Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования – условия формирования ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании опыта формирования ИКТ - компетентности учащихся основной школы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ – компетентности 7
Основные положения компетентностного подхода 7
Классификация ключевых образовательных компетентностей 11
Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей 17
Структура ИКТ – компетентности 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 30
2.1. Измерение уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся 9 класса. 30
2.2. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе 36
2.3.Динамика формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса 40
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа «Формирование икт-компетентнос.doc

— 932.00 Кб (Скачать файл)

После проведения мониторинга  можно сделать следующие выводы:

1)У учащихся не сформированы  следующие познавательные действия, входящие в структуру ИКТ-компетентности : определение, оценка и создание информации. Это в большей мере связано с тем, что на всех уроках целенаправленно не формируются умение работать с большими объемами текста, выделение главной мысли, оценивать информацию, сравнивать ее, формулировать вопрос перед чтением, работать с разными типами информации.

  2) Низкий уровень сформированности отдельных познавательных действий учащихся, входящих в структуру ИКТ-компетентности не связан с техническими возможностями учащихся(есть дома компьютер) и сколько времени они проводят за компьютером.

3) Средний и высокий уровень сформированности отдельных познавательных действий входящих в структуру ИКТ-компетентности показали учащиеся, использующие Интернет для подготовки к урокам не менее 1 раза в неделю.

    Итак, формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:

1) учитель должен быть  настроен на формирование этой  компетентности

(грубо говоря, помнить  о ней всегда);

2) потребуется изменение  дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две:

изучение конкретного  учебного материала и формирование ИКТ-компетентности), так называемые компетентностно  - ориентированные  задания

 

Библиография  перед приложениями!!

Каждое приложение с новой страницы, нумерация приложений в правом верхнем углу страницы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Познавательные  действия, входящие

в структуру  ИКТ-компетентности.

 

Определение (идентификация)

Умение точно интерпретировать вопрос

Умение детализировать вопрос

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или  в неявном виде

Идентификация терминов, понятий

Обоснование сделанного запроса

Доступ (поиск)

Выбор терминов поиска с  учетом уровня детализации

Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)

Формирование стратегии  поиска

Качество синтаксиса

Управление

Создание схемы классификации  для структурирования информации

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Интеграция

Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников

Умение исключать несоответствующую  и несущественную информации

Умение сжато и логически  грамотно изложить обобщенную информацию

Оценка

Выработка критериев  для отбора информации в соответствии с потребностью

Выбор информационных ресурсов согласно выработанным или указанным  критериям

Умение остановить поиск

Создание

Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой

Умение сделать вывод  о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы

Умение обосновать свои выводы

Умение сбалансированно  осветить вопрос при наличии противоречивой информации

Структурирование созданной  информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение (передача)

Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)

Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением  авторских прав)

Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации

Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу

Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения


 

 

Приложение 2

Критерии оценивания выполнения заданий

Высокий уровень – 2 балла, средний уровень -1 балл, низкий уровень-0 баллов.

Проверяемые познавательные

действия

Задание

Наблюдаемые действия

Уровень и критерии оценки

Определение

(идентификация) информации

«Разработка плакатов»

Определяет названия нужных файлов

Низкий– открывает последовательно  все файлы;

Средний – открывает  один лишний файл.

Высокий-открывает сразу  два нужных файла Беббидж и  другие,doc и Таблица.doc

   

Определяет нужную информацию на основе прочтения файла Беббидж и другие,doc и лишнюю информацию удаляет

Низкий-оставляет всю  информацию.

Средний-удаляет только А.Лавлейс

Высокий-удаляет А.Лавлейс  и фон Неймана

Доступ(поиск) информации

«Заполнить таблицу»

Формирование стратегии поиска

Низкий – 1 поисковое  средство и первоначальный запрос неточный.

Средний не менее 2 поисковых  средств и первоначальный запрос достаточно точный.

Высокий – не менее 3 поисковых  средств и первоначальный запрос точный.

Управление информацией

«квартирный переезд»

Использование схемы  классификации для структурирования информации

Низкий-два и более  несовпадения с таблицей.

Средний-одно несовпадение с таблицей.

Высокий-полное совпадение с таблицей.

Оценка информации

«Выброс серной кислоты»

Выработка критериев  для сбора информации в соответствии с потребностью

Низкий-менее двух  нужных критериев(достоверность, незаинтересованность, фактическая ценноть).

Средний – два нужных критерия или имеются все критерии+ 1 лишний.

Высокий- три нужных критерия и нет лишних

   

Выбор информационных ресурсов согласно выработанным критериям.

Низкий- нет правильных источников информации или указаны  все 4.

Средний – указан 1 правильный источник или 2 правильных источника  информации+1 лишний.

Высокий-указаны 2 правильных источника информации.

Интеграция информации

 

Умение исключать несоответствующую  и несуществующую информацию.

Высокий-исключил всю  несоответствующую информацию. Не выбраны 7,9,10,11,14, 15,16.

Средний-выбрал одно-два  лишних сообщений или не выбрал одно-два нужных сообщений.

Низкий-все остальные  случаи.

Создание информации

«Вода в организме  человека»

Сделан вывод о нацеленности имеющейся информации на решение  конкретной проблемы

Высокий-во все рубрики  отобрана нужная информация и расставлена  в логической последовательности:1,4,12; 5,6,8;3,2,13.

Средний-во все рубрики  отобрана нужная информация, но в одной  из рубрик информация не расставлена  в логически правильной последовательности.

Низкий-все остальные  случаи.

Передача (сообщение) информации

«Языки программирования»

Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)

Высокий-выбран правильный слайд и объяснено , почему он выбран.

Средний-выбран правильный слайд без объяснений.

Низкий-все остальные  случаи.


 

 

Приложение 3.

Задания для  проверки сформированности отдельных познавательных действий, входящих в структуру ИКТ-компетентности.

1)Задание «Разработка   плакатов» - определение информации.

Описание задания

Вы с друзьями решили заработать деньги на туристическую поездку во время каникул. Вам предложили работу в фирме, занимающейся изготовлением плакатов для школьных предметов. Ваш школьный предмет — информатика. Руководитель проекта подготовил файл, на основе которого Ваш другсоздал таблицу «История развития вычислительной техники». Вам поручена функция проверяющего, то есть, Вы должны перепроверить работу друга и исправить при необходимости допущенные ошибки. За каждую ошибку с Вас и Вашего друга снимут определенный процент денег. Исходный файл и файл с таблицей находятся в папке «Мои документы» на диске С.Сравните содержимое файлов и отметьте галочкой в таблице те строки,которые не должны быть включены в эту таблицу. Для этого нажмите мышкой на неправильную строку. Чтобы убрать галочку, нажмите снова. Отметив все неправильные строки таблицы, переходите к следующему заданию.

 

В папке «Мои документы» находятся следующие файлы:

Африка.doc

Бэббидж и другие.doc

Ньютон.doc

Пифагор и Колмогоров.doc

Таблица.doc

 

Содержимое  файла Бэббидж и другие.doc:

В 1833 г. английский математик Чарльз Бэббидж (1792–1871) детально

разработал  проект аналитической машины. Бэббиджу помогала математик

Ада Лавлейс (1815–1852) — первый программист–леди: она  создала для

машины несколько  программ, которые хранились на специальных перфорированных картах.В 1673 г. Готфрид Вильгельм Лейбниц сконструировал арифмометр, позволяющий механически выполнять четыре арифметических действия.Американский инженер Герман Холлерит (1860–1929) в 1887 году создал электрическую счетную машину — табулятор. Изобретение Холлерита намного ускорило обработку статистических данных. В 1937 г. Алан Тьюринг предложил универсальную схему вычислений. Его результаты были сформулированы в терминах гипотетической “машины” с удивительно простой структурой, которая обладала всеми необходимыми признаками универсальной вычислительной машины. В 1642 г. французский математик Блез Паскаль (1623–1662) сконструировал счетное устройство, чтобы облегчить труд своего отца — налогового инспектора. Данное устройство состояло из системы зубчатых колес, вращающих наборные диски с цифрами. В 1943 г. американец Говард Эйкен с помощью работ Бэббиджа на основе электромеханических реле смог построить вычислительную машину под названием «Марк-1». Ранее мысли, подобные идеям Бэббиджа, были высказаны немецким инженером Конрадом Цузе, который в 1941 г. построил машину Z1.

В 1946 г. Джон П. Экерт (род. 1919) и Джон В. Могли (1907–1980) раз-

работали один из первых компьютеров для армии США — ENIAC. По сравнению с современными ЭВМ он был очень громоздок — занимал целый зал и при этом выполнял гораздо меньше операций. ENIAC работал в 1000 раз быстрее, чем «Марк-1», однако для задания программы приходилось в течение нескольких часов или даже дней подсоединять нужным образом провода. В 1945 г. к работе Могли и Экерта был привлечен знаменитый математик Джон фон Нейман, который подготовил доклад об этой машине. Доклад был разослан многим ученым и получил широкую известность, поскольку в нем фон Нейман ясно и просто сформулировал общие принципы функционирования универсальных вычислительных устройств, т.е. компьютеров.

 

2)Для проверки познавательного действия учащимся предлагалось оформить химическую газету, основные рубрики были определены, одноклассники подобрали материал. Нужно заполнить соответствующие рубрики газеты логически грамотно, не используя при этом ненужную, на ваш взгляд, информацию.

2)Задание «Вода в  организме человека».

Структура газеты:

Содержание воды

в человеческом

организме

 

Функции воды

в человеческом

организме

 

Недостаток воды

в человеческом

организме

 

 

Информация, подобранная  вашими одноклассниками:

1. Вода для человеческого  организма — это второе по  значимости вещес-

тво после кислорода.

2. Вода имеет большое  значение для физической деятельности  организ-

ма человека, выполняя такие функции, как транспортировка веществ,

сохранение постоянства  внутренней среды и теплообмен.

3. Вода помогает функционировать  почти каждой части человеческого  тела.

4. Тело ребенка от  рождения до годовалого возраста  содержит 80-85%

воды. При достижении возраста 18 лет содержание воды уменьшается

до 65-70%, а в старости — до 25%.

5. Без пищи человек  может прожить 2-3 месяца, а без  воды погибает через неделю.

6. Уменьшение количества  воды в организме всего лишь  на 1,5% вызывает сильную жажду, плохое самочувствие, сонливость, замедление движений, тошноту, иногда покраснение кожи.

7. В обычных условиях  организм человека адаптируется  к окружающим

условиям, и баланс воды поддерживается как бы “сам собой”: захотел

пить — попил.

8. Если в организме содержание влаги снижается на 6-10%, это чревато

головной болью, одышкой, отсутствием слюноотделения, потерей  способности двигаться и нарушением логического мышления. 11-20% недостатка воды вызывают спазмы мышц, бред, притупление  слуха, зрения. А при потере 25% воды наступает смерть.

9. Сейчас люди используют 54% доступной пресной воды, причем  две

трети уходит на нужды  сельского хозяйства.

10. Многие ученые считают,  что человеческая жизнь, в известной  степени, представляет собой “борьбу  за воду”.

11. Вода – индикатор старения.

12. Вода содержится  во всех органах человека. Мозг  — это 75% воды.

Кровь — это 92% воды. Кости  — это 22% воды. Мускулы — это 75% воды, в них находится около  половины всей воды тела. Стекловидное тело глаза — это 99% воды.

13. Вода регулирует температуру тела, несет питательные вещества и

кислород ко всем клеткам  тела. Вода требуется для дыхания, увлажня-

ет кислород для дыхания, защищает и буферизирует жизненно важные

органы, помогает преобразовывать  пищу в энергию, помогает пита-

тельным веществам усваиваться  органами, выводит отходы.

14. Вода является распространенным, простым и в то же время  самым

сложным и таинственным веществом на Земле.

15. Вода считается священной  основой жизни, и с ней связаны  важнейшие ритуалы практически всех религий — например, крещение, очищение святой водой, омовение в водах.

16. От качества воды  зависит качество нашей жизни.  Хотя запасы пресной воды на  Земле исчисляются миллионами  кубических метров, далеко не  всякая вода полезна для человека. 

 

Приложение 4

Протокол измерения  уровня сформированности ИКТ - компетентности учащихся 9 класса МОУ СОШ №4.

 

 

 

ФИО учащихся

Определение

(идентификация)

информации 

Оценка

информации

Доступ

(поиск)

информации

Управление

информацией.

Интеграция

информации

Создание

информации

Сообщение

(передача) информации

1

2

О

1

2

О

 

1

Аносова М.

1

2

Б

1

1

Н

Б

В

Б

Б

Б

2

Василига А.

1

1

Н

1

2

Б

Б

Б

Б

Б

Б

3

Васькин А.

0

1

Н

1

1

Н

Б

Б

Н

Н

Б

4

Горлицкий Д.

1

2

Б

2

2

В

В

В

Б

Б

В

5

Давыденко А.

1

1

Н

0

1

Н

Б

Н

Н

Н

Б

6

Зайцева Н.

2

1

Б

2

2

В

Б

В

Б

Б

Б

7

Иванов М.

1

1

Н

1

2

Б

Б

Б

Н

Н

Б

8

 Копыльченко А.

2

1

Б

2

2

В

В

В

В

Б

В

9

Кужелев Н.

0

0

Н

0

0

Н

Н

Н

Н

Н

Н

10

Лиман Д.

1

1

Н

1

2

Б

Б

Б

Н

Н

Н

11

Лиман Ю.

0

0

Н

0

1

Н

Б

Б

Б

Н

Б

12

Лопатин Н.

2

2

В

2

1

Б

В

В

В

Б

В

13

Лунева А.

2

2

В

2

2

В

В

В

В

В

В

14

Лузина М.

1

0

Н

1

1

Н

Б

Б

Б

Н

Н

15

Мрясов Е.

2

1

Б

2

2

В

В

В

В

В

Б

16

Пакулов А.

2

2

В

1

2

Б

В

Б

В

В

В

17

Романенко А.

0

0

Н

0

1

Н

Н

Н

Н

Н

Б

18

Сайфулин Н.

2

2

В

2

1

Б

Б

В

В

В

В

Информация о работе Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике