского учета  на предприятии

 

3. Классификация  затрат по способу отнесения  на носители затрат

3. Применяемый  метод калькулирования себестоимости продукции на предприятии

4. Рабочий план  счетов

4. Существующий  уровень автоматизации и реальная  перспектива его повышения

5. Приказ по  учетной политике предприятия

 

6. Действующий  документооборот по формированию  затрат

7. Существующие формы первичных документов по учету затрат

Информация о работе Управление затратами на предприятии ООО «Сибметресурс»