Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:27, курсовая работа
Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования – условия формирования ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании опыта формирования ИКТ - компетентности учащихся основной школы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ – компетентности 7
Основные положения компетентностного подхода 7
Классификация ключевых образовательных компетентностей 11
Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей 17
Структура ИКТ – компетентности 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 30
2.1. Измерение уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся 9 класса. 30
2.2. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе 36
2.3.Динамика формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса 40
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Вначале рассмотрим, что стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетентности. За основу понятия «компетентный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.
Понятие "информационная
компетентность" достаточно широкое
и определяемое на современном
этапе развития педагогики
Н.Н.Абакумова считает, что информационная компетенция –это умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности субъекта образовательного процесса по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
В работе Кизик О.А. (2003) отмечается, что информационная компетентность будет включать в себя:
В литературе
встречается понятие «
При этом формирование
информационно –
Итак, можно
сказать, что понятие «
В новых публикациях
на эту тему, подготовленных
путь интеграции чисто
технических моментов и содержательных
задач различного рода. Руководящим
принципом тут выступает
между собой в рамках общей модели переработки информации выработки компьютерной компетентности не должна сводиться к простому перечню тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть (знание устройства компьютера, навыки работы с текстовым редактором, умение искать и находить нужную информацию в Интернете). Хотя подобные знания и умения действительно важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические
приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний.
В пояснительной записке к государственному стандарту основного общего образования 2004 года написано, что предмет «Информатика и ИКТ», который водится в 3-4 классах как учебный модуль, а в 8-9 классах как самостоятельный учебный предмет призван обеспечить всеобщую компьютерную грамотность. Там же в разделе «Общие учебные умения, навыки и способы действия» речь идет об информационно – коммуникационной деятельности, которая предполагает в том числе выбор и использование знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. А также использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Итак, мы видим,
что понятие «компьютерная
Перейдем к рассмотрению следующего понятия «информационно - коммуникационная технологическая грамотность (ИКТ- грамотность)». Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. дают следующее определение: ИКТ- грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Причем грамотность понимается, как умение учиться и развиваться всю жизнь, то есть ИКТ–грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе. На основе определения ИКТ–грамотности данные авторы переходят к понятию информационно – коммуникационной технологической компетентности (ИКТ–компетентности). Компетентность – понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетентности, например, языковая компетентность.
Под ИКТ–компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Итак, формирование ИКТ - компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. Выработка подлинной ИКТ - компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.
ИКТ - компетентность школьника – это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность в будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникационными компетенциями.
В качестве основы ИКТ - компетентности выступает комплекс умений, Первым шагом на пути превращения наших детей в компетентных пользователей современными информационно - коммуникационным и технологиями является описание комплекса базовых познавательных умений, которыми им предстоит овладеть. Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. определяют следующую модель информационно-коммуникационной технологической компетентности, которые они называют «большой семеркой» и состоящую из семи познавательных действий, которые состоят из определенных умений (более подробно см. в Приложение 1):
1) определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
2) управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
3) доступ к информации —умение собирать и/или извлекать информацию;
4) интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
5) оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
6) создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
7) сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Рассмотрим познавательные действия, входящие в структуру ИКТ - компетентности более подробно(см. также Приложение 1).
1) Определение (идентификация) информации. Это умение определить информационную проблему и идентифицировать необходимую для нее информацию. Первый шаг решения любой задачи – ее формулировка или определение. чем состоит наша задача? Что мы должны получить на выходе? Какого рода информация понадобится для решения этой задачи? На этом этапе начинается собственно обучение, а задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся действовать эффективно. Итак, первый шаг – формулировка или определение задачи с помощью
технических средств. В школе учитель может дать ученикам задание, зачитав его в классе или разместив его на некой Веб-странице. Для уточнения сути задания учащиеся тоже могут воспользоваться разными вспомогательными средствами: доской объявлений, электронной почтой, чатом. Информационные технологии, применяемые на данном этапе, могут быть: веб-страница, онлайновая дискуссия, электронная почта, чат в Интернете.