Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа
На современном этапе развития экономики Украины особую актуальность приобретают вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Украинские предприятия недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на совершенствование производимого ассортимента товаров.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия…………………….…..6
1.1. Сущность ассортиментной политики предприятия………………………..6
1.2. Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия……………………………………………………………………...11
1.3. Управления ассортиментом товаров……………………………………....16
Глава 2. Анализ ассортиментной политики ОАО «Партизан»……………………………………………………………………20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Партизан»……20
2.2. Исследование маркетинговой среды ОАО «Партизан»………………….23
2.3. Анализ товарного ассортимента ОАО «Партизан»……………………….28
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ управления товарным ассортиментом на ОАО «Партизан»………………………….……38
3.1. Разработка система управления ассортиментом на основе маркетинга……………………………………………………………………….38
3.2. Разработка модели прогноза реализации продукции ОАО «Партизан»……………………………………………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...59
Современная ассортиментная
политика предприятий требует включения
в ассортиментную модель товаров, находящихся
на разных стадиях жизненного цикла
в определенном соотношении. Такой
подход позволяет снизить коммерческий
риск, связанный с неполучением или
недополучением прибыли от реализации
товаров, находящихся на начальных
стадиях жизненного цикла, а также
наличием в ассортименте зрелых и
стареющих товаров в
Отсутствие ассортиментной
политики ведет к неустойчивости
структуры ассортимента из-за воздействия
случайных или переходящих
1.2. Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы реализовать товары с максимально низкими издержками.
Ассортиментная концепция
выражается в виде системы показателей,
характеризующих возможности
Подкрепленная мерами организационного,
финансового и иного характера
ассортиментная концепция может
рассматриваться как своего рода
программа по управлению развитием
производства и реализацией соответствующих
товаров. Целевая ее часть включает
требования к оптимальной структуре
ассортимента, а программная –
систему мер по ее достижению за
определенный период. Этой программе
придает комплексный характер включение
в нее вопросов, связанных с
оптимизацией ассортимента. В качестве
критериев оптимальности
После разработки ассортиментной
концепции переходят к
Ассортиментная стратегия может строиться по следующим основным направлениям:
1. Расширение – добавление
в ассортиментный ряд товаров
с характеристиками, выходящими
за пределы того, что предприятие
продавало ранее. К
2. Сокращение – это
комплекс маркетинговых
Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного сокращения убытков или прироста прибыли, полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции. Выбранные направления формирования ассортимента, а также обеспечивающие их маркетинговые мероприятия должны способствовать достижению целей и задач, стоящих перед организацией.
Чтобы лучше понять проблемы, встающие в процессе выработки ассортиментной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента продукции предприятия.
К основным факторам, определяющим ассортимент продукции фирмы, необходимость изменения, расширения и сужения ее товарной номенклатуры, относят[22,c.56]:
- научно-исследовательские
и опытно конструкторские
- изменения, происходящие
в товарном ассортименте фирм-
- изменения спроса на
реализуемые фирмой товары, требующие
четкого руководства
- желание и предпочтение
покупателей, закупать большое
число наименований продукции
у одного предприятия, что
- оптимальность продаж
через сбытовую сеть
- развитие торговли по
специальным заказам отдельных
потребителей, предусматривающим
Помимо вышеперечисленных, существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Умение правильно понимать и использовать эту важнейшую категорию во многом определяет коммерческий успех фирмы на рынке.
К числу основных принципов формирования ценовой политики относятся:
- обеспечение увязки ценовой
политики предприятия с общей
стратегией торгового
- обеспечение увязки ценовой
политики предприятия с
- обеспечение комплексности
подхода к установленному
- осуществление активной
ценовой политики на рынке
(активные формы этой политики
определяются такими факторами,
- обеспечение высокого
динамизма ценовой политики, который
обеспечивается быстротой
К цене следует относиться как к очень тонкому механизму регулирования рынка, в котором принцип золотой середины чрезвычайно важен для любого продавца и любого товара[18,c.34].
Таким образом, процесс формирования
ассортимента является комплексным, тесно
переплетается с другими
Вышеперечисленные факторы служат стимулами для расширения товарной номенклатуры реализуемой предприятием продукции. В рамках маркетинговой стратегии фирма должна проводить активную ассортиментную политику и планировать расширение и обновление товарного ассортимента.
Управление ассортиментом на предприятиях различных форм собственности – это основной и один из самых сложных процессов протекающих в коммерческой деятельности[23,c.18]. В нем очень тесно взаимоувязаны такие этапы коммерческой деятельности, как информационное обеспечение, определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок, установление хозяйственных связей между партнерами, организация оптовых закупок полуфабрикатов и комплектующих, организация оптовой продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и управление товарными запасами. Поэтому процесс управления ассортиментом является центральным звеном в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности предприятия. От его результатов зависит, какой товар и в каком объеме будет предложен потребителю.
Изучение процесса управления ассортиментом необходимо рассматривать по аналогии с понятием «управление».
В широком смысле слова
под управлением следует
Таким образом, управление ассортиментом следует понимать как комплекс функций управления, к которым на промышленном предприятии относятся:
- планирование;
- организация;
- контроль, направленный
на изучение эффективности
Основные элементы, отражающие структуру процесса управления ассортиментом, можно представить схематично на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Структура процесса управления ассортиментом [26,c.7]
Функция планирования ассортимента
предприятия предусматривает
- определение занимаемой доли на рынке товаров и услуг;
- изучение потребностей
покупателей к товарам,
- определение набора товарных
групп, наиболее
- определение оптимального
соотношения набора товаров,
- выбор наиболее эффективного
метода формирования
- разработку стратегии сбыта товаров.
Ассортиментная политика разрабатывается на перспективу, и в своей основе в течение определенного времени остается неизменной, однако при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может измениться.
Функцию организации можно рассматривать как формирование и реализацию ассортимента товаров. Процесс формирования ассортимента включает:
- установление оптимального ассортимента в соответствии со спросом потребителей;
- разработку структуры ассортимента;
- организацию эффективных
хозяйственных связей с
Важнейшим элементом маркетинга является формирование товарного ассортимента, эффективного для участников товаропроводящей цепи. Непременным фактором, определяющим эту эффективность, становится различие в понимании критериев ее оценки самими участниками процесса производства и товародвижения.
Методически обоснованным будет
обозначение интересов в
- стоимостью ресурсов, требуемых для товарного производства;
- широтой и глубиной
производимого товарного
- масштабом производственной деятельности;
- ценностью совокупности свойств товара для конечного потребителя;
- конъюнктурой товарного
рынка в выбранном
Информация о работе Анализ ассортиментной политики предприятия