Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:37, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - углубить, систематизировать и закрепить полученные знания в области формирования ассортимента и управления товарными запасами, провести анализ финансового состояния организации, научиться применять полученные знания на практике.
Выпускная квалификационная работа предполагает выполнение следующих задач:
1) изложить теоретическую сущность формирования ассортимента и управления товарными запасами;
2) изучить материалы практики по розничному торговому предприятию
3) рассчитать эффективность работы предприятия;
4) разработать конкретные рекомендации и способы их реализации;
5) изучить профессиональную подготовку и повышение квалификации работников
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Формирование торгового ассортимента и управление товарными запасами в розничных торговых организациях
1.1 Понятие об ассортименте и товарной номенклатуре
1.2 Основные принципы ассортимента
1.3 Этапы и методы формирования ассортимента товаров в магазине
1.4 Управление товарными запасами в розничных торговых предприятия
1.5 Показатели ассортимента и их характеристика
ГЛАВА 2. Формирование ассортимента в розничном торговом предприятии ООО «Центурион 67» на примере одного из салонов «Кей Си Техник» г. Новосибирска
2.1 Краткая характеристика компании ООО «Центурион 67» и анализ показателей эффективности ее финансовой деятельности
2.2 Управление товарными запасами в розничном торговом предприятии ООО «Центурион 67»
ГЛАВА 3. Оценка и анализ финансового состояния ООО«Центурион 67»
3.1 Анализ структуры актива и пассива баланса
3.2 Оценка ликвидности и платежеспособности организации
3.3 Анализ структуры капитала и финансовой устойчивости
3.4 Анализ деловой активности организации
3.5 Анализ прибыли и рентабельности
ГЛАВА 4. Резервы улучшения финансового состояния организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2) начать отказываться
от услуг слабых поставщиков,
внимательно следить за
3) стараться свести объем товарных запасов к минимально необходимому, требующему как можно меньших финансовых средств;
4) стремиться извлечь
пользу из тех
На последней стадии, в фазе устаревания, товар дает все меньший вклад в общую прибыль товарного отдела или магазина в целом. Промышленность начинает снимать товар с производства, поставщики перестают его предлагать. На этой стадии руководителям розничной торговли рекомендуется:
1) пересмотреть требуемые объемы товарных запасов;
2) распродать остатки запасов;
3) проанализировать все
экономические показатели
Формирование ассортимента политики торгового предприятия основывается на планировании ассортимента продукции с учетом жизненного цикла товарных единиц.
Большинство магазинов включает в ассортимент товары, находящиеся на стадии роста или зрелости. Однако, стратегия других магазинов диктует иную линию поведения; некоторые магазины предпочитают закупать и включать в свой ассортимент больше товаров, находящихся еще на стадии внедрения. Особенно это относится к модным, престижным магазинам, которые дорожат репутацией новотоваров. Есть магазины, включающие в ассортимент товары на стадии зрелости и даже устаревания.
Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.
Гармонизация ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.
1.4 Управление товарными запасами в розничных торговых предприятиях
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять спроса покупателей.
Товарные запасы - это часть товарного обеспечения. Представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из производства к потребителю.
Товарные запасы торговых предприятий классифицируется по следующим признакам:
1) по местонахождению:
а) запасы в предприятиях торговли;
б) запасы промышленности;
в) запасы в пути.
2. По срокам:
а) запасы на начало периода;
б) запасы на конец периода.
3. По единицам измерения:
а) абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении);
б) относительные (в днях товарооборота).
4. По назначению:
а) текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
б) сезонного назначения
(для обеспечения
в) досрочного завоза (для
обеспечения бесперебойной
г) целевые товарные запасы
(для осуществления
Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.
Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров [8, с. 92].
Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлен. Конечной стадией их движения является потребление.
Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходима четко налаженная система управления ими.
Под оптимальными товарными запасами понимают такое минимальное количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное их предложение покупателям.
Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.
Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.
Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активации продажи заменяющих товаров.
Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболе6е вероятным могут быть:
1) снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров и т. д.;
2) просчеты работников магазина при определении потребностей в товарах;
3) низкое качество поставляемых товаров;
4) несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.
Регулирование товарных
запасов заключается в
Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важнейших задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия, излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние предприятий.
Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение население. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль состояния товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль над условиями хранения товаров.
Для управления товарными
запасами в магазинах все более
широкое распространение
Составной частью товародвижения является образование товарных запасов в розничных торговых предприятиях.
Правильно организованное управление товарными запасами играет большую роль в повышении уровня торгового обслуживания.
Управление товарными запасами предполагает планирование определенного объема и структуры запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями, а также контроль за тем, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям.
Управление товарными запасами должно осуществляться систематически.
Управление товарными запасами включает:
1) определение размера оптимального товарного запаса;
2) оперативный учет запасов и контроль над их состоянием;
3) регулирование товарных запасов.
Управление товарными запасами решает ряд коммерческих задач, связанных с формированием и поддержанием ассортимента товаров на требуемом уровне с целью удовлетворения спроса покупателей.
Необходимость коммерческой работы по управлению товарными запасами обусловлена тем, что спрос на конкретные товары динамичен, подвержен влиянию многих факторов, что затрудняет принятие правильных решений относительных закупок, поэтому просчеты в этой деятельности ведут к образованию запасов в объемах выше потребностей или ниже, что приводит к отрицательным последствиям [10, с. 78].
Управление излишками товаров предполагает снижение объема закупок этих товаров, отказ от поставок их в очередном периоде, рекламу и другие методы активизации продажи товаров вплоть до снижения цены. Дефицит товарных запасов ведет к неудовлетворению спроса покупателей, снижению объема реализации, что приводит к ухудшению экономического и финансового состояния предприятия. На размер товарных запасов и их оборачиваемость влияют различные факторы, в первую очередь это потребительские свойства товара, качество, цена.
Одной из главных задач управления товарными запасами является обеспечение ускорения оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы [27, с. 224].
Оборачиваемость товаров характеризует качество управления коммерческими процессами.
При управлении товарными запасами необходимо учитывать надежность выполнения договоров поставки, данные анализа объема и структуры продаж, как текущей, так и статистической отчетности, которые следует изучать в динамике.
При анализе товарных запасов проверяют их соответствие нормам.
Норматив товарного запаса - это оптимальный размер товарного запаса, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Сверх нормативные товарные запасы образуются в результате завоза товара в количестве, превышающем платежеспособный спрос, поступление товаров ненадлежащего качества, нарушение условий хранения товара, вследствие чего утрачивается их товарный вид, ухудшается качество.
Розничные торговые предприятия устанавливают норматив товарных запасов на определенный период (квартал, месяц) в сумме и днях обороте в целом и по группам товаров.
Наиболее распространенным методом нормализации товарных запасов считается технико-экономический, который заключается в расчете норм запаса товара по элементам в соотношении с процессом формирования запаса. К элементам норм товарного запаса относят время для приемки проверки и подготовки товаров к продаже, время пребывания товаров в форме товарных запасов, гарантийный запас, применяемый в условиях неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе.
1.5 Показатели ассортимента и их характеристика
Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой, устойчивостью.
Широта ассортимента означает количество изделий того или иного назначения.
Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе товаров [26, с. 233].
Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в общем объеме, поступившем в продажу.
Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.
Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню [17, с. 266].
Под устойчивостью ассортимента товаров понимается бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина.
Полноту и устойчивость ассортимента определяют с помощью коэффициентов.
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) рассчитывается как отношение фактического количества разновидностей товаров в момент проверки (Рф) к количеству разновидностей товаров, предусмотренному ассортиментным перечнем (Рн) (1.2).
Кп=Рф/Рн (1.2)
Коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента (Куст) рассчитывается по формуле (1.3).
Куст=Рф1+Рф2+…Рфn/Рн*n, (1.3)
где, n - количество проверок;
Рф1,Рф2,Рфn - фактическое количество разновидностей товаров в моменты отдельных проверок [17, с. 267].
Коэффициенты полноты
и устойчивости ассортимента рассчитывают
как по всему товарному ассортименту,
так и по ассортименту товаров
отдельных групп или
Числовые значения коэффициентов
полноты и устойчивости ассортимента
находятся в пределах от 0 до 1 (чем
ближе к единице, тем полнее и
устойчивее ассортимент магазина, лучше
он формируется). Это также свидетельствует
о хорошей организации
Информация о работе Формирование и управление товарным ассортиментом