Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования – условия формирования ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании опыта формирования ИКТ - компетентности учащихся основной школы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ – компетентности 7
Основные положения компетентностного подхода 7
Классификация ключевых образовательных компетентностей 11
Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей 17
Структура ИКТ – компетентности 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 30
2.1. Измерение уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся 9 класса. 30
2.2. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе 36
2.3.Динамика формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса 40
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа «Формирование икт-компетентнос.doc

— 932.00 Кб (Скачать файл)

 

Пресс–служба завода “Заря”

Последствия аварии не ухудшили экологической обстановки района. Были

отмечены даже некоторые положительные ее последствия. Например, в близлежащих сельскохозяйственных угодьях погибли вредоносные насекомые на полях…

Агентство “Гринпис-Информ”

Превышение ПДК вредных  веществ в

воздухе г. Рубежное не редкость. Дан-

ный завод несет экологическую  угрозу

всей области, его необходимо закрыть,

и последнее происшествие тому под-

тверждение…

Федеральная служба по гидрометеороло-

гии и мониторингу  окружающей среды

Констатирует в г. Рубежное превышение

ПКД серной кислоты в три раза…

Газета “Авангард” (местная)

Экологическая обстановка в Луганске

остается напряженной. Ситуация усугу-

билась в результате произошедшего

выброса паров серной кислоты на хи-

мическом заводе «Заря»…


 

Результаты выполнения этого задания: высокий уровень – 28%, базовый уровень - 33%, низкий уровень – 39%, т.е половина учащихся не могут оценить информацию, которую находят. Это связано с тем, что умению оценивать информацию в школе практически не учат: учебники содержат достоверную информации, разные точки зрения на одну и ту же проблему даются крайне редко. Это подтверждается и результатом анкетирования учителей, в котором отмечено, что у 72 % детей умение анализировать ситуацию с разных точек зрения не сформировано.

Следующими проверяемыми действиями  стали:

-  «интеграция информации». В задании проверялись умение   исключать несоответствующую и несущественную информацию, а также умение сжато и логически грамотно излагать  обобщенную информацию;

-«создание информации» - формирование связной информации из набора предложений.

Для проверки этих двух познавательных действий использовалось задание «Вода  в организме человека» (содержание задания приведено в Приложении 4). Результаты выполнения проверки действия «интеграция информации: высокий уровень – 33%, базовый уровень -33%, низкий уровень – 33%. Основное затруднение учащихся – исключение несущественной информации, т.е. формулировка точного  вопроса, что мне нужно найти.   

Результаты проверки  сформированности познавательного  действия «создание информации»: высокий уровень -22%, средний – 33 %, низкий – 446%. Затруднение  вызвало расположение предложений  в логической последовательности, выделение главной мысли.

   В последнем  задании «Языки программирования», в котором проверялось познавательное действие «сообщение (передача информации» В данном задании проверялись умения  адаптировать информацию для конкретной аудитории (содержание задания см. в Приложении 3). Результаты выполнения задания: высокий уровень – 33%, средний уровень – 50%, низкий-17. В целом учащиеся правильно выбрали слайд, который нужно было показывать семиклассникам, но многое не смогли объяснить, почему они его выбрали.

Рис.1

 

   После проведения  мониторинга можно сделать следующие  выводы:

1) У учащихся не сформированы следующие познавательные действия, входящие в структуру ИКТ-компетентности (см.рис.1): определение, оценка и создание информации. Это в большей мере связано с тем, что на всех уроках целенаправленно не формируются умение работать с большими объемами текста, выделение главной мысли, оценивать информацию, сравнивать ее, формулировать вопрос перед чтением, работать с разными типами информации.

  2) Низкий уровень сформированности отдельных познавательных действий учащихся, входящих в структуру ИКТ-компетентности не связан с техническими возможностями учащихся(есть дома компьютер) и сколько времени они проводят за компьютером.

3) Средний и высокий уровень сформированности отдельных познавательных действий входящих в структуру ИКТ-компетентности показали учащиеся, использующие Интернет для подготовки к урокам не менее 1 раза в неделю.(см. Приложение 6).

    Итак, формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учи-

телей использования  специальных методов и приемов:

1) учитель должен быть  настроен на формирование этой  компетентности

(грубо говоря, помнить  о ней всегда);

2) потребуется изменение  дидактических целей типовых заданий, кото

рые вы обычно даете своим  учащимся (целей будет как минимум  две:

изучение конкретного  учебного материала и формирование ИКТ-ком-

петентности), так называемые компетентностно  - ориентированные  задания;

3) на уроках следует  выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;

4) формированию ИКТ-компетентности  помогает использование актив

ных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и

ролевые игры и т.д.).

 

2.2. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатике в основной школе

 

КОЗ – это компетентностно-ориентированное  задание, то есть, это способ формирования и развития у учащихся различных компетентностей. Компетентностно-ориентированное задание состоит из:

  • стимула,
  • задачной формулировки,
  • источника информации,
  • бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ),
  • инструмента проверки.

 

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания  подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

Применение компетентностно-ориентированных  заданий на уроке означает моделирование  образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе:

  • использования дополнительных возможностей изучаемого материала;
  • адекватных способов организации изучения традиционного программного материала.

Для применения на уроке  компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:

  • прикладной характер содержания темы;
  • содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование;
  • материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с конъюнктурными, широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.);
  • содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
  • материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры;
  • содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов);
  • содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности;
  • содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п.

 

Для того чтобы использовать дополнительные возможности изучаемого материала, необходимо соответствующим  образом организовать освоение содержания темы. Среди способов организации изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, можно назвать:

  • организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя,
  • укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением грани содержания на основе дополнение полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.

Проектируя учебное  занятие (УЗ), учитель должен ставить  вопрос: над развитием каких компетенций  я буду работать? Например, буду развивать коммуникативную компетенцию (письменную коммуникацию) на 2 уровне. После чего ставит цели на занятие :письменно оформить … (это все берется из таблицы требований к деятельности учащегося). После этого ставит задачи (этапы достижения цели). Далее прописывает планируемый результат (он должен совпасть с целями) с позиции компетенций. После этого уже формулируется само задание (КОЗ).

Стимул в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:

мотивирует учащегося  на выполнение задания;

моделирует практическую, жизненную ситуацию;

при необходимости может  нести функцию источника информации.

Стимул должен:

быть кратким (не более  трёх предложений);

НЕ отвлекать учащегося  от содержания задания.

Задачная формулировка - понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. (Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке)

Источник информации - содержит информацию, необходимую  для успешной деятельности учащегося  по выполнению задания [Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся]. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Оценивание  результатов КОЗ:

1. Ключ (то есть тест: прочитать и выбрать; соотнести картинки с текстами; верно-неверно и др.). Ключ – это чаще всего для первого уровня.

Ключ – это четко  зафиксированный правильный ответ.

2. Модельный ответ (это примерный ответ, с которым учитель может сравнивать ответ ученика: если близко к нему, то ставится высокий балл, чем дальше от него, тем ниже балл).

3. Критерии оценивания (за что и в каких пределах дать баллы, разрабатываются вместе с УЗ, например, эссе, то есть, творческая работа с личным рассуждением. Нужно как можно четче прописывать критерии, то есть, не просто составить презентацию…, а конкретно сколько слайдов и каких).

 Несомненно, что большинство  компетентностно – ориентированных  заданий применяются при практических  работах, когда нужно на практике  проверить умения. Но КОЗы можно применять и при изучении нового материала без предварительного объяснения учителя. Так, например, при изучении  темы «Информация в природе, обществе и технике», где нужно читать много текстовой информации можно использовать следующее компетентностно – ориентированное задание (структура этого задания более подробно приведена в Приложении 9): «Используя текст учебника «Информатика и ИКТ. 8 класс» на страницах 9-19», заполни следующую таблицу:»

 

Определение информации

Примеры информации

- в неживой природе

   

-в живой природе

   

-в обществе

   

-в технике

   

 

Данное задание направлено на развитие следующих познавательных действий, входящих в структуру ИКТ- компетентности:

- определение информации(нахождение в тексте информации,  заданной в явном виде);

- управление информацией (использование предложенных схем классификации для структурирования информации);

- интеграция(умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.

КОЗ может быть и интегрированный, использовать несколько тем изучения, как, например следующее компетентностно-ориентированное задание используется при изучение темы «Возможности электронной таблицы», но данные для этого задания нужно искать в Интернете или в энциклопедии.

Информация о работе Формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике