Дизайн, как социо-культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

В английском языке слово "design" обозначает - проектировать, конструировать - то есть любое проектирование, процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX в. Его цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива.
Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и с точки зрения процесса функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д. Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия - смысл дизайна. Так как дизайн имеет дело с предметами, выпускаемыми промышленностью массовыми тиражами, то они должны удовлетворять вкусам многих людей.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теме дизайн и его роль в рекламе.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)
  1. Дизайн, как социо-культурный феномен.

 

В английском языке слово "design" обозначает - проектировать, конструировать - то есть любое проектирование,  процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX в. Его цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива.

Особенность дизайна заключается  в том, что каждая вещь рассматривается  не только с точки зрения пользы и красоты, но и с точки зрения процесса функционирования, то есть с  учетом того, как предмет будет  транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д. Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия - смысл дизайна. Так как дизайн имеет дело с предметами, выпускаемыми промышленностью массовыми тиражами, то они должны удовлетворять вкусам многих людей. Объекты дизайна отображают собой уровень технического прогресса и социального устройства общества. Если проследить, как выглядели швейные или пишущие машинки в начале века и сегодня, или рассмотреть, как изменялась форма чайника в течение последних восьмидесяти лет, то безошибочно можно определить, к какому времени относится каждый из этих предметов.

Дизайн играет важную роль в продуктах промышленного  творчества. Области дизайна - это  бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, графика, одежда и другое.

Дизайнер ищет оптимальную  форму каждого элемента, учитывает, как она зависит от рабочей  функции (назначения) изделия и связей с человеком.

Художественное проектирование среды - не просто создание вещей, с определенными функциональными и эстетическими свойства, предметной среде, художник формирует или, можно сказать, «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует значимая воспитательная функция дизайна, его культурная и социальная роль в жизни общества.

Сущность дизайна безгранична. Он открывает свободные возможности  материализации эстетических идей, новые  горизонты красоты и величия  человека.

Дизайн, это уникальное по своей природе явление, востребовал множество естественных качеств человека - ценности эстетики, этики, уважения и заботы о людях. Продукт дизайна оказывает положительное влияние на общую социальную атмосферу, он формирует эстетический вкус, вдохновляет людей, поднимает их работоспособность, создаёт условия для эффективной творческой деятельности, повышает уважение к непосредственной среде людского существования, делает ее более человечной. Создаваемая продукция - результат технической, научной и дизайнерской мысли.

Дизайн - это особый продукт специфического, абстрактного и вместе с тем образного мышления. Оно создается  и на основе фундаментальных знаний: философии, эстетики, антропологии, основ изобразительной грамотности, психологии. Оно предполагает изучение техники, технологии, эргономики, экологии и системного проектирования и др.

На этапе замысла  эти знания не только взаимодействуют  и переплетаются, но и трансформируются в  интуицию, дающую возможность подняться на более высокую ступень понимания стоящей проблемы и позволяющий совершить открытие или изобретение. Дизайнерская деятельность проходит на стыке материальной и духовной сфер. Всё это говорит о практически безграничном разнообразии интересов и возможностей дизайна.

Профессиональная деятельность дизайнера, как развивающаяся на социальной почве, так и опирающаяся на естественные качества человека (эстетические, эмоциональные и интеллектуальные) установила роль и место дизайна в общественной жизни. Смысл дизайна - стать уникальным, мощным и эффективным средством воздействия эстетической и облагороженной активности общества.

Таким образом, дизайн - достаточно специфичная и значимая сфера  деятельности людей, которая по природе  своей так же гуманистична, как, скажем, образование, наука, здравоохранение. Функции  дизайна - не только создание соответствующих продуктов, но и консультативные, методические и координационные, дизайн - это особая отрасль жизнедеятельности людей. Она, как и другие отрасли, должна осуществлять методическое руководство и координацию проектных работ в отраслевых хозяйствах страны, входить в систему образования и воспитания.

В последние годы вопрос о сущности дизайна и его роли в современной культуре все больше занимает не только дизайнеров-практиков, но и отечественных социологов, культурологов и т. д. Дизайн, выступая выражением проектной культуры общества, акцентирует процесс изменения эстетических критериев и совершенствования промышленной формы.

Функции, структура, место, роль дизайна, а также его эволюция, недостаточно изучены в философской и культурологической литературе, в которой обращение к этим темам носит лишь частичный характер. На сегодняшний день отсутствует даже общепринятое определения явления «дизайн». А, между тем, этот феномен вызывает повышенный практический и теоретический интерес в нашем обществе.

Поскольку теоретическое  осознание феномена «дизайн» обществом  начато недавно, а существующие теории дизайна еще не систематизированы, возникают трудности создания общей  теории дизайна, обращение к проблеме места и роли дизайна в культуре актуально и имеет теоретико-методологическое значение.

Кроме того, необходимость  анализа феномена мирового дизайна  в культурологи вызвана важностью  осмысления переломного момента  в практике российского дизайна, связанного с выходом отечественного дизайна в сферу рыночной экономики.

Многозначность термина  «дизайн» требует объяснения этого  понятия. Если в средствах массовой информации под дизайном, как правило, понимается, внешний облик вещей, интерьера и полиграфической  продукции, то на уровне теории дизайн - это или внешний облик вещи (форма вещи), или процесс ее мысленного создания - проектирование.

Понятие «дизайн» как  вид деятельности стало популярным в конце XIX века. Слово «дизайн» появилось  впервые в Европе и в переводе с итальянского значит рожденная у художника и внушенная Богом идея концепции создания произведения искусства. В Оксфордском словаре можно найти свою интерпретацию этого слова: «Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства». Эволюция содержания понятия «дизайн» со всей очевидностью демонстрирует качественно новые смысловые и методологические определения, с различными задачами.

Сегодня термин «дизайн» принято использовать для характеристики процесса художественно-технического проектирования, а также для определения результатов этого процесса - проектов и уже осуществленных проектов. Место дизайна, его роль и назначение в производственно-экономической, а также в культурной сферах общества четко не определены. Исследователи этого феномена, философы, искусствоведы, педагоги часто расходятся во взглядах и суждениях по поводу целей и задач дизайна. Тем не менее, существует определенный опыт в теории дизайна, согласно определению, принятому на Международном семинаре дизайнеров в Брюгге, «дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных свойств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние признаки изделий, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и изготовителя».

В русском языке слово  «дизайн» употребляется для обозначения  весьма широкого круга явлений. Оно  включает в себя проектирование изделий  и предметных комплексов. При этом имеются в виду различные по функциональному признаку изделия, они могут быть и практические и художественные.

Н. Воронов - один из идеологов  отечественного дизайна выводит  дизайн за пределы предметной среды  и деятельности, говорит: «Дизайн  возможен в любой области. Если говорить о дизайне в целом - это особый способ..., это своеобразная комбинаторная направленность мышления, а не область деятельности...». По его мнению, дизайном определяется уровень не только промышленного проектирования, но и национальной самобытности. Несмотря на всевозможные суждения о дизайне, этот вид деятельности постоянно развивался, одновременно меняя свои цели и задачи. Также важен и тот факт, что вопрос об отношении дизайна с искусством, или его противопоставление искусству был всегда, поскольку возникновение современного понятия «дизайн» исторически связано с развитием машинного производства, а конструирование представляет собой украшение вещей.

Дизайн родился на рубеже веков XIX и XX, утвердился в середине XX века как вид проектирования практических изделий массового производства. Явление, которое в англоязычных, а после и в остальных странах обозначалось термином - индустриальный дизайн имеет смысловые корни от латинского «designare» - обозначать. Итальянское «designo» обозначало со времен ренессанса проекты, основополагающие идеи. В Англии представление «design» распространилось в XVI веке. Профессор Лазарев разработал этимологию англоязычного понятия «дизайн», состоящую из четырех смысловых рядов. В первом ряду он отметил «декоративную» направленность: украшение, декор, орнамент, узор. Ко второму ряду, согласно системе Лазарева, относится «проектно-графическая» интерпретация: проект, чертеж, конструкция. Третьим рядом считается «предвосхищающее» представление: замысел, предположение, план. Четвертый ряд содержит в себе «драматический» компонент: идею, интригу, затею, умысел. Проанализировав этот довольно объемный спектр англоязычных значений, нужно заметить его социальную направленность и особое внимание к «человеческим факторам», что соответствует всем разновидностям направлений  проектной деятельности.

Исходя из вышеизложенного следует, что дизайн это творческая дисциплина, включающая в себя совокупность знаний в технических и эстетических особенностях изделия, целью, которой является изменение внешности изделия для создания гармонии между ним и потребителем. Дизайн в сегодняшнем мире отвечает за эстетическое и культурное содержание человечества, так как он окружает нас повсюду и во всем, в каждой вещи. Дизайн сформировался как самостоятельная дисциплина и его задача создать культурное общество.

Обращение к исследованию дизайна в системе культурных ценностей обусловлено потребностью в осмыслении проблем развития современной  культуры, вступившей в период постмодернистской  интерпретации событий, изменений представления о ценностях, которые означают духовный поворот в самосознании современной цивилизации.

В отличие от  традиционного  определения дизайна как «технической  эстетики», в постиндустриальную эпоху  дизайн становится эстетической составляющей таких явлений, как среда обитания людей или искусственный предметный мир, стиль и образ жизни человека. Дизайн пришел в искусство, став формой подачи произведений потребителю. Дизайн из вида деятельности по обслуживанию коммуникации неуклонно сам превращается в язык коммуникации, выполняя задачу социально – культурного центра общественного взаимодействия.

Создание нашего государства  оставило нам богатое творческое наследие. Созданные в давние годы эстетические ценности, при всей их спорности, останутся в истории нашей социальной культуры. Но для процветания нашей страны необходимо развивать социально-культурную сферу. В этой связи отечественный дизайн имеет наиболее важное значение.

 

Дизайн, как область графического дизайна.

В начале 20 века понятия «графический дизайн» просто не существовало. Этот термин ввел в обиход Вильям Диггинс в 1922 году. Он назвал себя графическим дизайнером, обобщив всю свою профессиональную работу по созданию книг, шрифта, каллиграфических этюдов и рекламных объявлений. Диггинс указал на непосредственную связь графического дизайна, воспроизводимого  в тираже,  и рекламы: » Напечатанное для того, чтобы продать что-либо, понимается каждым как реклама».

Но по сравнению с  графическим дизайном как таковым  по определению реклама в культуре того времени присутствовала гораздо более длительное время. И с временной точки зрения действительно:  сначала была «курица», т.е. реклама.

С точки зрения художественной ценности печатная  реклама на рубеже 19-20 веков была как минимум двух сортов.

Объявления и карточки, афиши и вывески – все это  составляло упрошенную и монотонную схематику наборной рекламы. Все  зависело от типографского наборщика: какой шрифт и какие политипажи он выберет, такая реклама и получится. Эта масса  непрофессионального (с художественной точки зрения)  продукта, как известно просто захлестнула всю типографику второй половины 19 века. «Декоративное качество черпалось, главным образом, в готовом виде из разросшегося фонда типографических украшений и украшенных «типов».

  С другой стороны  литографские плакаты и афиши  периода модерна, относящиеся  к рекламе, более походили на  произведения искусства  - картины,  написанные известными художниками.  Альфонс Муха и Генри Тулуз  -Лотрек во Франции,  Людвиг  Хольвайн и Люциан Бернхард в Германии, Альфред Роллер в Австрии и Иоганн ванн Каспель в Голландии -  все они в каждый плакат, в каждую афишу вкладывали частицу собственной души. Их работы вошли в сокровищницу мирового искусства. Вторжение художников в отрасль, монополизированную типографами  (полиграфистами, печатниками, наборщиками) вызвало множество противоречий между традиционным ремеслом  рекламных объявлений и «чистым»  искусством.

 Художественные школы  того времени обеспечивали очень  не однородную подготовку специалистов, а наборщики все  же были очень далеки от «прекрасного»  и это, возможно вело к значительной враждебности между двумя лагерями  производителей рекламы. С этого времени и до сей поры термин «художник» или  «дизайнер», используемый печатником, обычно предназначается для презрительной характеристики их коммерческой работы.  В этом и упрек в плохой технологической подготовке и ностальгия  по безраздельному господству в коммерческом  искусстве.

Информация о работе Дизайн, как социо-культурный феномен