Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:27, курсовая работа
Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования – условия формирования ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании опыта формирования ИКТ - компетентности учащихся основной школы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ – компетентности 7
Основные положения компетентностного подхода 7
Классификация ключевых образовательных компетентностей 11
Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей 17
Структура ИКТ – компетентности 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 30
2.1. Измерение уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся 9 класса. 30
2.2. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе 36
2.3.Динамика формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса 40
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Задачная формулировка «Определите, сколько метров будет, если сложить 3 легальные мили 6 фарлонгов 214 ярдов 2 фута и 4 версты 52 сажени 2 аршина».
Вычисления произвести в таблице Exel.
Данное задание направлено на развитие следующих познавательных действий, входящих в структуру ИКТ- компетентности:
-определение (идентификация) информации(идентификация терминов, понятий);
-доступ (поиск) информации(выбор терминов поиски с учетом уровня детализации, формирование стратегии поиска)
-управление информацией
(использование предложенных
Компетентностно-
- определение (идентификация) информации(идентификация терминов, понятий);
- управление информацией (использование предложенных схем классификации для структурирования информации, создание схемы классификации);
- интеграция (умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию;
- сообщение (умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда).
2.3. Динамика формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса
Третьим этапом
нашей работы стало проведение
контрольного эксперимента, целью
которого было отслеживание
Суть задания: «Представьте, что вам пришло письмо от тети, которая собирается сделать подарок своей дочери на день рождения. Дочь – специалист по компьютерной графики и дизайну, часто бывает в командировках, ведет переписку с клиентами по электронной почте и пользуется услугами сети Интернет. Тетя слышала, как дочь говорила, что ей бы очень хотелось иметь ноутбук и она решила сделать дочери подарок – ноутбук, но правда, она не знает, что это такое и какой ноутбук лучше выбрать, поэтому она просит племянника объяснить ей, чем ноутбук отличается от компьютера, а также порекомендовать ей какой ноутбук лучше выбрать. Также тетя просит учесть, что она ограничена в средствах и не может потратить более 35 000 рублей».
Для определения
первого познавательного
Рис.2
Для определения второго познавательного действия, входящего в состав информационной компетентности учащихся «поиск информации» учащимся было предложено заполнить следующую таблицу и заполнить в ней первые три столбца. Потом выполнить поиск информации в Интернете в соответствии с выбранной стратегией, проанализировать полученные ссылки и выберите, если это возможно, один–два документа для поиска ответа на вопрос. Учащемуся также были даны рекомендации: если ваш запрос оказался нерезультативным, то вернитесь к продумыванию стратегии поиска. Надо ли менять поисковый инструмент? Надо ли конкретизировать запрос? Надо ли изменить конструкцию запроса?
Вопросы, которые они сформулировали в задании №1 |
Вид поискового инструмента |
Вид первоначального запроса |
Ответ |
Адрес веб -страницы, на которой найден ответ |
Результаты выполнения данного задания показали, что сохранился стабильный результат.
Так как на данном этапе учащиеся начали поиск в Интернете и надо из большого объема информации отбирать нужную информацию, то следующим проверяемым познавательным действием было «оценка информации». Для этого учащимся было предложено оценить ту информацию, которую они получили в ходе выполнения второго задания, а также статью, предложенную в первом задании. Для этого они должны были заполнить таблицу.
Вопросы, которые они сформулировали в задании №1 |
Вид поискового инструмента |
Вид первоначального запроса |
Ответ |
Адрес веб -страницы, на которой найден ответ |
Результаты выполнения этого задания – наблюдается положительная динамика(увеличилось число учащихся со средним уровнем). Но одних уроков информатики, где учат оценивать информацию явно недостаточно, нужно этому учить и на других уроках.
В четвертом задании проверялось познавательное действие «управление информацией». Для этого учащимся сообщалось, что они нашли достаточно много информации, но ее нужно упорядочить, для этого лучше всего использовать таблицу, впрочем, если у них есть другой способ упорядочить информацию, то они могут использовать свой способ. Основой классификации здесь может быть характеристики ноутбука, важные с точки зрения информации, которая тетя сообщила племяннику такие, как цена, вес, наличие беспроводного доступа в сеть Интернет, наличие мощной видеокарты с одной стороны и марки ноутбуков с другой стороны. Для тех учащихся, которые затруднялись с классификацией, давалась подсказка, что надо использовать характеристики ноутбука. После того, как учащиеся определились с названиями столбцов и строк, им было предложено заполнить таблицу, то есть выполнить пятое познавательное действие «интеграция информации» в соответствии с выбранными параметрами. В данном задании проверялись умение исключать несоответствующую и несущественную информацию, а также умение сжато и логически грамотно излагать обобщенную информацию. Для учащихся сообщалось, что если им недостаточно той информации, которую они получили для заполнения таблицы, то они могут использовать Интернет для получения этой информации, то есть еще раз детализировать запрос. Результаты выполнения задания показали, что увеличилось число учащихся со средним уровнем, в тоже время уменьшилось число учащихся с высоким уровнем (рис.4). Основное затруднение вызвало первоначальная классификация, когда была дана подсказка, что нужно классифицировать по характеристикам ноутбука, то большинство учащихся справились с заданием, т.е. учащиеся хорошо справляются с заданиями, где уже известна схема классификации и затрудняются в создании собственной схемы классификации.
Для проверки познавательного действия «создание информации» после заполнения таблицы учащимся предлагалось сделать вывод о том, достаточно ли данной информации для решения данной проблемы и если учащийся делал вывод, что данной информации достаточно, ему предлагалось написать в 3-4 предложениях рекомендации для тети по выбору определенной марки ноутбука. Таким образом, проверялись умения делать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы и вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации. Результаты выполнения задания - имеется положительная динамика (рис.5).
В последнем
задании, в котором
Результаты выполнения задания - наблюдается положительная динамика (рис.6).
Выводы по главе 2:
После проведения мониторинга (январь) можно сделать следующие выводы:
1) У учащихся не сформированы следующие познавательные действия, входящие в структуру ИКТ-компетентности : определение, оценка и создание информации. Это в большей мере связано с тем, что на всех уроках целенаправленно не формируются умение работать с большими объемами текста, выделение главной мысли, оценивать информацию, сравнивать ее, формулировать вопрос перед чтением, работать с разными типами информации.
2) Низкий уровень сформированности отдельных познавательных действий учащихся, входящих в структуру ИКТ-компетентности не связан с техническими возможностями учащихся(есть дома компьютер) и сколько времени они проводят за компьютером.
3) Средний и высокий уровень сформированности отдельных познавательных действий входящих в структуру ИКТ-компетентности показали учащиеся, использующие Интернет для подготовки к урокам не менее 1 раза в неделю.
Итак, формирование
у школьников ИКТ-
1) учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (грубо говоря, помнить о ней всегда);
2) потребуется изменение
дидактических целей типовых заданий, которые даются
своим учащимся (целей будет как минимум
две: изучение конкретного учебного материала
и формирование ИКТ-компетентности), так
называемые компетентностно-
При применении компетнтностно-ориентированных заданий на уроках информатики наблюдается положительная динамика развития компонентов, входящих в ИКТ-компетентность учащихся (результаты контрольного эксперимента).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нужно оформить как результаты выполнения поставленных задач:
В процессе исследования:
В процессе развития информационного общества владение информацией рассматривается в качестве ведущей предпосылки социализации личности, формируются принципиально новые требования к качеству образования, в том числе и в основной школе.
Установлено, что
компетентностный подход в
Ведущими понятиями
настоящей выпускной
Так, с позиций
компетентностного подхода,
В условиях внедрения информационных и коммуникационных технологий информационную компетентность личности принято рассматривать с точки зрения освоения компьютера, программного обеспечения, умения пользоваться Интернетом, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ, работать с разными источниками. Поэтому в данной работе мы рассматриваем информационно – коммуникационную технологическую компетентность (ИКТ – компетентность).
Мы придерживаемся точки зрения, что ИКТ - компетентность - это совокупность умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. В данной работе мы также рассмотрели подробно структуру информационной компетентности, которая состоит из отдельных познавательных действий: определение, доступ(поиск), управление, интеграция, создание, сообщение информации.