Управление затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования связанна с тем, что в условиях глобализации хозяйственных связей, обострения конкуренции, повышения скорости техногенных изменений, дифференциации спроса управление затратами нельзя рассматривать только как средство снижения затрат на производство и сбыт продукции, т.к. это может привести к снижению конкурентоспособности предприятия в долгосрочном плане. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективной системы стратегического управления затратами на промышленном предприятии, обеспечивающей реализацию конкурентной стратегии предприятия.

Файлы: 1 файл

Управление затратами на предприятии.doc

— 3.13 Мб (Скачать файл)
  • определение центров ответственности и центров затрат;
  • изучение технологического и производственного процессов, осуществляемых в рамках этих центров;
  • выбор классификации затрат, в соответствии с которой будет осуществляться их контроль;
  • выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
  1. Оценка экономических показателей деятельности структурного подразделения предприятия (участка, цеха) по данным первичного производственного учета.

Для такой оценки необходима детализированная аналитическая информация, которая формируется в системе управленческого учета по центрам затрат. Основной проблемой в настоящее время является отсутствие сгруппированной, обобщенной по целям учета информации.

  1. Составление карты контроля по центрам затрат и ответственности.

На данном этапе реализации процесса контроля руководители центров затрат осуществляют следующие процедуры10:

  • внесение фактических значений экономических нефинансовых показателей в карту контроля;
  • выявление отклонений фактических затрат от плановых (нормативных) в натуральном выражении;
  • расчет коэффициентов корректировки нормативных затрат по каждому центру производственных затрат и центру ответственности.

В процессе составления карты контроля должен проводится расчет коэффициентов корректировки нормативных затрат на основе группы экономических нефинансовых показателей деятельности структурных подразделений предприятия в разрезе статей калькуляции.

  1. Выявление причин и виновников отклонений.

По данным отклонений, выявленных на предыдущем этапе, руководители низшего звена управления должны выявить причины этих отклонений, а так же лиц, виновных в появлении отклонений и составить об этом подробный отчет.

  1. Расчет фактической калькуляции.

В отчете об исполнении сметы, должны сравниваться подобные величины, то есть, и нормативные и фактические затраты должны относиться к эквивалентному числу единиц продукции, произведенному за текущий период. Поэтому, основной задачей на данном этапе является: определение нормативных затрат (калькуляции) на фактический объем производства продукции.

  1. Выявление отклонений фактических затрат от нормативных вследствие изменения эффективности использования ресурсов.

Управленческая бухгалтерия разрабатывает по центрам ответственности и центрам затрат сравнительные таблицы, где отражаются запланированные и фактические стоимостные показатели, величина отклонения между ними. Подобный отчет позволяет: во-первых, интегрировать учет нормативных издержек с планированием и анализом прибыли; во-вторых, путем полного выявления отклонений реально оценить вклад каждого подразделения в получение прибыли11.

  1. Составление отчета об исполнении сметы затрат основного производства.

Для мониторинга результатов деятельности бухгалтер готовит отчеты об исполнении сметы и представляет их менеджерам, ответственным за выполнение определенных решений. Отчеты, содержащие данные сопоставления фактических и запланированных результатов, должны готовиться систематически, так как они обеспечивают обратную связь в процессе контроля.

  1. Контроль исполнения сметы затрат основного производства, анализ причин и виновников отклонений.

Данный этап выступает в качестве основы и побудительного мотива выработки управляющего воздействия на деятельность структурных подразделений предприятия. Данный этап является связующим звеном между информацией, формируемой в процессе контроля и процессом принятия решений, осуществляемым на базе этой информации.

  1. Выработка, принятие и реализация управленческих решений по устранению выявленных отклонений и негативных воздействий по сферам деятельности.

В целом, реализация данного этапа обеспечивает обратную связь с производственным процессом и действенность системы контроля затрат.

Выводы по первой главе:

Анализ работ отечественных ученых по исследуемой проблематике позволил выявить многозначность понимания категории «управление затратами». Основной целью учета затрат предприятия является формирование достоверной информации о расходовании денежных средств предприятия. При этом, затраты предприятия подразделяют на прямые и косвенные.

Управление формированием затрат на предприятии можно рассмотреть как результат формирования и реализации устойчивых ориентиров в области управления затратами. Система управления формирования затрат должна вписываться в существующую организационно-экономическую среду предприятия, а в некоторой степени и представлять собой результат взаимодействия объектов этой среды.

 

 

Глава 2. Анализ затрат на производство МУП «Кощино»

2.1 Оценка имущественного положения

Оценку начнем с диагностики имущественного положения предприятия. В таблице 3 и на рисунке 3 представим данные, позволяющие его оценить.

Таблица 3 – Имущественное положение за 2012-2013 гг.

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

2012 год

2013 год

откло-нения

2012 год

2013 год

откло-нения

Нематериальные активы

1948

1 875

-73

13,17

12,00

-1,17

Основные средства

6351

6 113

-238

42,95

39,13

-3,82

Итого внеоборотные активы

8299

7988

-311

56,12

51,14

-4,99

Итого оборотные активы

6488

7 633

1 145

43,88

48,86

4,99

БАЛАНС

14787

15 621

834

100,00

100,00

0,00


 

Рисунок 3 – Имущественное положение за 2012-2013 гг., тыс. руб.

Анализ данных таблицы 3 и рисунка 3 показывает, что имущественное положение предприятия увеличилось в 2013 году. Это произошло за счет роста оборотных активов, в то время как внеоборотные активы незначительно снизились в абсолютных значениях.

Рассматривая структуру имущества предприятия, необходимо отметить, что внеоборотные активы составляли в 2012 году 56,12 и в 2013 их доля уменьшилась до 51,14. Оборотные активы составляли в 2012 году 43,88% и в 2013 году их доля увеличилась до 48,86%. То есть видно, что в 2013 году соотношение оборотных и внеоборотных средств примерно одинаково.

Рассматривая структуру внеоборотных средств отметим, что основные средства составляют большую часть (39,13% в структуре имущества).

Рассмотрим структуру основных активов в  2012 году (табл. 4).

Таблица 4 – Структура и состав основных активов за 2012-2013 гг.

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

2012 год

2013 год

откло-нения

2012 год

2013 год

откло-нения

Здания и сооружения

2 859

2 220

-639

45,01

36,32

-8,70

Внутрихозяйственные дороги

0

0

0

0,00

0,00

0,00

Передаточные устройства

245

324

79

3,86

5,30

1,44

Машины и оборудование

1 012

1 098

86

15,93

17,96

2,03

Транспортные средства

889

951

62

14,00

15,56

1,56

Инструмент

573

619

46

9,02

10,13

1,10

Производственный инвентарь и принадлежности

421

427

6

6,63

6,99

0,36

Хозяйственный инвентарь

271

382

111

4,27

6,25

1,98

Прочие основные фонды

81

92

11

1,28

1,50

0,23

Всего

6351

6 113

-238

100,00

100,00

0,00


 

Таблица 4 показывает, что в 2013 году основные активы снизились по сравнению с 2012 годом на 238 тыс. руб. Рассмотрим причины снижения.

Снижение стоимости зданий и сооружений явились основной причиной снижения стоимости основных средств – они снизились на 639 тыс. руб. и составили в 2013 году в структуре 36,35% по сравнению с 45,01% в 2012 году. Абсолютное значение стоимости зданий и сооружений в 2013 году равно 2 220 тыс. руб.

Прочие статьи в структуре основных средств повысились, однако незначительно, по сравнению со снижением стоимости зданий и сооружений. Из них наиболее значительно увеличилась стоимость хозяйственного инвентаря – на 111 тыс. руб., машин и оборудования – на 86 тыс. руб., а так же транспортных средств – на 46 тыс. руб.

Большое значение имеет анализ технического состояния основных активов, для этого рассчитываются следующие показатели (табл. 5, рис. 4).

Таблица 5 – Техническое состояние основных средств за 2013 г.

Показатели

Значение

Стоимость основных активов на начало года

6 351

Стоимость поступивших основных активов

1057

Стоимость выбывших основных активов

1 295

Стоимость основных активов на конец года

6 113

Коэффициент обновления

0,17

Срок обновления основных активов

6,01

Коэффициент выбытия

0,20

Коэффициент прироста

-0,17


 

Рисунок 4 – Техническое состояние основных активов за 2013 г.

Таблица 5 и рисунок 4 показывают, что коэффициент обновления в 2013 году составляет всего 0,17, то есть предприятие мало обновляло средств. Срок обновления основных активов соответственно так же незначительный и составляет 6,01. Коэффициент выбытия выше коэффициента обновления и составляет 0,20. Он так же незначителен. Коэффициент прироста в 2013 году отрицательный, что говорит о том, что в 2013 году абсолютное значение основных средств снизилось.

Далее проведем анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия (таб. 6, рис. 5).

Таблица 6 – Коэффициенты финансовой устойчивости за 2012-2013 гг.

Показатели

Норма

2012 год

2013 год

Изме-нения

Коэффициент автономии

> 0,5

0,28

0,29

0,01

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

< 1,0

2,51

2,43

-0,08

Коэффициент маневренности

> 0,5

-0,28

-0,22

0,06

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

> 0,3

-0,63

-0,45

0,18

Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия

> 0,5

0,81

0,74

-0,07


 

Рисунок 5 – Коэффициенты финансовой устойчивости за 2012-2013 гг.

Таким образом, коэффициент автономии в 2013 году растет, однако он не достиг нормы, то есть собственных средств у предприятии недостаточно. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств превышает норму и в 2013 году снижается. Коэффициент маневренности значительно ниже нормы, при этом он отрицательный, что так же говорит о зависимости предприятия от заемных средств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами отрицателен и не соответствует норме. Коэффициент реальных активов в имуществе предприятия превышает норму и снижается в 2013 году до 0,74 с 0,81.

То есть предприятия не является финансово устойчивым, однако положение нельзя назвать кризисным.

Заключение о платежеспособности предприятия строится так же на сравнении полученных результатов расчета коэффициентов ликвидности с нормативными значениями (таблица 7, рисунок 6).

Таблица 7 – Показатели платежеспособности и ликвидности за 2012-2013 гг.

Показатели

Норма

2012 год

2013 год

Изменения

Коэффициент абсолютной ликвидности

> 1,0

0,11

0,15

0,05

Коэффициент быстрой ликвидности

> 0,5

0,15

0,23

0,08

Коэффициент текущей ликвидности

> 2,0

0,49

0,55

0,06


 

Рисунок 6 – Коэффициенты платежеспособности за 2012-2013 гг.

Таким образом, коэффициент абсолютной ликвидности не соответствует норме, однако он растет, что можно отметить как положительную тенденцию. Коэффициент быстрой ликвидности так же не соответствует норме и растет. Тоже самое и с коэффициентом текущей ликвидности – растет в 2013 году, но не соответствует норме.

В целом предприятие неплатежеспособно и может расплатиться со своими долгами, только задействовав свои ликвидные активы.

2.2 Анализ и оценка себестоимости

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам (табл. 8).

Таблица 8 – Затраты на производство продукции МУП «Кощино», тыс. руб.

Показатели

План, тыс. руб.

Отчет, тыс. руб.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Процент выполнения плана, %

Структура затрат

План, %

Отчет, %

Отклонение

1

2

3

4

5

6

7

8

Оплата труда (ФЗП)

24873

24054,1

-818,9

96,71

31,7

31,5

-0,2

Отчисления на социальные нужды

6466,98

6254,07

-212,91

96,71

8,3

8,2

-0,1

Материальные затраты

13109,42

15141,51

2032,09

115,5

16,7

19,8

3,1

Амортизация

33503,6

30369,4

-3134,2

173,68

42,6

39,7

-2,9

Прочие затраты

500,0

600,0

100,0

120,0

0,7

0,8

0,1

Полная себестоимость

78453,0

76419,08

-2033,92

97,41

100

100

-

Информация о работе Управление затратами на предприятии