Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение влияния факторов внешней среды на выбор стратегии и тактики предприятия, в том числе на примере предприятия, розничной торговли, ОАО «Маркет».
Для достижения данных целей предусматривается изучение следующих вопросов:
определение понятия и изучение сущности и основных элементов внешней среды предприятия;
изучение и исследование сущности стратегии и тактики предприятия;
исследование механизма влияния внешней среды на деятельность предприятия;
изучение методов анализа влияния внешней среды на деятельность предприятия;
формирование и выбор стратегии и тактики фирмы с учетом внешних факторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….……………………3
1. ЗАВИСИМОСТЬ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………………5
1.1. Классификация факторов внешней среды………………………………….5
1.2. Теоретические основы стратегии и тактики предприятия………………...9
1.3. Влияние внешней среды на формирование стратегических и тактических планов……………………………………………………………………………14
2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАРКЕТ»……………………………………………………21
2.1. Маркетинговая политика предприятия ОАО «Маркет»…...21
2.2. Стратегические и тактические планы Общества и формирующие их факторы…………………………………………………………………………..24
2.3. Влияние внешних факторов на деятельность предприятия ОАО «Маркет»…………………………………………………………...29
3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………31
3.1. SWOT-анализ и разработка стратегических альтернатив предприятия ОАО «Маркет»…………………………………………………….31
3.2. Анализ и оценка выбранной стратегии и тактики………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая по стартегическому управлению.docx

— 98.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра экономики и управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ И ТАКТИКУ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Специальность  «Экономика и управление на предприятии »

Специализация  «Экономика и управление на предприятии »

 

 

Автор работы

студент 4 курса 2 группы

заочная форма обучения                                                                А.А. Топоров

 

Руководитель

Ст. преподаватель                                                                               С.С. Балюк

 

 

Гродно 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….……………………3

1. ЗАВИСИМОСТЬ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………………5

1.1. Классификация факторов  внешней среды………………………………….5

1.2. Теоретические основы  стратегии и тактики предприятия………………...9

1.3. Влияние внешней среды  на формирование стратегических  и тактических планов……………………………………………………………………………14

2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАРКЕТ»……………………………………………………21

2.1. Маркетинговая политика предприятия ОАО «Маркет»…...21

2.2. Стратегические и тактические планы Общества и формирующие их факторы…………………………………………………………………………..24

2.3. Влияние внешних факторов  на деятельность предприятия  ОАО «Маркет»…………………………………………………………...29

3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ  И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ  ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………31

3.1. SWOT-анализ и разработка стратегических альтернатив предприятия ОАО «Маркет»…………………………………………………….31

3.2. Анализ и оценка  выбранной стратегии и тактики………………………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………………………..40

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для того чтобы предприятие  могло эффективно работать в будущем, следует разработать мероприятия, которые необходимо выполнить сегодня.

Процесс разработки и анализа  стратегических альтернатив по праву  считается стержнем стратегического  планирования, поскольку именно здесь  принимаются решения о том, как  предприятие будет достигать  своей цели и реализовывать корпоративную  миссию.

Каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии и тактики для каждого предприятия уникален, так как он зависит от позиции предприятия на рынке, динамики его развития, его потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого им товара или оказываемых им услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

Актуальность темы обусловлена  тем, что современная внешняя  среда предприятий характеризуется  чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности и с учетом этих факторов, руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы для того, чтобы сделать эффективный стратегический выбор. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Цель данной курсовой работы - изучение влияния факторов внешней  среды на выбор стратегии и тактики предприятия, в том числе на примере предприятия, розничной торговли, ОАО «Маркет».

Объектом исследования выступает внешняя среда предприятия, а предметом исследования является изучение влияния факторов внешней среды на развитие и функционирование стратегии и тактики предприятия.

Для достижения данных целей  предусматривается изучение следующих вопросов:

определение понятия и изучение сущности и основных элементов внешней среды предприятия;

изучение и исследование сущности стратегии и тактики  предприятия;

исследование механизма  влияния внешней среды на деятельность предприятия;

изучение методов анализа  влияния внешней среды на деятельность предприятия;

формирование и выбор  стратегии и тактики фирмы  с учетом внешних факторов.

Теоретической основой работы стали труды отечественных и зарубежных авторов: Д.О. Ямпольская,  М.М. Зонис, В.И. Гончаров, А.И. Ильин, А.В. Зозулев, Р. А. Фатхутдинов, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и другие, а также интернет источники.

Научная новизна исследования состоит в обосновании теоретической  базы формирования стратегии и тактики фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли в долгосрочном аспекте, и практической разработке стратегии и тактики предприятия розничной торговли с учетом влияния на нее внешней среды.

 

 

 

 

 

 

1. ЗАВИСИМОСТЬ  СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

 

1.1. Классификация факторов внешней среды

 

Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так  как внешнее окружение предприятия все больше становилось и является, по сей день источником многих проблем руководителей. Организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей и много другого.

Поскольку факторы внешней  среды имеют различную силу влияния  на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю  внешнюю среду на среду прямого  и косвенного действия.

Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут  быть заинтересованы производимыми  организацией товарами или услугами. Известный специалист в области  управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любого бизнеса - это создание потребителя. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:

    • конечные потребители, или население;
    • промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
    • посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
    • государство, как хозяйствующий субъект.

 

Для ведения хозяйственной  деятельности каждой компании нужны  внешние поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость между  организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных  ресурсов. На рынке закупок организацию  больше всего интересуют условия  получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции на рынке  закупок влияют на общий товарооборот предприятия.

Некоторые общественные организации  также оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. Особенно это воздействие усилилось  за последние годы. Хорошо известно влияние профсоюзных организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений  между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей и за экологическую чистоту.

Под средой косвенного воздействия  понимаются факторы, которые могут  не оказывать непосредственного  и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе  могут сказываться на ней. Здесь  речь идет о состоянии экономики  в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.

Факторы в экономической  окружающей среде должны постоянно  оцениваться, т. к. состояние экономики  влияет на цели фирмы и способы  их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Так, колебания курса доллара  относительно валют других стран  могут стать причиной обретения  или потери крупных сумм денег.

Для бизнеса имеет большое  значение политическая стабильность в  обществе. От этого зависит уровень  притока инвестиций и другого  рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов  власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют его, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.

При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих  в обществе жизненных ценностях  и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского  стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с  регулярной сменой мест работы (в США  считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в  другом - человек работает в организации  всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.

Фактор научно-технического прогресса определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.

Если ранее считалось, что международная среда является объектом внимания только тех организаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в мировом сообществе затрагивают практически все  предприятия. В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большее влияние имеют международные экономические и политические организации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные и производственные возможности других стран [1, с 54].

Р. А. Фахтутдинов выделил факторы внешней среды, которые, по его мнению, оказывают наибольшее влияние на деятельность предприятия розничной торговли.

1.Законодательство. В настоящее  время сфера торговой деятельности  регламентируется целым рядом  законодательных актов. На государственном  уровне в  рамках осуществления  деятельности  по продаже товаров  детально  урегулированы отношения  между продавцом и  покупателем.

2.Уровень конкурентоспособности  отрасли, определяемый количеством  торговых компаний, занимающихся  однородным видом деятельности (торговля  продуктами питания, торговля  бытовой техникой и др.). Чем  больше на рынке розничной  торговли компаний, тем сильнее  конкуренция. Уровень конкуренции  во всех областях деятельности  в стране. Появление новых компаний  в стране и регионах стимулирует  развитие розничной торговли, увеличивая  при этом конкуренцию в отрасли.  Это естественный процесс, поскольку  эффективное функционирование любой  розничной компании возможно  лишь при её непрерывном развитии

3.Налоговые ставки в  стране и в регионах. Специфика  торговой деятельности предполагает  ряд особенностей налогообложения.  Основные вопросы, с которыми  сталкиваются налогоплательщики,  возникают при совмещении различных  режимов налогообложения, налогообложении  предоставляемых скидок, уценке  товаров, недостаче, учете транспортных  расходов и др.

4.Климатические условия  и географическое положение региона.  Месторасположение торговой точки  розничной компании также влияет  напрямую на её конкурентоспособность.  В более развитых и сильных  регионах есть возможность установления  более высоких цен на товары и предложить покупателю уникальные товары.

Информация о работе Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия