Дизайн, как социо-культурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

В английском языке слово "design" обозначает - проектировать, конструировать - то есть любое проектирование, процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX в. Его цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива.
Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и с точки зрения процесса функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д. Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия - смысл дизайна. Так как дизайн имеет дело с предметами, выпускаемыми промышленностью массовыми тиражами, то они должны удовлетворять вкусам многих людей.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теме дизайн и его роль в рекламе.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

В постановку концепций  хай-тека внесла большой вклад группа «Аркигрэм», которая перенесла в  архитектуру идеи научной фантастики и поп-арта, а также О. Фрей и  Б. Фуллер, которые разрабатывали  кинетические структуры.

Ч. Дженкс (американский архитектор, стоявший у истоков и разрабатывавший теорию постмодернизма в современной архитектуре; ландшафтный дизайнер.) утверждал, что хай-тек относится к позднему модернизму, что означает такие характеристики стиля, как: прагматизм, сложная простота, скульптурная форма, монументы, технологичность. Все это повлияло на то, что архитекторов хай-тека довольно быстро стали называть модернистами нового поколения. Также повлиял тот факт, что,  эти самые модернисты не отрекались  от традиций европейской архитектуры, что подразумевало создание функциональных, удобных и красивых интерьеров. Но, если придерживаться их мнения и считать хай-тек пиком модернизма или его идей в современной архитектуре, то вполне можно сказать, что этот стиль поэтически завершил целую эпоху.

К числу первых первых серьезных строений в стиле хай-тек принадлежит Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже (1977г.). Его авторы - итальянский архитектор Ренцо Пиано и англичанин Ричард Роджерс - в качестве формообразующих выделили два аспекта: использование пространства, основанного на нерасчлененности площадей, и высокотехничные средства осуществления. Стальные конструкции трубчатого каркаса вынесены за пределы наружного ограждения наподобие строительных лесов. Наружу выведены и сети инженерного обеспечения. В соответствии с назначением вертикальные трубы коммуникаций ярко покрашены. Главным элементом 6-ти этажного фасада стал косой зигзаг движущихся лестниц, заключенных в стеклянный цилиндр, который пересекает фасадную плоскость по диагонали. В этой постройке впервые проявилась разница с архитектурой модернизма. Преклонение перед техникой сменилось игрой атрибутами технического века, зрелищем, полным намеков, расчитанное не на почтительное созерцание, а на вовлечение в игру. Уровни в системе культурных ценностей сместились, место "храма культуры" заняла постройка, напоминающая производственное здание.

После реализации проекта  общество еще долго скептически  относилось к его дизайну. Однако к последнему десятилетию прошлого века Центр Помпиду стал признанной достопримечательностью Парижа наравне с Эйфелевой башней.

В Англии здания в стиле  хай-тек стали строиться позже. Задержкой этому послужила власть принца Чарльза, который считал, что  постройки такого дизайна изуродуют лицо Лондона. В 1988 году он проводил конкурс архитекторов, подбирая проекты для реконструкции Paternoster Square, и там выразил свое негативное отношение к стилю. Чарльз выступал в поддержку новых классицистов. Ч. Дженкс ответил на поведение принца словами, передающими смысл, что принцам лучше оставить архитектуру архитекторам. Также было высказано мнение, что в лице Чарльза проявляется диктатура в архитектуре. Вследствие этого первые сооружения, оформленные в стиле хай-тек украсили Лондон лишь 1980 - 1990-х годах. Компания «Лойдз»  одной из первых построила свое здание в 1986 году. Со временем споры по поводу хай-тека покинули Лондон и архитекторы, разрабатывающие дизайн этого стиля,  стали очень популярны. Одному из них – Норманну Фостеру – было присуждено звание рыцаря.

Начиная с 1980-х годов  хай-тек выражал престижность за счет того, что все здания, оформляемые  в этом стиле являются очень дорогими. Сейчас этот стиль формирует имидж  многих крупных коммерческих фирм. Ч. Дженкс именует здания в стиле хай-тек «банковскими сборами» за счет их себестоимости.

Спустя еще 10 лет хай-тек  делает попытки соединиться с  природой, попытаться войти с ней  в диалог и исключить споры. Следствием этого стало появление двух разновидностей хай-тека: эко-тек и био-тек. Увидеть эти разновидности можно в архитектуре Англии и работах итальянца Р. Пиано.

Новые технологии открыли  возможности индивидуализации продуктов  промышленного производства и сервиса. Стало возможно в продукцию вводить  символические формы, сочетать технически целесообразное с игрой символов, которые несет форма, придавать  этим символам элементы гротеска и иронии. Произведения хай-тека явились альтернативой уходившему модернизму с его тенденцией к унификации и,  по сути,  были реализацией уже распространившихся идей постмодернизма.     

 Хай-тек, казавшийся поначалу не серьезным, не только успешно развивался в 80-е годы, но и дал многочисленные импульсы архитектуре промышленных зданий, активно влиял на промышленный дизайн. В конце 80-х - начале 90-х, теряя игровое начало и ироничность,  хай-тек стал преображаться в гармоничное формообразование объектов, создаваемых с использованием высоких технологий.  
      Наряду с архитектурой хай-тек завоевывает дизайн жилой среды. Его основным методом здесь становится использование промышленного оборудования. Хай-тек пропагандирует внедрение в жилье мебели из стандартных металлических элементов, выпускаемых для изготовления стеллажей складов, заводов, раздевалок в бытовках. В качестве мебели часто используются автобусные, самолетные, зубоврачебные кресла, посудой служат, например,  предметы из лабораторий и т.д. Интерьер зачастую выглядит как ассамбляж из вещей, изготовленных для иных целей.

В формообразовании мебели и других объектов использовались технические  детали из военной или научной  областей электоронного технического оборудования. Классическими примерами хай-тека в предметном дизайне являются система канцелярской мебели "Номос" Нормана Фостера (1987г.) и шкаф-контейнер Матео Туна (1985 г.). 

Сюрреализм

Сюрреализм (фр. surréalisme — сверхреализм) — художественное направление, сложившееся в рамках модернизма к началу 1920-х годов во Франции. Его основателем и идеологом считают писателя и поэта Андре Бретона. За период с 1920-х до 1960-х годов сюрреализм распространился по Европе, Америке, Азии, Африке, а к 1980-м и по Австралии. 

Большое влияние на сюрреализм оказала теория психоанализа Фрейда. Источником творческой энергии сюрреалисты считали сферу подсознания: сны, видения на грани яви и сна, галлюцинации, грезы, внезапные озарения. Поэтому отличительными чертами этого искусства являются алогизм, фантастичность, абсурдность и изменчивость образов, парадоксальность форм. Художники и дизайнеры были убеждены, что подсознание должно выражать себя, не задаваясь вопросами эстетических ценностей.

Для сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом.

В определённый мере предшественниками  сюрреалистов были дадаисты (члены этого движения рассматривали искусство как декадентское и искусство среднего класса. Они устраивали акции (сейчас это часто называется "хэппенинг"), имеющие целью шокировать общество, и создавали работы из нетрадиционных или "случайно найденных" материалов).

По определению основателя и  идеолога этого направления Андре  Бретона: "Сюрреализм есть чистый психический  автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или  другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений".

Вокруг писателя и теоретика  искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников — это художники  Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и  поэты — Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле.

Свои собрания эти люди называли термином sommeils — что означает "сны  наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами — они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они поочереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза "изысканный труп будет пить молодое вино". Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом,  из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.

Теоретик и основоположник сюрреализма Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, им недоставало единодушия: они постоянно спорили, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных.

В основе сюрреализма  лежат теория Фрейда о подсознании  и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием", выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро, тем не менее, отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен.

В период между двумя  мировыми войнами сюрреализм стал самым  распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи  появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и  художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.

Основные  идеи и направления сюрреализма

По-мнению Макса Эрнста — одним из первых революционных  актов сюрреализма было то, что  он настаивал на чисто пассивной  роли так называемого автора в  механизме поэтического вдохновения  и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических соображений. Чтобы освободиться от "контроля разума" сюрреалисты применяли два вида приемов. Это были чисто механические методы "охоты за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса — техника "фроттажа").

Ведущие мастера не могли  удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. "Завораживающая" сила, как известно, проявляется при длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т.п.

Переход от "механических" приемов к "психическим" (или психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.

Андре Массон сформулировал  три условия бессознательного творчества:

- освободить сознание  от рациональных связей и достичь  состояния, близкого к трансу;

- полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам;

- работать по возможности  быстро, не задерживаясь для осмысления  сделанного.

Под этими рекомендациями мог бы подписаться и Сальвадор  Дали. Сам Дали возлагал большие  надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов психоанализа: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения (считается, что промедление приносит с собой искажение образов сна под воздействием сознания).

 

3. Первая школа современного  дизайна. 

Баухауз.

В 1919 году в небольшом  германском городе Веймаре Вальтером Гропиусом (1883—1969 гг.), немецким архитектором и теоретиком архитектуры, учеником Петера Беренса, был основан «Баухауз» (буквально «Строительный дом ») - первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности.

Возникновение и  становление Баухауз тесно связаны  с общественным переворотом, начавшимся в конце и результате первой мировой  войны. Германия испытывала серьезный  экономический кризис. Пришедшая в упадок экономика нуждалась в кардинальных преобразованиях. Стремление страны, отставшей от многих других с выходом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обратиться к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака «Сделано в Германии», уверенное, что он сам по себе отвратит английского покупателя.

Все это создавало  объективные условия поиска новых принципов формообразования промышленных товаров, способных повлиять на изменения этой ситуации.

С другой стороны, Октябрьская революция в России, а за ней ноябрьская революция 1918 года в Германии вызвали активизацию творческой деятельности, направленной на поиск новых революционных идей, активизацию политической деятельности, в которой принимали активное участие художники, представители интеллигенции. Несмотря на то, что в вопросах искусства и мировоззрения пионеры движения “Баухауз” и не придерживались единых мнений, все же они своими социально определенными целями оказывали сильное влияние на духовные споры в области искусства того времени. Неизбежно это вело к столкновениям с формировавшимися реакционными силами реставрации Германии. С первых дней своего существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок консервативного мещанства, шовинистов и последышей свергнутой монархии. После шести лет пребывания в Ваймаре, становившимся оплотом реакции, Баухауз вынужден был в 1925 году эвакуироваться в более дружественный Дессау. Но и здесь через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден перебраться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.

Информация о работе Дизайн, как социо-культурный феномен