Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования – условия формирования ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании опыта формирования ИКТ - компетентности учащихся основной школы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ – компетентности 7
Основные положения компетентностного подхода 7
Классификация ключевых образовательных компетентностей 11
Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей 17
Структура ИКТ – компетентности 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 30
2.1. Измерение уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся 9 класса. 30
2.2. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе 36
2.3.Динамика формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса 40
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа «Формирование икт-компетентнос.doc

— 932.00 Кб (Скачать файл)

Вначале рассмотрим, что  стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и  в официальных документах министерства образования и науки? Круг компетентностей, которым следует учить сегодняшних школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетентности. За основу понятия «компетентный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.

   Понятие "информационная  компетентность" достаточно широкое  и определяемое на современном  этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых).  Тришина С.В. считает, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. Она выделяет в  структуре категории "информационная компетентность" следующие  компоненты: 1) когнитивный; 2) ценностно-мотивационный (гносеологический); 3) технико-технологический (технологический); 4) коммуникативный; 5) рефлексивный.

   Н.Н.Абакумова  считает, что информационная компетенция –это умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее  при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности субъекта образовательного процесса по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

   В работе Кизик О.А. (2003) отмечается, что информационная  компетентность будет включать  в себя:

  • способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач;
  • способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей;
  • готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде.

   В литературе  встречается понятие «информационно- функциональная компетенция» - комплекс  различных видов деятельности (когнитивной,  ценностно-мотивационной, коммуникативной,  технико-технологической, рефлексивной), в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося. А также понятие «коммуникационная компетентность» - деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации.   Информационно – коммуникационная компетентность  школьников в рамках проекта «Информатизация системы образования»  определяется, как способность учащихся использовать информационные  и коммуникационные технологии для доступа (access) к информации, ее опознание-определение(define), организации(integrate) , обработки(manage), оценки(evaluate), а также ее создания-продуцирования(create) и передачи-распространения(communicate), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях экономики, которая основана на знаниях(know based economy).

  При этом формирование  информационно – коммуникационной  компетентности рассматривается  не только (и не столько) как  формирование технологических навыков,  а как способность использовать  современные информационные и  коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей. 

     

   Итак, можно  сказать, что понятие «информационная  компетентность» имеет сложную  структуру и процесс  формирования  информационной компетентности  происходит в несколько этапов: компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность, ИКТ-компетентность.

   В новых публикациях  на эту тему, подготовленных педагогическими  сообществами, отмечается, что ИКТ  могут использоваться в школах  более эффективно. Ведущие теоретики  и практики демонстрируют, как это можно и нужно делать. Большинство из них придерживаются того мнения, что широко практикуемое обучение изолированным умениям в условиях особых “компьютерных классов” чаще всего не достигает своей цели. В качестве альтернативы такому методу обучения работе на компьютере они предлагают

путь интеграции чисто  технических моментов и содержательных задач различного рода. Руководящим  принципом тут выступает положение  о том, что конечным результатом  обучения должно стать не понимание  того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, в частности – исследовательской. А это, в свою очередь, влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания и конкретных акцентов. Переход от обучения отдельным навыкам работы на компьютере к интегрированному способу выработки информационной компетентности предполагает специальные усилия в этом направлении. Они показали, что для формирования последних необходимо выполнение двух существенных условий: во-первых, эти навыки должны быть непосредственно связаны с конкретной предметной областью и с используемыми учебными заданиями; во-вторых, сами навыки должны быть внутренне интегрированы

между собой в рамках общей модели переработки информации выработки компьютерной компетентности не должна сводиться к простому перечню тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть (знание устройства компьютера, навыки работы с текстовым редактором, умение искать и находить нужную информацию в Интернете). Хотя подобные знания и умения действительно важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические

приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс  решения практических задач, приобретает  для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний.

   В пояснительной записке к государственному стандарту основного общего образования 2004 года написано, что предмет «Информатика и ИКТ», который водится в 3-4 классах как учебный модуль, а в 8-9 классах как самостоятельный учебный предмет призван обеспечить всеобщую компьютерную грамотность. Там же в разделе «Общие учебные умения, навыки  и способы действия» речь идет об информационно – коммуникационной деятельности, которая предполагает в том числе выбор и использование  знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. А также использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  Итак, мы видим,  что понятие «компьютерная грамотность»  сводиться к овладению навыками  работы с компьютерными технологиями (текстовый редактор, электронные таблицы и т.д.) и средствами коммуникации. Однако, можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении? На все эти вопросы нужно ответить отрицательно.

   Перейдем к  рассмотрению следующего понятия «информационно - коммуникационная технологическая грамотность (ИКТ- грамотность)». Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. дают следующее определение:  ИКТ- грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Причем грамотность понимается,  как умение учиться и развиваться всю жизнь, то есть ИКТ–грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе. На основе определения  ИКТ–грамотности данные авторы переходят  к понятию информационно – коммуникационной технологической компетентности (ИКТ–компетентности). Компетентность – понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетентности, например, языковая компетентность.

    Под ИКТ–компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

   Итак, формирование ИКТ - компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. Выработка подлинной ИКТ - компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере.

 

ИКТ - компетентность школьника – это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность в будущей  профессиональной деятельности в условиях  информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникационными компетенциями.

 

    1. Структура ИКТ - компетентности

 

   В качестве основы ИКТ - компетентности выступает комплекс умений, Первым шагом на пути превращения наших детей в компетентных пользователей современными информационно - коммуникационным и технологиями является описание комплекса базовых познавательных умений, которыми им предстоит овладеть. Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. определяют следующую модель информационно-коммуникационной технологической компетентности, которые они называют «большой семеркой» и состоящую из семи познавательных действий, которые  состоят из  определенных умений  (более подробно см. в Приложение 1):

1) определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

2) управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;

3) доступ к информации —умение собирать и/или извлекать информацию;

4) интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

5) оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.

6) создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.

7) сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Рассмотрим познавательные действия, входящие в структуру ИКТ - компетентности более подробно(см. также Приложение 1).

    1) Определение (идентификация) информации. Это умение определить информационную проблему и идентифицировать необходимую для нее информацию. Первый шаг решения любой задачи – ее формулировка или определение. чем состоит наша задача? Что мы должны получить на выходе?  Какого рода информация понадобится для решения этой задачи? На этом этапе начинается собственно обучение, а задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся действовать эффективно. Итак, первый шаг – формулировка или определение задачи с помощью

технических средств. В  школе учитель может дать ученикам задание, зачитав его в классе или разместив его на некой Веб-странице. Для уточнения сути задания учащиеся тоже могут воспользоваться разными вспомогательными средствами: доской объявлений, электронной почтой, чатом. Информационные технологии, применяемые на данном этапе,  могут быть:  веб-страница, онлайновая дискуссия,  электронная почта, чат в Интернете.

Информация о работе Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике