Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Типек» и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности компании.

Основными задачами исследования являются:

- дать определение конкурентоспособности с позиции разных авторов;

- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;

- оценить финансовое состояние предприятия и рассчитать уровень его конкурентоспособности;

- предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ОАО «Типек».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………..2

Глава 1Теоретические основы конкурентоспособности организации

1.1 Сущность конкурентоспособности компании……………………………………5

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании и методы её оценки…………………………………………………………………………………...8

Глава 2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»

2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния…..24

2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия…………………………35
2.3. Маркетинговое исследование конкурентоспособности ОАО «Типек»………..46

2.4.Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Типек»…………56

Заключение……………………………………………………………………………...62

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по конкурентоспособности.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

  Основные показатели ликвидности приведены в Таблице 8. 
Таблица 8- Оценка ликвидности ОАО «Типек»

 
Величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал)

 
собственный капитал + долгосрочные обязательства - внеоборотные активы

 
1

 
490 - 252 - 244 + 590 - 190 - 230

 
2010г.

 
2011г.

 
2012г.

 
16133

 
15750

 
18983

 
 

 

 
оборотные активы - краткосрочные пассивы

 
1

 
290 - 252 - 244 - 230 - 690

 
16133

 
15750

 
18983

 
Маневренность собственных оборотных  средств

 
денежные средства / функционирующий  капитал

 
1

 
260 / (290 - 252 - 244 - 230 - 690)

 
0,125

 
0,105

 
0,182

 
Коэффициент текущей ликвидности

 
оборотные активы / краткосрочные пассивы

 
1

 
(290 - 252 - 244 - 230) / 690

 
1,672

 
1,635

 
1,549

 
Коэффициент быстрой ликвидности

 
оборотные активы за минусом запасов / краткосрочные пассивы

 
1

 
(290 - 252 - 244 - 210 - 220 - 230) / 690

 
0,541

 
0,577

 
0,491

 
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности)

 
денежные средства / краткосрочные  пассивы

 
1

 
260 / 690

 
0,088

 
0,070

 
0,105

 
Доля оборотных средств в активах

 
оборотные активы / всего хозяйственных  средств (нетто)

 
1

 
290 / 300

 
0,585

 
0,558

 
0,609

 
Доля собственных оборотных средств в общей их сумме

 
собственные оборотные средства / оборотные  активы

 
1

 
(290 - 690) / 290

 
0,412

 
0,400

 
0,366

 
Доля запасов в оборотных активах

 
запасы / оборотные активы

 
1

 
(210 + 220) / 290

 
0,682

 
0,654

 
0,689

 
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов

 
собственные оборотные средства / запасы

 
1

 
(290 - 690) / (210 + 220)

 
0,604

 
0,611

 
0,532

 
Коэффициент покрытия запасов

 
"нормальные" источники покрытия/запасы

 
1

 
(490 + 590 - 190 + 610 + 621 + 622) / (210 + 220)

 
0,864

 
0,801

 
0,851


 

 
        Величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал) уменьшился в 2011 по сравнению с 2010 на -383р., в 2012 по сравнению с 2011г. увеличился на 3233р., что означает увеличение СК предприятия, который является источником покрытия текущих его активов (об < 1 года).  
 
       Маневренность собственных оборотных средств, у данной организации достаток абсолютно ликвидных средств(денежных средств). И наблюдается положительная тенденция данного показателя: 2010г.- 0,125; 2011г.- 0,105; 2012- 0,185. (норматив от 0 до 1)

        Коэффициент текущей ликвидности. За 3 года наблюдается спад на 10% данного показателя, это означает, что уменьшаются оборотные средства, для покрытия краткосрочных пассивов. 
 
        Коэффициент быстрой ликвидности. Наблюдается тенденция снижения данного коэффициента, что означает снижение дебиторской задолженности и денежных средств для покрытия краткосрочных пассивов ( аналогичен Ктл, не включает запасы). 
 
        Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) . Общепризнанных критериальных значений для этого коэффициента нет. Опыт работы с отечественной отчетностью показывает, что его значение, как правило, варьирует в пределах от 0,05 до 0,1. Показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств: В нашем случае наблюдается соответствие денежных средств для покрытия краткосрочных обязательств. 
        Доля оборотных средств в активах увеличивается, их удельный вес составляет 60% в структуре активов. 
 
          Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов, данный показатель находится относительно на постоянном уровне : в 2010г- 60,4%, в 2011г. – 61,1%, в 2012г. – 53,2%, наблюдается отрицательная тенденция, что означает снижение запасов, покрывавшихся собственными оборотными средствами (норматив 50%) 
 
          Коэффициент покрытия – данный коэффициент дает общую оценку платежеспособности предприятия. Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0-2,5. Но в ОАО «Типек» данный показатель ниже норматива: в 2010г.- 0,825; в 2011- 0,801; в 2012г.- 0,851

2.2.Анализ и оценка  конкурентоспособности ОАО «Типек»

 

На сегодняшний день российский рынок хлебобулочной продукций  постоянно пополняется разнообразной продукцией как зарубежных, так и отечественных производителей. Не является исключением рынок города Калининграда и калининградской области. В настоящее время в городе Калининграде действует большое количество хлебопекарных предприятий различных форм собственности, производящих около 235 тонн хлебобулочных хлебобулочной продукций в сутки. В производстве хлеба и хлебобулочной продукций лидерами являются – калининградские хлебозаводы «Первый Хлебозавод», «Балтийский хлеб», «Типек» и хорошие результаты у «Русский хлеб». 

ОАО «Типек» образовано в 1995 году. В настоящее время оно имеет пять производственных цехов, а также экспериментальный участок по производству хлебобулочных и мучных кондитерских хлебобулочной продукций. Производственным профилем предприятия является выпуск хлебобулочной продукций. На сегодняшний день предприятие выпускает более 15 наименований хлебобулочной продукций. 
 
      Основной целью деятельности ОАО «Типек » является получение прибыли, в соответствии с этой целью предприятие осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: выработка и реализация хлебобулочной продукции; торгово-коммерческая деятельность; а также в порядке диверсификации осуществляет иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству. 
 
        Сбыт выпускаемой продукции осуществляется в городе Калининграде и частично в ближайших районах. 
 
       

 

 Исходя из цели комбината, можно определить основные виды деятельности предприятия: 

  •  
    производство и реализация хлебобулочных, кондитерских и диетических хлебобулочной продукций, продовольственных и промышленных товаров;
  •  
    организация оптовой, розничной торговли готовой продукцией, товарами народного потребления, создание сети торговых баз, магазинов;
  •  
    осуществление транспортных перевозок сырья и материалов, готовой продукции и других хлебобулочных продукций на территории Калининградской области;
  •  
    реконструкция и техническое перевооружение производства, внедрение научно-технических достижений, проведение опытно-конструкторских, проектных работ и маркетинговых исследований.

 

       Swot-анализ конкурентоспособности 
 
       Существенные события/факторы, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения ОАО «Типек» в будущем таких же или более высоких результатов, по сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, вероятность наступления таких событий, а также способы, применяемые ОАО «Типек», и способы, которые ОАО «Типек» планирует использовать в будущем для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность ОАО «Типек» на момент окончания отчетного квартала: 
 
- существенное удорожание финансирования российскими и иностранными банками инвестиционных программ торговых сетей, сокращение финансирования оборотного капитала; 
 
- снижение темпов роста доходов населения (тенденция к их понижению) и как следствие снижение платежеспособного спроса; 
 
- высокий уровень инфляции, обусловленный девальвацией рубля, инфляция издержек на рынках питания на всех звеньях цепочки производитель-дистрибьютор-ритейлер; 
 
- обострение конкуренции, ценовой демпинг со стороны прямых и непрямых конкурентов, и, как следствие, снижение доходности бизнеса в целом;  
 
-снижение доли покупателей приезжающих за «недельными» покупками; 
 
-воровство технологий и know-how, Хедхантинг. Для предотвращения данного негативного эффекта в ОАО «Типек» действует служба безопасности, деятельность которой нацелена на предотвращение данных негативных факторов. 
 
     Существенные события/факторы, которые могут улучшить результаты деятельности ОАО «Типек», и также вероятность наступления, а также продолжительность их действия. 
 
       Сохранение стабильной политической обстановки и стабилизация экономической обстановки в России, рост экономики и создание законодательной базы, ориентированной на улучшение рыночных условий, снижение процентных ставок, повышение уровня доходов населения и соответственно культуры потребления, что ведет к росту сегмента рынка - увеличению объема покупательского спроса - рассматриваются ОАО «Типек» как факторы, которые могут улучшить результаты его деятельности. По мнению ОАО «Типек», вероятность наступления таких факторов снизилась, однако продолжительность их действия будет кратковременной. 

      Анализ конкурентов. Основные существующие и предполагаемые конкуренты ОАО «Типек» по основным видам деятельности: 
 
- ЗАО «Русский хлеб»; 
 
- ОАО «Первый Хлебозавод»

 

Анализ конкурентов ОАО «Типек»

Для  проведения анализа  конкурентоспособности необходимо разработать анкету. Анкета – орудие исследования при сборе первичных данных методом опроса, представляющая собой оформленную композицию вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. На предложенную анкету отвечало 96 человек.

Респонденты отвечали на предмет выявления предпочтений относительно хлебобулочных изделий. Данные полученные в ходе проведения интервью (в % соотношении от большего числа опрошенных респондентов)

 

  1. Как часто Вы покупаете хлебобулочные изделия?
 

5 раз в неделю

54%

3 раза в неделю

28%

1 раз в неделю

18%

  1. Какие фирмы производителей хлебобулочных изделий Вы знаете?
 

ОАО «Типек»

47%

ЗАО «Русский хлеб»

30%

ОАО «Первый хлебозавод»

23%

  1. Какую из перечисленных фирм хлебобулочных изделий Вы предпочитаете?
 

ОАО «Типек»

54%

ЗАО «Русский хлеб»

22%

ОАО «Первый хлебозавод»

24%

  1. Хорошо ли Вы разбираетесь в выборе хлебобулочных изделий?
 

Хорошо

75%

Не очень хорошо

27%

Плохо

12%

  1. Важен ли для Вас внешний вид продукта (или упаковка)?
 

Очень важен

89%

Не важен

11%

  1. Определите по критериям: цена соответствует качеству(1) ;

цена не соответствует  качеству(0) сдедующие фирмы

 

ОАО «Типек» - (ответ)1

48%

ЗАО «Русский хлеб» - (ответ)0

21%

ОАО «Первый хлебозавод» - (ответ)1

29%

  1. Какие характеристики хлебобулочных изделий любых фирм Вы считаете наиболее важными?
 

Внешний вид

22%

Цена / качество

9%

Полезность продукта

40%

Вкус продукта

28%

  1. Укажите Ваш пол
 

М

38%

Ж

62%

  1. Укажите Ваш возраст
 

18-25

17%

25-35

35%

35-50

27%

Более 50

31%

  1. Укажите ежемесячный доход Вашей семьи
 

6000 руб.

7%

6000-10000 руб.

12%

10000-15000 руб.

18%

15000-20000 руб.

35%

Более 20000 руб.

42%

  1. Укажите Ваш род занятий
 

Студент

11%

Работаю

57%

Домохозяйка

9%

Пенсионер

22%


 

 

 

     Из данной таблицы видно, что ЗАО «Русский хлеб», ОАО «Типек», ОАО «Первый Хлебозавод» держатся приблизительно на одном уровне, поскольку они располагают сетью оптовых и розничных магазинов, с широким ассортиментом, определенным имиджем, сложившимся за долгое присутствие на рынке хлебобулочных изделий. Но все же, наибольшими конкурентными преимуществами пользуется «Типек», на которой присутствует отдел маркетинга, соответственно рынок и его потребности изучаются с  большей точностью и эффективностью, имеется более индивидуальный подход к каждому клиенту.

 Значит, наибольшим  конкурентом для «Типек» является «Русский хлеб». 

 
     В настоящее время ОАО «Типек» проводит огромнейшую работу по внутрифирменному планированию и разработке стратегий развития. ОАО «Типек» очень грамотно подходит к стратегическому планированию. ОАО «Типек»,последовательно выстраивает маркетинговую стратегию развития бизнеса на основе комплексного изучения рыночной ситуации, непрерывного мониторинга деятельности конкурентов и исследованиях в изменении потребительского спроса. Ежегодно вносятся коррективы в планы стратегического развития компании с учетом рыночных факторов, что позволяет гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка. 

 
     Для достижения целей стратегии по повышения конкурентных преимуществ ОАО «Типек» использует: расширение клиентской базы; тщательная договорная работа; высокое качество обслуживания; расширение ассортимента; сохранения высокого качества продукции собственного производства. 
 
      На основании всестороннего изучения рыночной ситуации, приведенной выше, проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы.               

        Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. SWOT-анализ приведен в таблице 3. 
 
       Самая опасная угроза - возрастающее конкурентное давление - должна быть обязательно и немедленно устранена. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться в поле зрения руководства фирмы и устраняться в первостепенном порядке. Что касается возрастания влияния покупателей и поставщиков на цены, то этой угрозе можно уделить меньше внимания. Рыночная власть покупателей ниже средней, это связано с тем, что ОАО «Типек» выполняет почти всю номенклатурную позицию услуг, которая уже существует в отрасли. Все остальные организации в совокупности не производят 100 % номенклатурную позицию. 
 
 

Информация о работе Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Типек»