Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Типек» и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности компании.

Основными задачами исследования являются:

- дать определение конкурентоспособности с позиции разных авторов;

- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;

- оценить финансовое состояние предприятия и рассчитать уровень его конкурентоспособности;

- предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ОАО «Типек».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………..2

Глава 1Теоретические основы конкурентоспособности организации

1.1 Сущность конкурентоспособности компании……………………………………5

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании и методы её оценки…………………………………………………………………………………...8

Глава 2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»

2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния…..24

2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия…………………………35
2.3. Маркетинговое исследование конкурентоспособности ОАО «Типек»………..46

2.4.Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Типек»…………56

Заключение……………………………………………………………………………...62

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по конкурентоспособности.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Наиболее удовлетворенными покупателями выступили респонденты  с высоким уровнем дохода, в  связи со своей непритязательностью  к диапазону цен.

Рассчитаем интегральный показатель конкурентоспособности  предприятия для каждого сегмента по формуле:

КСПинт= Σ (αi*Пi норм).,где

Σ αi- сумма показателей нормированной значимости критериев;

Пi норм- нормированное значение i-ого критерия

Для этого  рассчитаем нормированное значение i-ого критерия по формуле :

Пi норм= Пi/ Пi эталона., где

Пi эталона- значение i-ого критерия эталона.

Таблица 2.7- Расчет интегрального показателя конкурентоспособности для группы респондентов с низким доходом

 

Критерии.

Нормированная значимость α1 

Значение критерия Пi

Нормированное значение критерия Пi норм

КСПинт

1

Широта ассортимента

0,1096

6,11

6,11/7= 0,8728

0,1096*0,8728=0,0956

2

Глубина ассортимента

0,1096

6,33

6,33/7= 0,9043

0,1096*0,9043=0,0991

3

Уровень цен 

0,1130

5,53

5,53/7= 0,79

0,1130*0,79=0,0893

4

Удобство месторасположения 

0,1126

5,89

5,89/7= 0,8414

0,1126*0,8414=0,0947

5

Качество обслуживания

0,1121

6,6

6,6/7= 0,9428

0,1121*0,9428=0,1059

6

Внешний вид обслуживающего персонала 

0,1063

6,7

6,7/7= 0,9571

0,1063*0,9571=0,1017

7

Качество товаров 

0,1063

6,2

6,2/7= 0,8857

0,1063*0,8857=0,0941

8

Возможность возврата неподходящего (некачественного товара)

0,1042

6,71

6,71/7=  0,9586

0,1042*0,9586=0,0999

9

Система скидок

0,1306

5,1

5,1/7= 0,7286

0,1306*0,7286=0,0951

 

Сумма:

     

0,875


Уровень конкурентоспособности  предприятия находится из соотношения полученного интегрального показателя анализируемого предприятия и предприятия, принятого за эталон. Затем по шкале Ансоффа определим количественную характеристику уровня конкурентоспособности предприятия:

0 ≤ K ≤ 0,4- неудовлетворительный

0 ≤ K ≤ 0,7- удовлетворительный

0,7 ≤ K ≤ 0,8-хороший

0,8 ≤ K ≤ 1-высокий уровень конкурентоспобности.

Для группы респондентов с низким доходом интегральный показатель конкурентоспособности находится  в промежутке [0,8;1], что свидетельствует о высоком уровне  конкурентоспособности на данном сегменте.

Таблица 2.8- Расчет интегрального показателя конкурентоспособности для группы респондентов со средним доходом

 

Критерии.

Нормированная значимость α1 

Значение критерия Пi

Нормированное значение критерия Пi норм

КСПинт

1

Широта ассортимента

0,1096

6,3

6,3/7= 0,9

0,1096*0,9=0,0986

2

Глубина ассортимента

0,1096

6,25

6,25/7= 0,8928

0,1096*0,8928=0,0978

3

Уровень цен 

0,1130

6,2

6,2/7= 0,8857

0,1130*0,8857=0,1

4

Удобство месторасположения 

0,1126

6,43

6,43/7= 0,9186

0,1126*0,9186=0,103

5

Качество обслуживания

0,1121

6,00

6/7= 0,8571

0,1121*0,8571=0,096

6

Внешний вид обслуживающего персонала 

0,1063

6,85

6,85/7= 0,9785

0,1063*0,9785=0,104

7

Качество товаров 

0,1063

6,8

6,8/7= 0,9714

0,1063*0,9714=0,103

8

Возможность возврата неподходящего (некачественного товара)

0,1042

6,8

6,58/7= 0,9714

0,1042*0,9714=0,101

9

Система скидок

0,1306

4,97

4,97/7= 0,71

0,1306*0,71=0,0927

 

Сумма:

     

0,896


 

Для группы респондентов со средним доходом интегральный показатель конкурентоспособности находится в промежутке [0,8;1], что свидетельствует о высоком уровне  конкурентоспособности в данном сегменте.

Таблица 2.9- Расчет интегрального показателя конкурентоспособности для группы респондентов с высоким доходом

 

Критерии.

Нормированная значимость α1 

Значение критерия Пi

Нормированное значение критерия Пi норм

КСПинт

1

Широта ассортимента

0,1096

6,5

6,5/7= 0,9286

0,1096*0,9286=0,102

2

Глубина ассортимента

0,1096

6,5

6,5/7= 0,9286

0,1096*0,9286=0,102

3

Уровень цен

0,1130

6,93

6,93/7= 0,99

0,1130*0,99=0,112

4

Удобство месторасположения 

0,1126

6,8

6,8/7= 0,9714

0,1126*0,9714=0,109

5

Качество обслуживания

0,1121

6,21

6,21/7= 0,8871

0,1121*0,8871=0,0994

6

Внешний вид обслуживающего персонала 

0,1063

5,93

5,93/7= 0,8471

0,1063*0,8471=0,09

7

Качество товаров 

0,1063

6,3

6,3/7= 0,9

0,1063*0,9=0,956

8

Возможность возврата неподходящего (некачественного товара)

0,1042

6,43

6,43/7= 0,9186

0,1042*0,9186=0,0957

9

Система скидок

0,1306

6,0

6/7= 0,8571

0,1306*0,8571=0,112

 

Сумма:

 

6,5

 

0,918


 

Для группы респондентов с высоким доходом интегральный показатель конкурентоспособности  находится в промежутке [0,8;1], что свидетельствует о высоком уровне  конкурентоспособности в данном сегменте.

Делая вывод по трем полученным интегральным показателям конкурентоспособности, приходим к тому, что что ОАО «Типек» имеет сильные конкурентные преимущества и хорошие позиции на рынке. Наиболее конкурентоспособным «Типек» является в сегменте потребителей с высоким доходом, что обусловлено дороговизной индивидуальных заказов различных видов выпечки, которые могут себе позволить респонденты с высоким доходом.. 

2.4. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Типек»

  ОАО «Типек» занимает лидирующую позицию на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий, данное предприятие осуществляет грамотную маркетинговую политику, имеет минимальную цену на свою продукцию, его продукция имеет высокие потребительские качества, по этому рекомендации, направленные на увеличение конкурентоспособности будут направлены на увеличение прибыльности организации, и снижение нереализованной продукции. 
 
Мероприятие 1 – снижение объемов нереализованной продукции. 
 
          Хлеб – это продукт, который должен быть реализован в течении 24 часов, но это не всегда получается. Для решения данного вопроса можно ввести в эксплуатацию линию по герметичной упаковке хлебобулочных изделий, в результате чего хлебобулочные изделия можно реализовывать в течении 48 часов. В ходе проведения маркетинговых исследований был составлен график наиболее важных характеристик при покупке хлебобулочных изделий (Рисунок 15). 
 
 
 
Рисунок 15- Наиболее важные характеристики при покупке х/б изделий

Как видно, упаковка товара играет немаловажную роль. Поэтому  одним из направлений повышения  конкурентоспособности является ввод в эксплуатацию линии по герметичной  упаковке. 
 
        

          Горизонтальная упаковочная машина РТ– УМ– ГШ– 02 - машина для упаковки широкого спектра штучных пищевых продуктов от конфет до крупных хлебобулочных изделий, а также штучных изделий бытового, хозяйственного и т. п. назначения в трехшовные пакеты типа "FlowPack" и пакеты с боковыми складками типа "двойное плоское дно". 
 
Описание упаковочной машины приведено в Таблице 19 
Таблица 19- Характеристики упаковочной машины

 
Базовая комплектация:

  •  
    транспортер подающий (длина по заказу)
  •  
    устройство формирования ширины пакета
  •  
    механизм плавной регулировки длины пакета
  •  
    система обеспечения работы по фотометке
  •  
    рулонодержатель с центрированием рулона и компенсационным тормозом
  •  
    механизм протяжки пленки и сварки продольного шва пакета
  •  
    механизм сварки поперечного шва пакета с отрезным ножом
  •  
    термодатор

 
Преимущества:

  •  
    простота в обслуживании
  •  
    возможность быстрой переналадки под другой продукт
  •  
    автоматическое поддержание и контроль температуры сварки с цифровой индикацией
  •  
    плавная регулировка скорости работы машины
  •  
    электроника и приводы ведущих зарубежных фирм
  •  
    система блокировок для обеспечения безопасности работы оператора.

 
Технические характеристики РТ-УМ-ГШ-02

 
Производительность

 
140 уп./мин.

 

Размеры упаковываемых  продуктов, мм

 
40…380 x 20…200 x 0.2…80

 
Напряжение питания, В

 
220

 
Установленная мощность, кВт не более

 
1,6(2,6)

 
Максимальный диаметр рулона пленки, мм

 
400

 
Габаритные размеры, мм, не более

 
3550/3000 x 1050 x 1700

 
Масса, кг, не более

 
320

Стоимость

 
840 000 руб.

 
Транспортировка и монтаж (1 % )

 
8 400 руб.

 
Дополнительные рабочие

 
нет

 
Дополнительные оборотные средства (упаковочная пленка, цена 1000 метров)

 
144, 85 руб.


 
 
 
            По статистике возвратность и нереализация хлебобулочных изделий без упаковки составляет 7 % от объёма отгрузки. На основании показателей 2012 года рассчитаем дополнительную прибыль, которую предприятие сможет получить при внедрении герметичной упаковки. 
 
Сумма капитальных затрат на приобретение машины РТ – УМ – ГШ – 02 
К в.н = Ц + И + Ст + ОСдоп (13) 
где, Ц –цена внедряемой машины 
 
И –стоимость комплектующих приспособлений 
 
Ст – стоимость расходов на транспортировку и монтаж 
 
ОСдоп – сумма дополнительных оборотных средств, связанных с внедрением. 
 
К в.н = 840 000 + 8 400 + 144, 85 = 848 544, 85 руб. 
 
Срок окупаемости капитальных затрат – это время от начала реализации инвестиционного проекта до момента, когда первоначальные вложения и другие затраты, покрываются суммарными результатами от его осуществления. 
(14) 
ПDгде  н.т. – прирост прибыли от внедрения новой техники, руб. 
 
Объём производства продукции в год составляет 48 571 тонн, стоимость товарной продукции – 341 886тыс. рублей. 
 
Стоимость 1 тонны продукции 7 038 рублей (341 886/ 48,571). 
 
По статистике ОАО в год происходит 7 % возврата и нереализации продукции от объёма производства из–за неполной реализации хлебобулочных изделий в течении 24 часов, что составляет 3399,97 тонн в год (48 571*0,7). 
 
возврата = 3399,97 * 7 038 = 23 928 тыс. рублей.S 
 
С внедрением линии по герметичной упаковке, срок реализации хлебобулочных изделий увеличиться до 72 часов. В среднем процент возврата будет составлять 3,5 % от объёма производства. 
 
Тогда возврат продукции в год составит: 
 
48 571 * 0,035 =1699,985 тонн в год 
 
Дополнительная прибыль предприятия в данном случае составит: 
 
ПD н.т = (3399,97 –1699,985) * 7 038 = 11 964 494руб.  
 
Т=848 544, 85/ 11 964 494 =0,0709219 
 
Коэффициент эффективности затрат на новую технику (показатель обратный сроку окупаемости): 
(15) 
К эф.кап.затр=11 964 494/848 544, 85=14,100014 
Таким образом, мы видим, что при реализации мероприятия №2 дополнительная прибыль при сокращении объема возвратов и нереализованной продукции возрастет до 11 964тыс. руб., объем возврата сократится в 2 раза, что позволит снизить затраты на производство вторичной продукции, более дешевой первоначальной (например сухарей).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
          В процессе написания курсовой работы было выявлено множество определений конкурентоспособности компании с позиции разных авторов, но все эти определения сходятся к одному: предприятие является конкурентоспособным, если оно удовлетворяет нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты. Также на конкурентоспособность влияет не только наличие конкурентоспособного потенциала, но и финансовой устойчивости. С одной стороны, повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым и обязательным условием обеспечения и поддержания на должном уровне финансовой устойчивости. С другой стороны, неустойчивое финансовое состояние предприятия не позволяет успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития. К внешним факторам относятся природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, квалификация рабочей силы, к внутренним факторам относятся процесс производства, квалификация кадров, организация менеджмента и т.д. 
 
         Проведенный анализ финансового состояния и конкурентоспособности показал, что у предприятия ОАО«Типек» показатели финансовой устойчивости имеют положительную динамику, некоторые показатели деловой активности за 3 года снизились на несколько пунктов, но находятся в пределах допустимого значения. Что касается оценки конкурентоспособности, то проведённый анализ двумя способами показал, что данная организация занимает лидирующую позицию на рынке хлебобулочных изделий. Первый способ включал в себя анализ конкурентоспособности за 3 года по трем направлениям: организационно-экономическому, организационно-техническому и финансово-экономическому, результаты исследования показали, что наибольшая конкурентоспособность была в 2010 году, в 2012 наблюдался её спад, а в 2012 предприятие наверстало упущенное. В процессе анализа конкурентоспособности вторым способом, был рассчитан интегральный показатель конкурентоспособности хлебокомбината, который равен 8,05, что свидетельствует о лидирующем положении донного предприятия на рынке хлебобулочных изделий. 
 
         По окончанию исследования были выявлены недостатки и даны практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ОАО «Типек». 
 
         Первое мероприятие было направлено на снижение дебиторской задолженности, т.е. предоставление скидок постоянным клиентам за досрочное её погашение, что позволит снизить задолженность клиентов и увеличить наличные денежные средства, что позволит повысить платёжеспособность предприятия или направить данные денежные средства на погашение кредиторской задолженности. 
 
          Второе мероприятие направлено на снижение объемов нереализованной продукции путем помещения её в герметичную упаковку. Данная упаковка увеличит допустимый срок реализации продукции, т.к. хлебобулочные изделия утрачивают свои свойства через 24 часа, а герметичная упаковка не позволит черстветь хлебу в течение 24 часов, что привлечет большее число потребителей.  

Информация о работе Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»