Анализ ассортиментной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития экономики Украины особую актуальность приобретают вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Украинские предприятия недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на совершенствование производимого ассортимента товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия…………………….…..6
1.1. Сущность ассортиментной политики предприятия………………………..6
1.2. Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия……………………………………………………………………...11
1.3. Управления ассортиментом товаров……………………………………....16
Глава 2. Анализ ассортиментной политики ОАО «Партизан»……………………………………………………………………20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Партизан»……20
2.2. Исследование маркетинговой среды ОАО «Партизан»………………….23
2.3. Анализ товарного ассортимента ОАО «Партизан»……………………….28
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ управления товарным ассортиментом на ОАО «Партизан»………………………….……38
3.1. Разработка система управления ассортиментом на основе маркетинга……………………………………………………………………….38
3.2. Разработка модели прогноза реализации продукции ОАО «Партизан»……………………………………………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...59

Файлы: 1 файл

Анализ ассортиментной политики предприятия курсовая.docx

— 369.50 Кб (Скачать файл)

Теперь, для наглядности  изложенной информации изобразим это  графически.

Рис. 2.4.  Анализ прибыли, по различным видам продукции.

Из вышеприведенных таблицы  и рисунка, анализируя данные за 2009г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме прибыли занимает масло подсолнечное - 107,3 тыс.грн., или 65% (в т.ч. не фасованное производства ОАО «Партизан» - 93 тыс.грн., или 51% и фасованное других производителей - 14,3 тыс.грн., или 14% ) в общем объёме прибыли.

Второе место в структуре  прибыли занимают примерно одинаковые по показателям прибыли зерновые и крупы соответственно 10,4 или 12,5% в общем объёме прибыли. Остальные  группы продукции занимают меньшее  место в объёме прибыли продукции  и составляют 3 - 6,7 тыс.грн или 3% - 6% в общем объёме прибыли.

Анализируя динамику реализации продукции и прибыли за период 2008-2009 г. на основании таблиц 2.4, 2.5, можно сделать вывод об общей тенденции повышения объёмов сбыта по всем группам продукции и общим увеличением прибыли на фоне уменьшения последней по некоторым видам продукции. А именно наблюдается: резкий скачок увеличения прибыли объёма реализации на зерновые, что обусловлено урожайностью 2009 г.; увеличением объёмов продаж и уменьшению прибыли на консервы и кетчуп, что обусловлено увеличением закупочной цены на последние. Наибольшее увеличение прибыли и объёма реализации наблюдается на масло подсолнечного не фасованное производства ОАО «Партизан».

Для   определения   наиболее   эффективных   направлений   деятельности хозяйства рассчитаем уровень рентабельности по каждой группе товаров.

Таблица 2.6. 

Уровень рентабельности отдельных  видов продукции

Наименование ассортиментной группы

Выручка, тыс. грн

Прибыль, тыс. грн.

Уровень рентабельности продукции

масло подс., не фас.

618,8

93

21%

масло подс., фасов.

352,1

24,3

7%

зерновые

87,5

10,4

11%

майонез

96

6,7

7%

кетчуп

39

Г      3,1

7%

крупы

98

10,4

10%

макарон. изд.

83

4,2

5%

консервы

41

3,1

8%


 

Из вышеприведенной таблицы  следует, что наибольший уровень  рентабельности соответствует 21% - масло  подсолнечное не фасованное производства ОАО «Партизан». Данный уровень рентабельности является не оптимальным (нормальный уровень рентабельности 30 - 40%) для производителя подсолнечного масла; уровень рентабельности по зерновым -11% скорее носит вероятностный характер, чем постоянный в виду непостоянства урожайности и субсидированности сельского хозяйства; невысокий уровень рентабельности других ассортиментных групп является в принципе характерным для предприятий реализующих продукты питания других производителей.

Анализируя затраты следует  отметить, что при производстве масла  подсолнечного не фасованного наибольшее значение имеют сырьевые затраты (закупка  семян подсолнечника), а второе по значению и первое для других реализуемых  товаров приобретают затраты  на оплату труда.

В общем, следует отметить, что увеличение конкуренции, снижение инфляции на рынке продуктов питания привели к снижению цен на продукцию и коэффициентов рентабельности.

 

Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ управлениЯ товарным ассортиментом  на ОАО «Партизан»

 

3.1. Разработка  система управления ассортиментом  на основе маркетинга

 

Система управления ассортиментом  и качеством товаров входит в  качестве органической части в комплексную  систему управления коммерческой деятельностью  предприятия. В свою очередь система управления ассортиментом включает три функциональные подсистемы: организацию планирования (прогнозирование) и исполнение, контроль и координацию, каждая из которых состоит из ряда элементов.

Рассмотрим поэтапных  состав каждой из подсистем, входящих в систему управления ассортиментом  и качеством товаров по предприятию (рис.3.1), в такой последовательности организация, планирование (программирование) и исполнение; контроль и координация.

Подсистема организации  СУАП включает: организацию информационного обеспечения, организацию методической помощи розничным торговым предприятиям и изучении требований потребителей, организацию повышения квалификации работников промышленности и розничной торговли, организацию изучения отечественного и зарубежного опыта в области ассортимента и качества выпускаемых и реализуемых товаров, участие в научно-практических конференциях, организацию продаж, организацию правовой и претензионной работы.

Для реализации элементов  подсистемы планирования СУАП существенную роль играет организация информационного обеспечения, которое осуществляется посредством создания информационных потоков вторичных и первичных данных и процессе проведения маркетинговых исследований.

Значимость этого элемента подсистемы организации обусловлена  тем, что от качества, своевременности, достоверности, полноты и репрезентативности информации зависит обоснованность маркетинговых действий и решений.

Второй элемент рассматриваемой  подсистемы – это организация  методической помощи розничным торговым предприятиям в изучении требований потребителей к ассортименту и качеству товаров народного потребления. Необходимость этого элемента объясняется  обеспечением единого подхода к  изучению требований потребителей к  ассортименту и качеству товаров  народного потребления во всех звеньях  торговли. Его реализация осуществляется посредством проведения соответствующих  совещаний:

  • во время проведения посещения розничной торговой сети товароведами – реализаторами;
  • во время проведения выставок-продаж, выставок-просмотров, покупательских конференций.

Для реализации маркетинговых  действий в области повышения  качества товаров особое значение в  настоящее время имеет повышение  квалификации работников оптовой и  розничной торговли, уровня их профессиональных знаний в области ассортимента и  качества товаров соответствующей  номенклатуры.

В кружках качества анализируется  положение дел на конкретном участке, разрабатываются предложения по улучшению качества продукции, росту  производительности труда. В настоящее  время примерно в пятидесяти странах  организована работа по типу кружков  качества. В нашей стране группы качества создаются пока только в  производственных отраслях. В основе управления качеством товаров народного  потребления лежит комплекс стандартов, регламентирующих всю деятельность оптовых предприятий в этом направлении. Осуществляется эта работа в рамках Комплексной системы управления качеством товаров(КСУКТ), являющейся подсистемой Единой системы государственного управления качеством продукции(ЕС ГУКП).

   

Система управления ассортиментом  и качеством товаров

 
                 
   

Функциональные подсистемы

 
                 
                     
 

Организация

   

Планирование (прогнозирование) и  исполнение

   

Контроль и координация

                     
 

Элементы подсистемы организации

   

Элементы подсистемы планирования

   

Элементы подсистемы контроля и  координации

         
               
 

Организация информационного обеспечения

   

Изучение внешних и внутренних условий и постановка проблем

   

Анализ соответствия маркетинговых  воздействий внешним условиям

         
         
 

Организация методической помощи розничным  торговым предприятиям в изучении требований потребителей

   

Определение целей

   

Оценка соответствия фактических  маркетинговых действий принятой программе

         
         
         
 

Организация кружков качества

   

Планирование и осуществление  маркетинговых исследований

   

Контроль качества и ассортимента реализованных товаров

         

_________

         
 

Организация изучения отечетвенного  и зарубежного опыта

   

Разработка и осуществление  маркетинговых действий

   

Контроль качества на предприятиях-производителях

         
         
 

Участие в 

научно-практических конференциях

   

Составление сметы расходов

   

Разработка мер по координации  деятельности и корректирорвке программы

         
         
 

Организация пробных продаж

         
             
 

Организация правовой и претензионной  работы

           
             

Рис. 3.1. Система управления ассортиментом и качеством товаров на основе маркетинга.

К функциям служб ассортимента и качества торговых предприятий  относятся:

  • изучение и прогнозирование потребностей покупателей в товарах своей номенклатуры;
  • участие в разработке проектов производственных программ предприятий-поставщиков;
  • согласование с производителями продукции образцов-эталонов, розничных цен;
  • участие в аттестации продукции, контроль ее качества в процессе продвижения к потребителю.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что работа по управлению ассортиментом и качеством на промышленных предприятиях и предприятиях торговли ведется разрозненно, что  не способствует существенным сдвигам  в повышении степени удовлетворения спроса населения на высококачественные товары. Кружки качества должны обеспечивать не просто профессиональное работников, а именно обучение и подготовку кадров, включая общую подготовку по экономике, организации, товароведению, технологии, а также давать знания по системе  управления качеством товаров в  целом по соответствующим программам.

Формы обучения при этом могут быть различными:

  • семинарские занятия на предприятии;
  • подготовка на рабочем месте под руководством старшего по должности;
  • передача исполнителю определенных прав и ответственности;
  • индивидуальные      занятия с преподавателями;
  • научно-практические конференции по управлению качеством;
  • совместные занятия и дискуссии по управлению качеством;
  • совместные занятия  и дискуссии во время взаимных визитов и выездных семинаров членов кружков качества различных предприятий, причем не только оптовых, но и производственных;
  • изучение опыта на предприятиях аналогичного профиля за рубежом.

Заметим, что перечисленные, а также другие формы обучения работников торговли передовым приемам  и методам управления ассортиментом  и качеством товаров способствуют реализации еще двух важных элементов  подсистемы организации СУАК- организации  изучения отечественного и зарубежного  передового опыта и участия в  научно-практических конференциях по управлению качеством товаров народного  потребления.

Рассмотрим на каких принципах  деятельность по управлению ассортиментом  и качеством в японских фирмах.

Многие годы здесь последовательно  и целеустремленно решали проблемы качества на основе статистических методов  контроля качества, вели работу по налаживанию  системы изучения запросов потребителя, характера и объема потребностей населения, вырабатывали уважительное отношение к потребителю, его  требованиям.

Для японских фирм характерны обсечение участия всех сотрудников  в управлении качеством, а также  непрерывное обучение их методам  управления качеством. Обучение проводится в форме специальных курсов по телевидению, в кружках качества. Проводятся ежегодные конференции  по управлению качеством, постоянно  действуют широко развитая система  пропаганды значения высокого качества продукции для обеспечения устойчивых темпов экономического роста, эффективная  система обучения всех категорий  работников передовым методам создания, изготовления и эффективного использования  высококачественной продукции.

Государство также осуществляет контроль качества продукции национального  производства. Так введена обязательная государственная сертификация продукции, предназначенной для реализации на внешнем рынке. Вывоз за рубеж  продукции, не прошедшей сертификацию, расценивается, как контрабанда, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Важным элементом подсистемы организации СУАК является организация  пробных продаж, которая должна осуществляться совместными усилиями промышленности, оптовой и розничной торговли и стать неотъемлемой частью программы  внедрения новой продукции на рынок. Только пробная продажа нового товара может дать ответы на следующие  вопросы.

Нужен ли данный товар потребителю? Насколько свойства товара соответствуют  требованиям конкретных потребителей? Какие условия будут способствовать его успешному внедрению на рынок?

Пробная продажа позволяет  оценивать различные элементы маркетинговой  деятельности, осуществляемые в процессе ее организации: оптимальные размеры  фасовки, упаковку, уровень цен, оптимальный  объем рекламы, эффективность ее методов и методов стимулирования спроса. Анализ результатов пробной  продажи позволит разработать прогноз  сбыта, издержек и доходов при  массовом внедрении нового товара на рынок, оценить характеристики новых  изделий, определить направления их улучшения, выявить необходимость  усовершенствования маркетинговых  программ как новых, так и традиционных товаров.

Заключительным элементом  организационного обеспечения СУАК является организация правовой и  претензионной работы. На современном  этапе, в условиях расширения самостоятельности  предприятий, перевода их на самофинансирование и хозяйственный расчет, расширения хозяйственных связей с отечественными и зарубежными партнерами, значимость данного элемента возрастает, поскольку  он, так же как и другие подсистемы организации, участвует в обеспечении  эффективности СУАК.

Информация о работе Анализ ассортиментной политики предприятия