Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение влияния факторов внешней среды на выбор стратегии и тактики предприятия, в том числе на примере предприятия, розничной торговли, ОАО «Маркет».
Для достижения данных целей предусматривается изучение следующих вопросов:
определение понятия и изучение сущности и основных элементов внешней среды предприятия;
изучение и исследование сущности стратегии и тактики предприятия;
исследование механизма влияния внешней среды на деятельность предприятия;
изучение методов анализа влияния внешней среды на деятельность предприятия;
формирование и выбор стратегии и тактики фирмы с учетом внешних факторов.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….……………………3
1. ЗАВИСИМОСТЬ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………………5
1.1. Классификация факторов внешней среды………………………………….5
1.2. Теоретические основы стратегии и тактики предприятия………………...9
1.3. Влияние внешней среды на формирование стратегических и тактических планов……………………………………………………………………………14
2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАРКЕТ»……………………………………………………21
2.1. Маркетинговая политика предприятия ОАО «Маркет»…...21
2.2. Стратегические и тактические планы Общества и формирующие их факторы…………………………………………………………………………..24
2.3. Влияние внешних факторов на деятельность предприятия ОАО «Маркет»…………………………………………………………...29
3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………31
3.1. SWOT-анализ и разработка стратегических альтернатив предприятия ОАО «Маркет»…………………………………………………….31
3.2. Анализ и оценка выбранной стратегии и тактики………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..40
Процесс стратегического планирования на предприятии осуществляется в несколько этапов. Его схема представлена на рисунке 2.1.
Определение тактических целей
Определение оперативных целей
Тактика стратегии линейных и функциональных подразделений
Корпоративная и функциональная стратегия
Определение программы действия
Прогноз ресурсов организации
Анализ внешней среды
Анализ внутренней среды
Прогноз развития внешней среды
Формирование миссии
Определение стратегических целей
Рис. 2.1. Модель стратегического планирования предприятия ОАО «Маркет»
Источник: Бизнес-план предприятия ОАО «Маркет» на 2012г.
Миссия предприятия – удовлетворять покупательский спрос на качественные и привлекательные по цене товары, предоставлять нашим покупателям квалифицированное и вежливое обслуживание в дружелюбной и комфортной атмосфере.
Стратегическая цель предприятия - усиление положения фирмы на рынке, удержание конкурентных позиций, достижение высоких экономических показателей, прибыльность, доходность, рентабельность, вхождение в новые ниши, вертикальная интеграция и открытие новых торговых площадей.
Существующая стратегия Общества была сформирована на основе проведенного анализа внешней среды, который обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей.
При анализе внешней среды предприятия, особое внимание уделялось следующим вопросам:
1.Рынок покупателей товаров и услуг. Ключевая информация дает ответ на следующие вопросы:
– Кто наши покупатели?
– Что они хотят купить?
– Почему они хотят купить?
– Сколько они хотят купить?
–Какие условия приобретения товаров соответствуют их потребностям?
Результаты его анализа определяют направление развития бизнеса.
Источником информации являются покупатели, специалисты организации, средства массовой информации, статистические органы и специализированные фирмы.
2.Изучение рынка товаров и услуг проводится для отбора наиболее перспективных поставщиков и планирования новых видов услуг, предоставляемых Обществом. Эта группа факторов представлена показателями, характеризующими: динамику объема розничного товарооборота в разрезе отдельных групп товаров, ассортимент товаров и услуг, соответствующих товарной специализации предприятия, жизненные циклы товаров и услуг, сезонность продаж, новые товары и услуги, в реализации которых может быть заинтересована организация, их потребительские свойства, функциональные возможности, дизайн, тенденция изменений и усовершенствований.
3.Анализ рынка поставщиков позволяет оценить характеристики потенциальных поставщиков организации: производителей, дистрибьюторов, предприятий оптовой торговли, изменений, происходящих на данном рынке. К исследуемым параметрам поставщиков относятся: специализация, готовность адаптироваться к требованиям предприятия, география размещения, формы взаимодействия с торговлей, имидж на рынке, надежность и обязательность, условия продажи, доставки и возврата товара, цены, предоставляемые льготы и скидки, качество и потребительские свойства предлагаемых товаров, перечень и условия предоставления дополнительных услуг, упаковка, фасовка, рекламная поддержка. Анализируются также поставщики оборудования, технических средств, инвентаря, упаковочных материалов, тары, всего того, что необходимо предприятию торговли для осуществления повседневной деятельности.
4.Механизм государственного
регулирования деятельности
5.Конкуренция, относится к числу наиболее значимых факторов работы торговой организации. Информация о конкурентах дает возможность определить рыночную нишу при выборе специализации торговой деятельности. В процессе анализа устанавливается перечень наиболее значимых конкурентов, собирается информация по таким параметрам, как история развития, цели и стратегии, сильные и слабые стороны, занимаемое положение на рынке, имидж, ассортиментная и ценовая политика, технологии, результаты деятельности и прочее.
Тактическое планирование предприятия, является средством корректировки и реализации стратегических планов и составляется на срок не более одного года, поскольку происходят частые изменения во внешней и внутренней среде предприятия.
Реализация тактического плана сопряжена с меньшим риском, поскольку его решения более детальны, касаются внутренних проблем предприятия и имеют меньший разрыв во времени. Кроме того, тактические решения легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный вариант в связи с тем, что тактический план представлен системой конкретных количественных показателей, при его разработке могут применяться различные методы оптимизации.
Целостная система планирования предприятия ОАО «Маркет» позволяет:
– оптимизировать использование имеющихся ограниченных ресурсов;
– скоординировать деятельность персонала в направлении единых целей организации;
– осуществлять эффективный контроль.
Следовательно, при разработке стратегии необходимо нацелить ее на использование перспектив соответствующих возможностям компании, и облегчение защиты от внешних угроз. При этом необходимо помнить, что неиспользованная возможность может стать угрозой, или ею воспользуется конкурент, в то время как предотвращенная угроза может отрыть перед фирмой дополнительные возможности, усилить ее позиции, если конкуренты не смогли эту угрозу устранить.
2.3. Влияние внешних факторов на деятельность предприятия ОАО «Маркет»
Каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому и влияние внешней среды на каждое предприятие уникально, так как оно зависит от позиции предприятия на рынке, динамики его развития, его потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого им товара или оказываемых им услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. Факторы внешней среды задают условия, в которых компания функционирует. Они никак не зависят от хозяйственной деятельности организации.
Анализируя экономическую деятельность Общества, можно выделить ряд факторов оказывающих особое влияние на его показатели.
Средний объем товарооборота предприятия по итогам деятельности за первое полугодие 2012г., составил в сопоставимых ценах 97,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это отставание обусловлено рядом факторов.
Во-первых, значительно снизилась общая площадь введенных в эксплуатацию жилых домов в городе и районе, которая составила за январь-июль 2012 г. 11 485м2, по сравнению с аналогичном периодом 2011г. 19 431м2 (по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь)[16].
Во-вторых, сильно искажает показатели товарооборота 2012г. ажиотажный спрос на товары с марта по июнь 2011г. вызванный инфляционными ожиданиями.
В-третьих, снижение покупательской способности в связи с ростом цен.
В-четвертых, зависимость динамики оборота розничной торговли от уровня благосостояния населения.
В-пятых, повышение с начала 2012г., Национальным банком, ставки рефинансирования, что повлекло повышение процентов по кредитам и привело к снижению числа лиц желающих получить кредит, а это в свою очередь повлияло на снижение покупательского спроса.
В-шестых, в последнее время на рынке города появилось много конкурирующих фирм. Бывшие поставщики (производители) мебели ЗАО «Пинскдрев», УП "Мебельная фабрика "Лагуна" открыли в городе фирменные секции, при этом сократили поставки своей продукции для нашей организации. Это привело к снижению ассортимента и уменьшению числа покупателей и соответственно к снижению объема продаж.
Большое значение играет еще и тот факт, что государственные органы зачастую навязывают предприятиям торговли реализацию неликвидной продукции Белорусских производителей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что внешняя среда предприятия розничной торговли весьма сложна и разнообразна и оказывает сильное влияние на деятельность предприятия, что в свою очередь подталкивает руководителей к принятию своевременных и грамотных решений с целью достижения наилучших экономических и социальных показателей.
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
3.1. SWOT-анализ и разработка стратегических альтернатив предприятия ОАО «Маркет»
Формирование стратегии
развития предприятия является сложным
и творческим процессом, который
требует высокой квалификации и
информированности
Необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов является SWOT-анализ. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
-составить перечень
-по каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
-из всего перечня выбрать
наиболее важные сильные и
слабые стороны предприятия и
занести их в матрицу SWOT-
Проведем при помощи SWOT-анализа внутренний аудит компании, аудит внешней среды и занесем наиболее важные параметры в таблицу 3.1.
Смотри приложение.
Смотри приложение.
Таким образом, рассмотрев возможности предприятия, его сильные и слабые стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию, при этом опираясь на цели организации.
Так как ОАО «Маркет» работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной и горизонтальной интеграцией. Следовательно для достижения стратегической цели необходимо решить ряд задач:
Минимизировать издержки и тем самым уменьшить расходы собственных оборотных средств.
- снижение транспортных расходов;
- экономии электроэнергии;
- минимизация складских запасов.
Расширить торговые площади, что позволит увеличить ассортимент предлагаемых товаров, а так же, не сокращая численность персонала повысить производительность труда.
- уменьшения складских площадей и переоборудование их в торговые;
- аренда торговых площадей.
Выйти на новые рынки путем организации выездной торговли в соседних районах.
С целью уменьшения влияния сезонности на объем спроса, разработать систему скидок и проведения сезонных акций.
Разработать систему дисконтирования, что позволит сформировать круг постоянных покупателей и удерживать их.
В целях улучшения рекламной деятельности Обшества, целесообразно наладить размещение рекламы в наиболее доступных газетно - медийных изданиях и общественном транспорте.
Основной целью рекламной
Таким образом, для
достижения данной
3.2. Анализ и оценка выбранной стратегии и тактики
Информация о работе Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия