Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа
В английском языке слово "design" обозначает - проектировать, конструировать - то есть любое проектирование, процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX в. Его цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива.
Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и с точки зрения процесса функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д. Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия - смысл дизайна. Так как дизайн имеет дело с предметами, выпускаемыми промышленностью массовыми тиражами, то они должны удовлетворять вкусам многих людей.
История ВХУТЕМАС отличается
чрезвычайным динамизмом. За десять лет
существования вуз пережил
В 1920-1930-е годы ряд выдающихся архитекторов преподавали и учились во ВХУТЕМАС, среди них: братья Веснины, М.Я. Гинзбург, Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский, И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, С.Е. Чернышев, И.А. Голосов, К.С. Мельников, И.И. Леонидов, Л.Н. Павлов, А.К. Буров, Г.Т. Крутиков, К.Н. Афанасьев. В системе преподавания сосуществовали различные концепции от чисто академических, до новаторских, экспериментальных. В стенах ВХУТЕМАС, затем ВХУТЕИНа возникали и разрабатывались проекты, ставшие выдающимися достижениями отечественной архитектуры, признанные во всем мире и вошедшие в архитектурные учебники. Профессора, преподаватели и выпускники института возглавили проектирование новых планов городов и градостроительных комплексов, возведение крупных промышленных объектов и отдельных значимых жилых и общественных зданий, разрабатывали коренные вопросы градостроительства, развивали новую типологию зданий и новые строительные материалы, создали узнаваемый стиль советской архитектуры. Шедевры архитектурного авангарда, выразившие дух своего времени, представляют сегодня большую историко-культурную и архитектурную ценность и нуждаются в сохранении и защите.
В России методики пропедевтики и творческие традиции ВХУТЕМАС наследовали: Московский архитектурный институт, Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), Московский полиграфический институт, Московский практический текстильный институт, Институт пролетарских изобразительных искусств в Ленинграде, куда были переведены и продолжили преподавать многие профессора и выпускники ВХУТЕМАС.
Юбилей ВХУТЕМАСа отмечают не только в нашей стране, но и во всех странах, где ВХУТЕМАС рассматривают в качестве генератора новаторских подходов в искусстве и архитектуре. К потенциалу наследия ВХУТЕМАС обращаются всякий раз, когда встаёт вопрос о необходимости совершить прорыв к новым горизонтам творчества.
Природа цвета, восприятие цвета человеком
В процессе познания природы человек открывал для себя всё новые и новые принципы организации мира – ритм, симметрию, пропорции, контраст и др. Этими принципами он руководствовался – сначала бессознательно, потом осознанно, - преобразуя окружающий мир, создавая искусственную среду обитания. Природные и созданные человеком объекты действительности породили в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определёнными эмоциями. Эти символические ассоциативные значения геометрических фигур, линий учитываются во всех видах деятельности, связанных с созданием визуальных форм. Вертикаль при отсутствии членений воспринимается как нечто несоизмеримое, бесконечное, лёгкое, устремлённое ввысь. Если она имеет утолщения в нижней части или стоит на горизонтальном основании – как нечто более устойчивое. Горизонталь ассоциируется с надёжностью, стабильностью, движением, развитием. Диагональ символизирует динамику. Соответственно композиция, построенная на чётких горизонталях и вертикалях, тяготеет к устойчивости, статичности, торжественности, а композиция, базирующаяся на диагоналях, - к движению, изменчивости, нестабильности. Горизонтальная композиция будет выглядеть более основательной, тяжеловесной, чем вертикальная. Справедливость этого утверждения в большой степени зависит и от соотношения сторон прямоугольников, и от размещения материала внутри них.
Русский художник В.В. Кандинский, работавший в своё время во ВХУТЕМАСе, а после эмиграции в Германию – в Баухаузе, приписывал геометрическим фигурам определённые цвета и даже различия в тепловом восприятии. Горизонталь ему виделась чёрной и тёплой; вертикаль – белой, холодной; диагональ – красной, серой, зелёной; прямой угол – красным; острый – жёлтым; тупой – голубым.
Цвет — древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности издавна осваивалось и усваивалось теорией и практикой человеческого опыта, превращая тайны мира цвета в знания о нем.Исследованиями цвета занимались многие ученые. Широко известно учение Гете о цвете, в частности, его «цветовой круг», ставший ключом к разгадке тайны цвета, инструментом его практического освоения в руках художника, архитектора, а сегодня и дизайнера.
Восприятие цвета — сложный психофизический процесс воздействия электромагнитного излучения различных частот на зрительный аппарат человека. На возникновение у человека цветового ощущения влияют такие факторы, как опыт наблюдателя, зрительная память и другие элементы восприятия.Установлено, что некоторые цвета солнечного спектра, так называемые теплые тона — красные, оранжевые, желтые — действуют на человека возбуждающе и при их избытке может наступить общее утомление. Другие, так называемые холодные тона — синие, голубые, зеленые — напротив, успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета — чего-то тяжелого.
В живописи давно
является общепризнанным, что цвет
обладает наибольшей степенью эмоционального
воздействия. Впервые попытку
В.В. Кандинский предложил более сложный взгляд на данную проблему. Он отмечал двоякое воздействие цвета на человека. В первую очередь, это физическое воздействие, при котором глаз очарован красотой цвета или же, наоборот, испытывает сильнейшее раздражение. Это впечатление поверхностно и быстро забывается, если речь идёт о привычных предметах. «Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.» Причём этот процесс во многом обусловлен степенью развития самого человека. Но и при низкой душевной восприимчивости, цвет воспринимается неоднозначно. Так, светлые краски больше притягивают глаз, чем тёмные. Ещё более притягательной способностью обладают светлые и тёплые тона. Окрашенные таким образом объекты кажутся ближе. В то же время светлый, но чрезмерно ядовитый цвет вызывает беспокойство, и глаз ищет отдохновения в холодном синем или зелёном.
Физическое воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Так, М. Деребире приводит следующее описание воздействия цвета на психику, данное доктором Подольским.
Зелёный цвет – болеутоляющий, гипнотический. Он влияет на нервную систему, снимая раздражительность, бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус.
Голубой цвет – антисептический. Он эффективен при воспалениях и нагноениях. Чувствительному человеку голубой помогает больше, чем зелёный, но от его «передозировки» возникают некоторая усталость и угнетённость.
Оранжевый цвет стимулирует чувства и ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет сильное стимулирующее действие, создаёт чувство благополучия и веселья, но может утомить.
Жёлтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг и поэтому эффективен при умственной недостаточности.
Красный цвет обладает теплотой. Он стимулирует мозг, эффективен при меланхолии, но в то же время легко оказывает раздражающее воздействие.
Фиолетовый цвет увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды.
Однако В.В. Кандинский отметил, что при более высоком развитии это элементарное воздействие переходит в более глубокое впечатление. Тогда можно говорить о втором виде воздействия цвета на человека - психическом.
Психическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию. Необходимо отметить связь между ассоциативными переживаниями, вызываемыми определённым цветом, и его значением в природе: «Например, красный цвет может вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Тёплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в таком случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу.»
Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.
Существует и
такая классификация. По восприятию
теплоты все хроматические
Физическое и психическое воздействие цвета во многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека. Индивидуальность восприятия цветовых композиций позднее была обоснована в работах немецкого психолога М.Люшера, который доказал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету.
Действие цвета может быть как позитивным, так и негативным по характеру воздействия на человеческую психику. Характер воздействия одного и того же цвета зависит от многих факторов – от характера деятельности и времяпрепровождения, условий труда, продолжительности воздействия, сочетания с другими цветами и др.
Воздействие цвета изучается на научном уровне. Исследования ученых показали, что из всего цветового диапазона наиболее утомляющим для сетчатки человеческого глаза является фиолетово-синий цвет. Чуть меньше утомляет красный.
Оптимальными цветами с точки зрения наименьшего зрительного и цветового утомления считаются оранжево-желтый, желтый, зеленый, голубой и белый цвета.
К субоптимальным (подчиненным оптимальным) относятся красный, синий и фиолетовый цвета.
Существует группа так называемых предохранительных цветов. Это – максимально насыщенные цвета. Как правило, используются с целью предупреждения человека об опасности. Сюда, например, относится красный цвет.
Применение цвета в дизайне, в рекламе, в полиграфии. Цветовые контрасты.
Цвет в дизайнерской продукции часто является для потребителя одним из определяющих факторов при оценке уровня ее качества. Обеспечивая безопасный и продуктивный труд, удобство при пользовании бытовыми предметами, комфорт во время отдыха, цвет в организации окружающей человека предметной среды имеет исключительно важное значение.
Рассмотренные особенности восприятия цвета человеком дизайнеры используют в своей работе при создании как отдельных элементов предметно-пространственной среды, так и при ее формировании в целом. Издавна известно, что зрительное восприятие различных цветов человеком неодинаково. В природе существует так называемая воздушная перспектива — удаленные предметы, воспринимаемые через слой воздуха, кажутся как бы в синей дымке. Поэтому предметы, окрашенные в холодные тона, нам кажутся удаленными, в теплые тона — приближенными. Зная эти особенности человеческого восприятия можно цветом зрительно корректировать пространство: например, «удалять» или «приближать» плоскости стен в интерьере.
Выбор цвета в рекламном обращении, а тем более в фирменных константах не может зависеть от вкуса дизайнера. С одной стороны, это одно из простейших средств привлечения непроизвольного внимания реципиента, с другой, сильнейший раздражитель, способный затруднить восприятие. И дизайнеру необходимо найти оптимальное решение этого противоречия. И тогда оно может быть самым неожиданным. Так, например, на изобилующих цветом полосах рекламного еженедельника скорее привлечет непроизвольное внимание читателя и будет легко воспринята черно-белая реклама, в которой цвет как таковой отсутствует. С этой точки зрения логично отказаться от использования цвета, в том числе и цветных иллюстраций, в изданиях с низким уровнем полиграфии. Качество бумаги, неточность совмещения могут значительно изменить цвет, возможно, придав обращению нежелательный подтекст.
Восприятие цвета зависит от освещения, рассматриваемого объекта и самого индивидуума, в частности его психологического состояния. Существует и обратная связь. С древнейших времен известно специфическое воздействие цвета на человека. Цвет влияет на аппетит, работоспособность, внимание, кровяное давление и многое-многое другое. По утверждению психологов человек наделяет каждый цвет определенными свойствами, и это очень важно учитывать в дизайне.
Необходимо учитывать и одновременные цветовые контрасты. Под одновременным цветовым контрастом следует понимать восприятие цвета вследствие его сочетания с другими.
1. Светлый цвет в сочетании с темным выглядит светлее, а темный рядом со светлым - темнее (световой контраст).
2. Красный цвет
в сочетании с зеленым
Существуют закономерности
сочетания цвета предметов
Серый цвет на хроматическом фоне может казаться с оттенком другого цвета. Так, на желтом фоне серый цвет будет казаться синеватым, на красном – зеленоватым, на синем – желтоватым. Поэтому, для придания «натуральности» серому цвету, его смешивают с оттенком. Например, если серый цвет на синем фоне следует разбавить синим оттенком. Тогда желтый оттенок, вызванный действием хроматического контраста, смешиваясь с синим оттенком, даст чистый серый цвет.
Как правило, теплым цветам характерно свойство «приближения», а холодным - “удаления”. Например, две одинаковые по размеру и форме геометрические фигуры, но разного цвета, расположенные на черном фоне, будут казаться на разном расстоянии от глаз. Красная фигура будет казаться ближе, чем серая. Среди ахроматических цветов приближающимися будут казаться более светлые тона, а более темные – удаляющимися.