Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Типек» и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности компании.

Основными задачами исследования являются:

- дать определение конкурентоспособности с позиции разных авторов;

- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;

- оценить финансовое состояние предприятия и рассчитать уровень его конкурентоспособности;

- предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ОАО «Типек».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………..2

Глава 1Теоретические основы конкурентоспособности организации

1.1 Сущность конкурентоспособности компании……………………………………5

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании и методы её оценки…………………………………………………………………………………...8

Глава 2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»

2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния…..24

2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия…………………………35
2.3. Маркетинговое исследование конкурентоспособности ОАО «Типек»………..46

2.4.Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Типек»…………56

Заключение……………………………………………………………………………...62

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по конкурентоспособности.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Содержание……………………………………………………………………………..1

 
Введение ………………………………………………………………………………..2 
 
Глава 1Теоретические основы конкурентоспособности организации  
 
1.1 Сущность конкурентоспособности компании……………………………………5 
 
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании и методы её оценки…………………………………………………………………………………...8 
 
Глава 2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»  
 
2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния…..24 
 
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия…………………………35

2.3. Маркетинговое исследование  конкурентоспособности ОАО «Типек»………..46 
 
2.4.Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Типек»…………56 
 
Заключение……………………………………………………………………………...62 
 
Список использованных источников………………………………………………….64

Приложение1……………………………………………………………………………65

Приложение 2………………………………………………………………………...…69

Введение

 
      Конкурентоспособность предприятия или фирмы – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг. 
 
       Еще несколько десятилетий назад научная теория конкурентоспособности практически отсутствовала. Перелом внесли работы современного американского экономиста Майкла Портера и, прежде всего его концепция ценности товара для потребителя. В настоящий момент данная проблема часто рассматривается в научной литературе и периодических изданиях. 
 
        В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной курсовой работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно, для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. 
 
        Актуальность выбранной темы заключается ещё и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Поэтому важное значение имеет такое направление маркетинговой деятельности предприятия как изучение конкурентов. Контроль за конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе. 
 
       Объектом исследования работы выступает конкурентоспособность ОАО «Типек» - предприятие является одной из крупных организаций пищевой промышленности

          Калининградской области и поставляет продукцию собственного производства по всем районам         Калининградской области, обеспечивает своей продукцией по заявкам покупателей с различной формой собственности. Предприятие производит пищевые товары первой необходимости (хлебобулочные и кондитерские изделия). 
 
          Предметом исследования является анализ конкурентоспособности компании в долгосрочном периоде её функционирования. 
 
          Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Типек» и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности компании.  
 
Основными задачами исследования являются: 
 
- дать определение конкурентоспособности с позиции разных авторов; 
 
- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия; 
 
- оценить финансовое состояние предприятия и рассчитать уровень его конкурентоспособности;  
 
- предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ОАО «Типек».  
 
         
 

Глава 1 Теоретические основы конкурентоспособности организации

1.1 Сущность конкурентоспособности  компании 

  В современной литературе существуют различные полходы к определению понятия «конкурентоспособность организации». Например, М. Портер, авторитетный американский ученый, считал, что конкурентоспособность зиждется либо на макроэкономической политике (дефицит бюджета, валютная политика, открытие рынков, приватизация), либо на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье или капитал. Конкурентоспособность, связанная с местоположением, главным образом обусловлена характером промышленного производства и окружения. Наличие рабочей силы, капитала или сырья не определяет успех компании, поскольку указанные ресурсы стали широкодоступными. Конкурентоспособность обусловлена скорее эффективностью, с которой фирмы на местах используют мощности для производства товаров и услуг. [1. С. 162] Более того, М.Портер, считал, что производительность и преуспевание в заданной местности определяется не тем, в каких отраслях конкурируют фирмы, а тем, каким образом они ведут конкурентную борьбу. Из вышесказанного можно сделать вывод, что Портер к основным факторам конкурентоспособности относит эффективность и производительность. 
 
          Ю. Б. Рубин [2. С. 35] конкурентоспособность подразделяет на стратегическую, формальную и реальную (реализованную). В целом под конкурентоспособностью фирмы он понимает ее способность применять совокупный конкурентный потенциал для борьбы с соперниками и достижениями конкурентных преимуществ. Ключевое значение здесь имеет сравнительная (в сравнений с конкурентами) оценка уровня способностей субъекта использования своего конкурентного потенциала со стороны его внешнего окружения.  
 
         Ж.-Ж. Ламбен [3.С. 66] под конкурентоспособностью фирмы понимает ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты. Фирма конкурентоспособна, если у нее есть конкурентное преимущество: либо она может отличать себя от конкурентов благодаря устойчивым отличительным качествам. 
 
           Конкурентоспособность организации достигается путем предоставления ей конкурентоспособных товаров и услуг. Понятие конкурентоспособности товара многогранно и не существует его четкого определения. Например Э. В. Минько и М. Л. Кричевский [4. С. 83] пишут, что конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке. 
 
 
            На основании вышеперечисленных понятий конкурентоспособности, можно вывести «общее» определение: Конкурентоспособность — это состояние или способность субъекта со своим объектом быть лидером, успешно конкурировать со своими конкурентами на конкретном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели. 
 
           Существует цепочка повышения качества жизни на основе конкурентоспособности. (Рисунок 1) [11. С. 25]  
 
 
 
Рисунок 1 - Цепочка повышения качества жизни на основе конкурентоспособности 
Знания.

             В настоящее время формируется концепция, направленная на внедрение нано- и биотехнологий, глобальных цифровых информационных технологий, технологий по созданию материалов с заранее заданными свойствами и т.д. Реализация новых технологий в конечном счете направлена на повышение качества и рост количества удовлетворённых потребителей, ресурсосбережение, ускорение и повышение качества процессов, защиту окружающей чреды и т.д. 
 
             Качество процессов. Качество процессов зачастую зависят от процесса организации производства. Для подтверждения данной точки зрения можно рассмотреть два подхода:  
 
Функциональный подход подразумевает выполнение функциональными служащими организации функции или услуги одного профиля по всем производственным подразделениям, нуждающихся в ней. 
 
          Процессный подход — это методология и практика отбора конкурентоспособных компонентов входа фирмы, организация их движения по горизонтали до выхода и преобразования в конечный продукт во исполнение функциональных технологий.  
 
          Таким образом, процессный подход направлен на осуществление производственных процессов по выпуску продукции по горизонтали, а функциональный подход — на комплексное обеспечение производства по вертикали. Они составляют единое целое, матрицу. 
 
          Таким образом, в теории управления в настоящее время нет единой точки зрения относительно взаимосвязей функционального и процессного подходов к управлению организацией. Одни утверждают, что выполнение каких-либо работ можно организовать только на основе функционального подхода, а процессный подход излишен. Другие считают, что на место функционального подхода пришел более современный и более эффективный процессный подход. 
 
          Инновации. Вопросам инновационной деятельности уделено много внимания как в России, так и за рубежом, так как инновационная активность в стране определяет ее конкурентоспособность. Новшество — это объект интеллектуальной собственности (актива), инновация — результат внедрения новшества.  
 
           Конкурентоспособность. Конкурентоспособность любых объектов можно повысить только путем инновации (внедрения, применения) покупных либо собственных новшеств в области повышения качества любых процессов, как на макроуровне, так и на микроуровне. Поскольку конкурентоспособность синтезирует и интегрирует множество различных фактор, то эффективную инновационную деятельность можно осуществлять только с применением инструментов конкурентоспособной экономики. 
 
          Эффективность. В конечном счете повышение конкурентоспособности персонала, товаров, организации, отраслей, регионов и страны в целом должно привести к повышению эффективности воспроизводства всех отраслей народно-хозяйственного комплекса, эффективности человеческого, научно-технического, производственного, природно-ресурсного потенциала и т. д. Высокая эффективность определяет высокий уровень качества жизни населения.

1.2. Факторы,  влияющие на конкурентоспособность  компании и методы её оценки

 

           В настоящее время проблема оценки конкурентоспособности предприятий все чаще ставится перед специалистами по маркетингу на промышленных предприятиях. При этом в качестве основной задачи определяется установление критических факторов влияющих на конкурентоспособность и повышение эффективности управления конкурентоспособностью в долгосрочном периоде. 
 
           Конкурентоспособность отражает эффективность функционирования предприятия, продуктивность использования всех видов ресурсов. Конкурентоспособность предприятия не имеет абсолютного измерителя, она может определяться по отдельному или нескольким параметрам деятельности фирм. 
 
            Анализ источников литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. 
 
            Под факторами конкурентоспособности предприятия понимают те явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - уровня конкурентоспособности предприятия. 
 
           Основные факторы конкурентоспособности - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. 
 

К развитым же факторам относятся  современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств [14.С. 12].  
 
            Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов, т.е. не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время основные факторы должны быть достаточно качественными, чтобы на их базе создать родственные развитые факторы.

Общие факторы дают конкурентное преимущество ограниченного характера, а основывающиеся зачастую на них специализированные факторы образуют более солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятий. 
 
           

 К естественным факторам относятся природные ресурсы, географическое положение, а к искусственно созданным — техника, технология, экономическая среда и др. 
              Оценка конкурентных возможностей фирм путем наложения «многоугольника конкурентоспособности» дает возможность выявить слабые и сильные стороны предприятий-конкурентов, что позволяет острой конкуренции на рынке с помощью данного многоугольника использовать свои преимущества и слабости конкурента (Рисунок 2).  
 
Рисунок 2 - Многоугольник конкурентоспособности. 
 
        Многие авторы в зависимости от отношения факторов к предприятию группируют их на внешние и внутренние. 
 
        Внутренние факторы - это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности, к ним можно отнести: потенциал маркетинговых служб, научно-технический персонал, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материально-технического обеспечения и др. 
 
         Внешние факторы - это социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического и административного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

 

 
Внутренние факторы

 
Внешние факторы

 
1. Структурные

 
1. Правовое регулирование сферы  торговли 

 
2. Ресурсные 

 
2. Уровень конкурентоспособности  региона, отрасли, страны 

 
3. Технические 

 
3. Государственная поддержка развития  предпринимательства 

 
4. правленческие 

 
4. Правовое регулирование функционирования страны и региона

 
5. Рыночные 

 
5. Открытость общества и рынков 

 
6.Эффективность функционирования  организации

 
6. Научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона

 
 

 

 
7. Национальная система стандартизации  и сертификации 

 
 

 

 
8. Государственная поддержка развития  человека 

 
 

 

 
9. Государственная поддержка науки  и инновационной деятельности 

 
 

 

 
10. Качество информационного обеспечения  управления на всех уровнях  иерархии 

 
 

 

 
11. Налоговые, процентные ставки  в стране и регионах

 

 

 
Продолжение Таблицы 1

 
 

 

 
12. Система подготовки и переподготовки  персонала 

 
 

 

 
13. Климатические условия и географическое  положение страны или региона 

 
 

 

 
14. Уровень конкуренции в данной  сфере деятельности


 

        Интересная группировка факторов конкурентоспособности представлена в научных исследованиях Е.С. Брулёва (Таблица 2) [17. С. 26]  
Таблица 2- Факторы конкурентоспособности предприятий

 
Группа факторов

 
Подгруппы факторов

 
Определяющие удовлетворенность потребителя

 
Соответствие качества продукции предприятия условиям потребления; наличие на предприятии условий для повышения качества продукции; насыщение рынка товарами предприятия; наличие на предприятии тенденций к увеличению своей доли рынка; своевременность выхода продукта на рынок; приемлемость цен на продукцию

 
Влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности

 
Экономическая эффективность производства, НИОКР, внепроизводственной деятельности; производственная активность предприятия; финансовая устойчивость предприятия; объемы инвестиций

 
Определяющие интенсивность маркетинговых усилий

 
Позитивное отношение к покупателям; престижность рекламы; положительный имидж предприятия; сила конкуренции, участие в благотворительных акциях; инновационный маркетинг

 
Определяющие качество менеджмента

 
Эффективность управления трудовыми  ресурсами; наличие систем управления качеством и стратегического  менеджмента; эффективность экологического менеджмента; автоматизация управления; развитость образовательного потенциала предприятия

Информация о работе Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»