Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение влияния факторов внешней среды на выбор стратегии и тактики предприятия, в том числе на примере предприятия, розничной торговли, ОАО «Маркет».
Для достижения данных целей предусматривается изучение следующих вопросов:
определение понятия и изучение сущности и основных элементов внешней среды предприятия;
изучение и исследование сущности стратегии и тактики предприятия;
исследование механизма влияния внешней среды на деятельность предприятия;
изучение методов анализа влияния внешней среды на деятельность предприятия;
формирование и выбор стратегии и тактики фирмы с учетом внешних факторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….……………………3
1. ЗАВИСИМОСТЬ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………………5
1.1. Классификация факторов внешней среды………………………………….5
1.2. Теоретические основы стратегии и тактики предприятия………………...9
1.3. Влияние внешней среды на формирование стратегических и тактических планов……………………………………………………………………………14
2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАРКЕТ»……………………………………………………21
2.1. Маркетинговая политика предприятия ОАО «Маркет»…...21
2.2. Стратегические и тактические планы Общества и формирующие их факторы…………………………………………………………………………..24
2.3. Влияние внешних факторов на деятельность предприятия ОАО «Маркет»…………………………………………………………...29
3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ…………………………………………………31
3.1. SWOT-анализ и разработка стратегических альтернатив предприятия ОАО «Маркет»…………………………………………………….31
3.2. Анализ и оценка выбранной стратегии и тактики………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая по стартегическому управлению.docx

— 98.69 Кб (Скачать файл)

5.В ходе осуществления  хозяйственной деятельности, розничная  компания должна учитывать вкусы  и интересы покупателей. В различных  регионах предпочтения покупателей  отличаются.  Здесь же следует  учитывать национальные особенности  населения региона, в котором  компания осуществляет или планирует  осуществлять свою деятельность. Поэтому оптимальный ассортимент  в торговой точке одного региона  может быть совсем нерациональный  в другой торговой точке [2, с.212].

Таким образом, можно сделать  вывод, что внешняя среда любого предприятия не зависимо от его видов  деятельности,  весьма разнообразна, ее можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

 

1.2. Теоретические  основы стратегии и тактики  предприятия, их взаимосвязь

 

Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких  средств он должен сделать.

В условиях жесткой рыночной конкуренции планирование следует  рассматривать в качестве важнейшего инструмента эффективности работы организации.

 По содержанию плановых  решений выделяют: стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п. [3, с.49].

Основными зонами внимания в действующих стратегиях являются: продвижение товаров на рынок; надежность финансового обеспечения работы предприятия; обновление ассортимента продукции; развитие технологии производства.

Используемые (разрабатываемые) стратегические цели можно разделить:

Во-первых, на базовые и  оперативные. Базовые цели определяют содержание долгосрочных планов, а  оперативные - содержание среднесрочных  и краткосрочных планов.

Во-вторых, на цели системы  и цели участников. Целями системы  являются рост продаж, прибыли и  устойчивость. Целями участников могут  быть: поддержание на определенном уровне занятости, уровень дивидендов и другие цели.

Долгосрочный стратегический план определяет цели и общую стратегию  развития предприятия (корпорации), включая  традиционные и новые сферы его  деятельности. В этом плане определяются основные проекты стратегических перемен  в деятельности предприятия и  их приоритеты. Разрабатывается такой  план на уровне высшего руководства  на период 5 – 10  лет.

Среднесрочный стратегический план рассчитан на 3 – 5 лет. При высокой  подвижности внешней среды такой  план разрабатывается на 2 – 3   года. Главное его отличие от долгосрочного  плана заключается в том, что  он более обоснован количественно, так как в этом плане делается упор на распределение ресурсов для  реализации конкретных проектов (конкретных действий по реализации стратегий).

Стратегическое планирование обеспечивает решение центральной  задачи предпринимательской деятельности: прогнозирование развития внешних  по отношению к предприятию условий  хозяйствования и обоснованное определение  места, которое сможет и должна будет  занять организация в конкретной социально-экономической системе, а  также позволяет сформулировать стратегию достижения этой цели и  определить конкретные действия (мероприятия) по реализации этой стратегии [4, с.268].

Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает  потребность в тактическом планировании. Если стратегическое планирование рассматривать  как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей.

Данный уровень планирования показывает, каким образом вы сможете  реализовать свою стратегию. Другими  словами, тактические планы показывают, что вы должны сделать, чтобы реализовать  стратегию. Тактические планы содержат более конкретные показатели (результаты) и представляют собой программу  действий.

Тактические планы имеют  ограниченные сроки. Обычно они составляются на месяц, квартал или полугодие, максимум год. Это связано с тем, что обстановка на рынке может  изменяться. Чем больше срок, на который  составлен план, тем больше вероятность  корректировки. Оперативность и  эффективность корректировок тактических  планов зависит от контроля над выполнением  оперативных планов.

Тактические планы делятся  в зависимости от объектов планирования. На тактическом уровне составляют планы  продаж, производства, поставок, маркетинга, финансов и т.п. Также на тактическом  уровне составляются планы развития, инвестиционные планы. Обычно тактические  планы взаимосвязаны и выполняют  следующие задачи:

распределение ресурсов (бюджеты, финансовые планы);

адаптация к внешней среде (улучшения качества товаров, обслуживания, рекламные планы и т.п.);

внутренняя координация (оптимизация производственных, управленческих, рабочих процессов, внедрение новых  методов управления, работы, системы  мотивации и т.п.);

выведение тактических показателей, результатов (объёмы продаж, оборот, конверсия) для контроля.

Особенности тактического планирования:

- выполнение тактических  решений лучше наблюдается, менее  подвержено риску, поскольку такие  решения касаются в основном  внутренних проблем;

- результаты тактических  решений легче оцениваются, так  как могут быть выражены в  конкретных цифровых показателях;

- для тактического планирования, помимо его сосредоточения на  средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к  уровням отдельных подразделений  — продуктовых, региональных, функциональных [5]. 

Содержание и характер распределения функций планирования определяются размером предприятия. Как  правило, на крупных предприятиях создается  специализированные подразделения  – плановые отделы, службы планирования, центры стратегического планирования. Их персонал делится на две группы: наиболее квалифицированная часть  – специалисты, обеспечивающие стратегическое мышление организации. Технические  работники (примерно 30% штата отдела) осуществляют сбор и обработку информации, ведение документации и составление отчетности [6, с.22].

Критерием эффективности  внутрифирменного планирования является степень его использования на практике как руководства к действию. Многие руководители и специалисты  часто отмечают, что планы предприятий  «не работают». При тщательном анализе  выясняется, что они и не могут  работать. Это происходит главным  образом потому, что планы охватывают слишком длительный период, распространяются на очень большие системы и  сталкиваются с огромным числом случайных  процессов и событий. Поэтому  в системе внутрифирменного планирования необходимо иметь организационную  структуру, обеспечивающую постоянную корректировку планов в соответствии с изменениями внешней среды  и внутренних условий. С этой целью  могут разрабатываться автоматизированные системы управления предприятиями  и объединениями, автоматизирующие процедуры корректировки планов и ослабляющие влияние неопределенности на результативность хозяйственной  деятельности [3, с.59-60].

Таким образом, основная цель стратегического планирования состоит  в создании потенциала для выживания  предприятия в условиях динамично  изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического  планирования предприятие ставит перспективные  цели и вырабатывает средства их достижения, а тактическое планирование, в  свою очередь, позволяет реализовать  вскрытые резервы, что может найти  выражение в увеличении объемов  производства, снижении затрат, повышении  качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в  капитальных затратах и т.п.

 

 

 

1.3. Влияние внешней  среды на формирование стратегических  и тактических планов

 

Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его  существования - обозначается как его  миссия. Она обусловливает специфику  стратегических и тактических целей. Цели вырабатываются для осуществления  этой миссии. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  организационных уровнях [7, с.124].

Таким образом, упрощенно  можно представить следующий  алгоритм процесса стратегического  управления: (см. рис. 1.1.) 

 

 
Рис 1.1. Алгоритм стратегического управления[8].

 

После установления своей  миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней  среды. Руководители оценивают внешнюю  среду по трем параметрам:

1.Оценить изменения, которые  воздействуют на разные аспекты  текущей стратегии

2.Определить, какие факторы  представляют угрозу для текущей  стратегии фирмы.

3.Определить, какие факторы  представляют больше возможностей  для достижения общефирменных  целей путем корректировки плана.

Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов среды с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ее опасностей и помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения оценки угроз  и возможностей роль анализа внешней  среды в процессе стратегического  планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1.Где сейчас находится предприятие?

2.Где, по мнению высшего руководства, должно находится предприятие в будущем?

3.Что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?

 Угрозы и возможности, с которыми сталкивается пред­приятие, обычно можно выделить в семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение [9, с.259].  

Степень зависимости от внешней  среды оказывает большое влияние  на выбор стратегии и тактики  фирмы. Бывают такие ситуации, что  фирма настолько зависит от поставщиков  или покупателей ее продукции, что  она не вольна делать выбор стратегии. Сильная внешняя зависимость  может быть обусловлена правовым законодательством, например, антимонопольным, социальными ограничениями, зависимостью от природной среды, зависимостью от политических факторов[10, с.108].

На сегодняшний день для  достижения поставленных перед организацией целей, недостаточно манипулировать только элементами комплекса маркетинга. В силу этого компании вынуждены прибегать к ряду стратегий, направленных либо на адаптацию к изменениям рыночной среды, нивелирование негативно воздействующих факторов, либо ориентированных на то, чтобы изменить саму среду, "правила игры" в ней. Выработка «общих правил игры» в экономике не мешает проявлению при самостоятельности  формировании  стратегии  развития  организации,  а  только укрепляет  сложившуюся  систему,  определяет  рамки,  в  которых  свобода деятельности не ведет к возникновению ее неустойчивости, расшатыванию или краху.

Для этого компании могут  применять три класса стратегий: независимые, кооперативные и маневрирования (табл. 1.1.).

 

Таблица 1.1.

          Стратегии фирмы по отношению к среде                                        

Класс стратегий

Тип стратегии

Чем характеризуется

 

 

 

 

 

 

 

 Независимые -

направленные на уменьшение влияния среды с помощью собственных  ресурсов и изобретательности

1. Агрессивная конкуренция

Дифференциация торговой марки.

 Продуктовая дифференциация.

 Агрессивное ценообразование.

 Сравнительная реклама

2. Конкурентное умиротворение

Усовершенствование конкурентных связей.

 Продвижение товаров  отрасли в целом.

 Ценовой зонтик

3. Ориентированная на создание позитивного имиджа

Реклама, направленная на создание позитивного имиджа фирмы.

 Добровольный контроль за рыночной средой. Вывод соглашений с гражданскими группами действий

Информация о работе Влияние внешней среды на стратегию и тактику предприятия