Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа
На современном этапе развития экономики Украины особую актуальность приобретают вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Украинские предприятия недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на совершенствование производимого ассортимента товаров.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия…………………….…..6
1.1. Сущность ассортиментной политики предприятия………………………..6
1.2. Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия……………………………………………………………………...11
1.3. Управления ассортиментом товаров……………………………………....16
Глава 2. Анализ ассортиментной политики ОАО «Партизан»……………………………………………………………………20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Партизан»……20
2.2. Исследование маркетинговой среды ОАО «Партизан»………………….23
2.3. Анализ товарного ассортимента ОАО «Партизан»……………………….28
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ управления товарным ассортиментом на ОАО «Партизан»………………………….……38
3.1. Разработка система управления ассортиментом на основе маркетинга……………………………………………………………………….38
3.2. Разработка модели прогноза реализации продукции ОАО «Партизан»……………………………………………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...59
Цена. В целом ассортимент реализуемой продукции обладает гибким ценовым диапазонам. В нем сочетаются цены доступные людям с невысоким уровнем дохода, средним уровнем доходов, так и высоким.
Каналы сбыта. Собственная сбытовая сеть у ОАО «Партизан» представлена магазинами реализующим помимо продуктов питания ликероводочную продукцию, а также торговыми точками на рынках АР Крым.
Продвижение товаров на рынке. ОАО «Партизан» следующие методы: периодическая реклама в газете «Экспресс - клуб», почтовая рассылка предоставление гибкой системы скидок постоянным клиентам, предоставление бонусов и проведение всевозможных акций совместно с товаропроизводителем.
Произведем оценку с помощью метода многомерного шкалирования (таблица 2.2.). Используя пятибалльную шкалу, оценим каждое направление деятельности ОАО «Партизан» и на основе этого анализа следует рассчитать коэффициент адаптации предприятия к его маркетинговой среде. Данный коэффициент является интегрированным и позволяет предприятию в общем оценить свой потенциал.
Коэффициент адаптации равен отношению суммы выставленных к сумме максимально возможных, в данном случае двадцати, формула 2.1.
К ад.= SБф / SБmax
1
где:
Бф – фактические баллы оценки внутренних ресурсов на предприятии;
Бmax – максимальные баллы оценки внутренних ресурсов на предприятии.
Таблица 2.2
Оценка потенциала ОАО «Партизан»
Наименование направления деятельности предприятия |
Слабость
+ | ||||
Финансы |
+++ |
||||
Менеджмент |
+++ |
||||
Маркетинг |
++++ |
||||
Кадры |
++++ |
В данном случае коэффициент адаптации равен:
К ад.= (3+3+4+4) \ (5+5+5+5) = 0,7
Это говорит о том, что уровень адаптации ОАО «Партизан» к маркетинговой среде достаточно велик, так как в идеале он был бы равен единице.
2.3. Анализ товарного ассортимента ОАО «Партизан»
В связи с тем, что в
ОАО «Партизан» достаточно широкий
выбор производимой и реализуемой
продукции, остановимся на анализе
ассортимента таких видов продукции,
которые хозяйство не только производит
само, но и берет под реализацию
у других производителей. При этом
такие отрасли как
Все товары, реализуемые хозяйством разбиты на группы по принципу схожести их составов. Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру ОАО «Партизан». Широта товарной номенклатуры хозяйства представлена семью ассортиментными группами товаров:
1) масло подсолнечное;
2) зерновые;
3) майонез;
4) кетчуп;
5) крупы;
6) макаронные изделия;
7) консервы.
Насыщенность товарной номенклатуры
от
2-х до 16-ти позиций в каждой ассортиментной
группе.
1) Подсолнечное масло
(8 позиций) - продукт извлекаемый
из масличного сырья и
КФХ «СПК КОЛОС» производит подсолнечное масло трех видов, различающихся по степени очистки:
а) Сырое - масло подсолнечное подверженное только фильтрации. Данное масло содержит наибольшее количество фосфатитов, токоферолов, стеаринов и др. биологически ценных компонентов, которые в свою очередь придают последнему высокие вкусовые свойства;
б) Нерафинированное - масло
подсолнечное подвергнутое частичной
очистке - отстаиванию, фильтрации, гидрации
и нейтрализации. Данное масло имеет
меньшую биологическую
в) Рафинированное - масло подсолнечное подвергнутое обработке по полной схеме рафинации, включающей механическую очистку (удаление взвешенных примесей отстаиванием, фильтрацией и центрифугированием), гидрацию (обработка небольшим количеством горячей - до 70С воды), нейтрализацию, адсорбацийную рафинацию, в результате которой масло обрабатывают абсорбирующими веществами (животный уголь, гумбрин, флоридин и др.) под воздействием которых поглощаются красящие вещества, а масло осветляется и обесцвечивается. В результате рафинации обеспечивается прозрачность и отсутствие отстоя, а так же запаха и вкуса. В биологическом отношении рафинированное масло менее ценно т.к. в нем теряется значительная часть стеаринов и фосфатитов.
Помимо производства масла подсолнечного не фасованного хозяйство занимается реализацией фасованного подсолнечного масла следующих производителей:
а) Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное «Олеина» производства «Днепропетровского маслоэкстракционного завода». Энергетическая ценность 899 ккал/ 100 гр., жирность 99,9%.
б) Подсолнечное масло производства
«Меловского
- рафинированное дезодорированное подсолнечное масло «Чумак». Энергетическая ценность 898 ккал/ 100 гр., жирность 99,9%.
- нерафинированное подсолнечное масло «Домашнее». Энергетическая ценность 989 ккал/ 100 гр., жирность 98,9%.
- рафинированное
в) нерафинированное подсолнечное масло «Кубанское» производства ЧП «Соло». Энергетическая ценность 898 ккал/ 100 гр., жирность 99,5%.
2) Зерновые (2 позиции) - сорта
пшеницы выращиваемые на
3) Майонез (16 позиций). Хозяйство реализует продукцию следующих производителей:
а) ПП «Соняшнко» г. Луганск, торговая марка «Три козака», (5 позиций).
б) ЧП «Алекс», г. Чугуев (4 позиции).
в) ЧП «Олис лтд.», г. Запорожье (7 позиций).
4) Кетчуп (8 позиции) - торговая марка «Чумак».
5) Крупы: гречневая, рисовая, перловая, (3 позиции).
6) Макаронные изделия
производства «
7) Консервы производства «Севастопольского консервного завода» (8 позиций).
Для того чтобы проанализировать работу на предприятии с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, выпускаемой в течение года, количество вновь освоенной продукции и рассчитаем коэффициенты обновляемости продукции за последние несколько лет. Результаты анализа динамики обновляемости продукции предприятия ОАО «Партизан» приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Динамика обновляемости продукции
Показатели |
|
|
Года |
|
|
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1. Количество наименований реализуемой продукции |
26 |
30 |
33 |
37 |
51 |
2. Количество вновь реализуемой продукции |
17 |
15 |
20 |
24 |
34 |
3. Коэффициент обновляемости продукции |
0,65 |
0,5 |
0,6 |
0,64 |
0,66 |
Из данных таблицы можно
сделать вывод, что коэффициент
обновляемости продукции
В виду того, что для работы с продуктом наиболее существенными сточки зрения маркетинга являются следующие цели: объём сбыта, прибыль, доля рынка. Следует проанализировать структуру сбыта продукции по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение продуктов и групп продуктов.
В таблице 2.4. приведен анализ сбыта по различным группам продуктов на примере ОАО «Партизан»
Таблица 2.4.
Анализ сбыта по различным видам продукции
Наименование продукции
|
2007 |
2008 |
2009 | ||||||
Чис- |
Сбыт |
Доля |
Чис- |
Сбыт |
Доля |
Чис- |
Сбыт |
Доля | |
ло |
тыс. |
в об- |
ло |
тыс. |
в об- |
ло |
тыс. |
в об- | |
вар. |
грн. |
щем |
вар. |
грн. |
щем |
вар. |
грн. |
щем | |
|
|
объ- |
|
|
объ- |
|
|
объ- | |
|
|
ёме |
|
|
ёме |
|
|
ёме | |
|
|
сбыта,% |
|
|
сбыта,% |
|
|
сбыта, % | |
1. Масло |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подсолнеч- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ное |
7 |
388,1 |
65 |
7 |
745,5 |
68 |
8 |
970,9 |
71 |
в т.ч: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 Не |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фасованное |
2 |
274,8 |
46 |
2 |
515,3 |
47 |
2 |
618,8 |
47 |
1.2 фасованное |
5 |
113,3 |
19 |
5 |
230,2 |
21 |
7 |
352,1 |
23,2 |
2. Зерновые. |
2 |
40 |
8 |
2 |
44,4 |
4 |
2 |
87,5 |
6 |
3. Майонез. |
8 |
49,5 |
8 |
10 |
71,2 |
6 |
16 |
96 |
6,3 |
4. Кетчуп. |
3 |
20 |
3 |
5 |
27,8 |
9 |
8 |
39 |
2 |
5. Крупы. |
3 |
49,2 |
8 |
3 |
96 |
3 |
3 |
98 |
7 |
6. Макарон- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные изд. |
5 |
33 |
5 |
5 |
72 |
7 |
5 |
83 |
5,5 |
7. Консервы |
5 |
17,3 |
3 |
5 |
38,9 |
3 |
8 |
41 |
3 |
Всего: |
33 |
616,3 |
100 |
37 |
1090,6 |
100 |
51 |
1519,4 |
100 |
Для наглядности информации изобразим анализ сбыта по различным видам продукции в рисунках 2.2. и 2.3.
Рис. 2.2. Сбыт по различным видам продукции за 2008 год
Из вышеприведенной таблицы анализируя данные за 2009 г. следует, что в абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме сбыта занимает масло подсолнечное - 970,9 тыс.грн., или 71% (в т.ч. не фасованное производства ОАО «Партизан» - 618,8 тыс.грн.. или 47% и фасованное других производителей - 352,1 тыс.грн., или 23,2% ) в общем объёме реализации. Наименьшее место в структуре сбыта продукции занимают: консервы — 41 тыс.грн, и кетчуп — 39 тыс.грн, соответственно 3% и 2% от объёма продаж. Остальные группы продуктов занимают примерно одинаковое место в структуре сбыта продукции в среднем 89 тыс.грн, или 6,2% в общем объёме реализации.
Для оценки вклада каждой группы товаров в получении доходов Хозяйства проанализируем структуру прибыли продукции по ассортиментным группам товаров.
В таблице 2.5. приведен анализ прибыли по различным группам продуктов на примере ОАО «Партизан».
Таблица 2.5.
Анализ прибыли по различным видам продукции ОАО «Партизан»
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 | ||||||
продукции. |
Чис- |
При- |
Доля |
Чис- |
При- |
Доля |
Чис- |
При- |
Доля |
|
ло |
быль |
в об- |
ло |
быль |
в об- |
ло |
быль |
в об- |
|
вар. |
тыс. |
щем |
вар. |
тыс. |
щем |
вар. |
тыс. |
щем |
|
|
грн. |
объ- |
|
грн. |
объ- |
|
грн. |
объ- |
|
|
|
ёме |
|
|
ёме |
|
|
ёме |
|
|
|
при- |
|
|
при- |
|
|
при- |
|
|
|
были, % |
|
|
были, % |
|
|
были, % |
1. Масло |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подсолнеч- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ное вт.ч:
|
7 |
51,3 |
61 |
7 |
71,5 |
61,3 |
8 |
107,3 |
65 |
- не фасованное |
2 |
40,8 |
48 |
2 |
59,9 |
48 |
2 |
93 |
51 |
- фасованное |
5 |
9,5 |
13 |
5 |
10,8 |
13,3 |
7 |
14,3 |
14 |
2. Зерновые. |
2 |
3,8 |
6 |
2 |
5,5 |
7 |
2 |
10,4 |
12,5 |
3. Майонез. |
8 |
3,7 |
5,6 |
10 |
4,6 |
6 |
16 |
6,7 |
6 |
4. Кетчуп. |
3 |
2,5 |
5,4 |
5 |
3,9 |
5 |
8 |
3,1 |
3 |
5. Крупы. |
3 |
8,5 |
13 |
3 |
9,5 |
13,5 |
3 |
10,4 |
12,5 |
6. Макарон- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные изд. |
5 |
3,1 |
5 |
5 |
3,4 |
5 |
5 |
4,1 |
4 |
7. Консервы |
5 |
2,5 |
4 |
5 |
3,9 |
5 |
8 |
3,1 |
3 |
Всего: |
33 |
92,52 |
100 |
37 |
108,5 |
100 |
51 |
142,4 |
100 |
Информация о работе Анализ ассортиментной политики предприятия