Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:27, курсовая работа
Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования – условия формирования ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании опыта формирования ИКТ - компетентности учащихся основной школы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ – компетентности 7
Основные положения компетентностного подхода 7
Классификация ключевых образовательных компетентностей 11
Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей 17
Структура ИКТ – компетентности 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 30
2.1. Измерение уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся 9 класса. 30
2.2. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе 36
2.3.Динамика формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса 40
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
10) Теоретические и научно-методические основы новой модели обучения понятны массовому педагогу.
Итак, компетентностный подход в определении целей и содержания образования, ориентацией на освоение умений, обобщенных способов деятельности является ведущим в работах таких отечественных педагогов, как В.П.Давыдов, А.К.Макаров, А.М.Новиков, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицина, А.В.Хуторской, Г.П.Щедровицкий и других. Однако в психолого-педагогической области знаний в настоящее время, еще не сложилась общепринятое понимание терминов «компетенция», «компетентность», «ключевые компетентности», «базовые компетентности». В научных трудах разных исследователей встречаются попытки дать определения или конкретизировать содержание этих понятий, определить составляющее профессиональной компетентности (В.С.Безруков, Б.С.Гершунский, Т.Н.Гольцова, Э.Ф.Зеер, А.К.Маркова, А.В.Хуторской, Н.В.Шапалов, О.Н.Шахматова, В.М.Шепель, Г.П.Щедровицкий и др.) (21).
Поскольку идея компетнтностного подхода в образовании заимствована из зарубежной практики, то в среде российских педагогов произошло разночтение исходных терминов в связи с многообразными переводами английского слова competence, которое переводиться и как компетенция и как компетентность. До 90-х годов XX века, как в справочной литературе, так и в отечественных педагогических исследованиях, употребление термина «компетентность» связывалось с профессиональной компетентностью или компетентностью специалиста.
Сегодня в научной
литературе нет однозначного
толкования терминов «
Мнения об использовании
терминов «компетенция» и «
1) Эти термины – дань моде и можно обойтись без них, поскольку есть традиционные характеристики – уровень подготовленности ученика, его обученность, образованность.
2) Компетенция и компетентность уже широко используются в различных сферах жизнедеятельности человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности без принципиального различия данных понятий.
3) Модернизация образования ориентирует на такое толкование терминов, при котором компетенция связывается преимущественно со знаниями, а компетентность акцентирует внимание на умениях применять, использовать на практике полученные знания.
Традиционно цели школьного
образования определялись
Поскольку в современной
науке наблюдается
Большинство авторов
(А.М.Аронов, В.С.Безруков, А.Н.Дахин,
В.А.Демин, Н.А.Переломов и др.
Компетенция (от лат. Competentia – достигаю, соответствую, подхожу) –это комплексное свойство человека достигать вполне определенного результата: способность понимать свои потребности, осознавать и задавать цель как желаемый результат, владеть знаниями ак средством преобразования ситуации, уметь практически действовать по направлению к результату, отслеживая и корректирую свои действия (8, с.34).
Понятие «компетентность» впервые было использовано американским экономистом Р.Бойцис. Он развил его в своем исследовании, в котором установил, что успешный специалист от менее успешного отличается не одним единственным фактором, а целым набором факторов. Так, под компетентностью понимают любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для различия эффективного и неэффективного выполнения работы.
По мнению ученого Ю.В.Пестерева компетентность выражается в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим нужное решение, позволяющее достигнуть значимого результата (36, с.96). Компетентность предполагает не только наличие у учащихся значительного объема знаний, но и умение использовать их в нужной ситуации.
Понятие «ключевая
компетентность» в мировой
Итак, с позиций компетентностного подхода, компетенция есть цель образования, а компетентность – обобщенные способности личности, результат образования. Такое понимание терминов отражено и в «Словаре иностранных слов»: компетенция – круг вопросов, в которых личность обладает познаниями и опытом; компетентность – обладание компетенцией.
Компетентности
формируются в процессе обучения,
и не только в школе, но
и под воздействием семьи,
Понятие «ключевые
компетентности» было введено
в начале 1990-х годов международной
организацией труда.
Таким образом компетентностный подход является результативно-целевым, т.е. исходящим из потребностей личности и общества в определенном результате образования. Очевидно, что целью и результатом такого образования является формирование ключевых компетентностей школьника, под которыми понимается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно – воспитательных областях, а также стремление или готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.
В целом, содержание
образования можно рассматриват
1) Опыт познавательной деятельности (знаний);
2) Опыт осуществления известных способов деятельности (умений действовать по образцу);
3) Опыт творческой деятельности(умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях);
4) Опыт осуществления эмоционально ценностных отношений (личностных ориентаций).
1.2.Классификация ключевых образовательных компетентностей
Работа над ключевыми компетентностями выпускника школы не является специфической задачей российской системы образования. Это путь, которым системы образования мира пытаются преодолеть разрыв между результатами общего образования и современными требованиями жизни.
Анализ педагогической
и методической литературы
-ключевые – относятся к общему содержанию образования;
-общепредметные –
относятся к определенному
-предметные – частные
по отношению к двум
В другой
классификации компетентностей,
- ключевые – необходимы для любой профессиональной деятельности, определяют успех личности в быстро меняющемся мире;
- базовые – отражают специфику определенной профессиональной деятельности;
- специальные – отражают специфику конкретной предметной сферы
Перечень ключевых
компетентностей еще
А.В.Хуторской
относит к ключевым
1) Ценностно-смысловая компетентность. Это компетентность в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решение. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
2) Общекультурная компетентность. Круг вопросов, по которым ученик должен быть хорошо осведомлен: особенности национальной и общечеловеческой культуры, семейных отношений, связь науки и религии, владение эффективными способами организации свободного времени.
3) Учебно-познавательная компетентность. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, эвристическими методами решения проблемы, использование методов познания.
4) Информационная компетентность. При помощи реальных объектов(телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащую в учебных предметах, а также в окружающем мире.
5) Коммуникативная компетентность. Включает знания необходимых языков, способ взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета.
6) Социально-трудовая компетентность. Означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7) Компетентность личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Реальным объектом в сфере данной компетентности выступает сам ученик. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, экологическая культура, правила безопасности жизнедеятельности человека.
А.В.Хуторской
подчеркивает, что перечень ключевых
компетентностей дан в самом
общем виде и нуждается в
детализации, как по
1.3. Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей
В учебно-методической литературе
и других источниках информации часто используются
термины «компьютерная грамотность»,
«ИКТ – грамотность». «информационная
компетентность», «информационно-