Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:27, курсовая работа
Объект исследования — процесс обучения информатике в школе.
Предмет исследования – условия формирования ИКТ- компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и описании опыта формирования ИКТ - компетентности учащихся основной школы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ИКТ – компетентности 7
Основные положения компетентностного подхода 7
Классификация ключевых образовательных компетентностей 11
Информационная компетентность в системе ключевых компетентностей 17
Структура ИКТ – компетентности 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Практика формирования ИКТ – компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 30
2.1. Измерение уровня сформированности ИКТ- компетентности учащихся 9 класса. 30
2.2. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики в основной школе 36
2.3.Динамика формирования компонентов ИКТ-компетентности учащихся 9 класса 40
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Пресс–служба завода “Заря” |
Последствия аварии не ухудшили экологической обстановки района. Были отмечены даже некоторые положительные ее последствия. Например, в близлежащих сельскохозяйственных угодьях погибли вредоносные насекомые на полях… |
Агентство “Гринпис-Информ” |
Превышение ПДК вредных веществ в воздухе г. Рубежное не редкость. Дан- ный завод несет экологическую угрозу всей области, его необходимо закрыть, и последнее происшествие тому под- тверждение… |
Федеральная служба по гидрометеороло- гии и мониторингу окружающей среды |
Констатирует в г. Рубежное превышение ПКД серной кислоты в три раза… |
Газета “Авангард” (местная) |
Экологическая обстановка в Луганске остается напряженной. Ситуация усугу- билась в результате произошедшего выброса паров серной кислоты на хи- мическом заводе «Заря»… |
Результаты выполнения этого задания: высокий уровень – 28%, базовый уровень - 33%, низкий уровень – 39%, т.е половина учащихся не могут оценить информацию, которую находят. Это связано с тем, что умению оценивать информацию в школе практически не учат: учебники содержат достоверную информации, разные точки зрения на одну и ту же проблему даются крайне редко. Это подтверждается и результатом анкетирования учителей, в котором отмечено, что у 72 % детей умение анализировать ситуацию с разных точек зрения не сформировано.
Следующими проверяемыми действиями стали:
- «интеграция информации». В задании проверялись умение исключать несоответствующую и несущественную информацию, а также умение сжато и логически грамотно излагать обобщенную информацию;
-«создание информации» - формирование связной информации из набора предложений.
Для проверки этих двух познавательных действий использовалось задание «Вода в организме человека» (содержание задания приведено в Приложении 4). Результаты выполнения проверки действия «интеграция информации: высокий уровень – 33%, базовый уровень -33%, низкий уровень – 33%. Основное затруднение учащихся – исключение несущественной информации, т.е. формулировка точного вопроса, что мне нужно найти.
Результаты проверки сформированности познавательного действия «создание информации»: высокий уровень -22%, средний – 33 %, низкий – 446%. Затруднение вызвало расположение предложений в логической последовательности, выделение главной мысли.
В последнем задании «Языки программирования», в котором проверялось познавательное действие «сообщение (передача информации» В данном задании проверялись умения адаптировать информацию для конкретной аудитории (содержание задания см. в Приложении 3). Результаты выполнения задания: высокий уровень – 33%, средний уровень – 50%, низкий-17. В целом учащиеся правильно выбрали слайд, который нужно было показывать семиклассникам, но многое не смогли объяснить, почему они его выбрали.
Рис.1
После проведения
мониторинга можно сделать
1) У учащихся не сформированы следующие познавательные действия, входящие в структуру ИКТ-компетентности (см.рис.1): определение, оценка и создание информации. Это в большей мере связано с тем, что на всех уроках целенаправленно не формируются умение работать с большими объемами текста, выделение главной мысли, оценивать информацию, сравнивать ее, формулировать вопрос перед чтением, работать с разными типами информации.
2) Низкий уровень сформированности отдельных познавательных действий учащихся, входящих в структуру ИКТ-компетентности не связан с техническими возможностями учащихся(есть дома компьютер) и сколько времени они проводят за компьютером.
3) Средний и высокий уровень сформированности отдельных познавательных действий входящих в структуру ИКТ-компетентности показали учащиеся, использующие Интернет для подготовки к урокам не менее 1 раза в неделю.(см. Приложение 6).
Итак, формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учи-
телей использования специальных методов и приемов:
1) учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности
(грубо говоря, помнить о ней всегда);
2) потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, кото
рые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две:
изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-ком-
петентности), так называемые компетентностно - ориентированные задания;
3) на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
4) формированию ИКТ-
ных методов обучения
(групповая или командная
ролевые игры и т.д.).
2.2. Применение компетентностно-
КОЗ – это компетентностно-
Каждая составляющая
компетентностно-
Применение компетентностно-
Для применения на уроке
компетентностно-ориентированны
Для того чтобы использовать
дополнительные возможности изучаемого
материала, необходимо соответствующим
образом организовать освоение содержания
темы. Среди способов организации
изучения программного материала, позволяющих эффективно использовать
компетентностно-
Проектируя учебное
занятие (УЗ), учитель должен ставить
вопрос: над развитием каких
Стимул в компетентностно-
мотивирует учащегося на выполнение задания;
моделирует практическую, жизненную ситуацию;
при необходимости может
нести функцию источника
Стимул должен:
быть кратким (не более трёх предложений);
НЕ отвлекать учащегося от содержания задания.
Задачная формулировка - понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. (Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке)
Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания [Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся]. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.
Бланк - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.
Оценивание результатов КОЗ:
1. Ключ (то есть тест: прочитать и выбрать; соотнести картинки с текстами; верно-неверно и др.). Ключ – это чаще всего для первого уровня.
Ключ – это четко зафиксированный правильный ответ.
2. Модельный ответ (это примерный ответ, с которым учитель может сравнивать ответ ученика: если близко к нему, то ставится высокий балл, чем дальше от него, тем ниже балл).
3. Критерии оценивания (за что и в каких пределах дать баллы, разрабатываются вместе с УЗ, например, эссе, то есть, творческая работа с личным рассуждением. Нужно как можно четче прописывать критерии, то есть, не просто составить презентацию…, а конкретно сколько слайдов и каких).
Несомненно, что большинство
компетентностно –
Определение информации |
Примеры информации | |
- в неживой природе |
||
-в живой природе |
||
-в обществе |
||
-в технике |
Данное задание направлено на развитие следующих познавательных действий, входящих в структуру ИКТ- компетентности:
- определение информации(нахождение в тексте информации, заданной в явном виде);
- управление информацией (использование предложенных схем классификации для структурирования информации);
- интеграция(умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
КОЗ может быть и интегрированный, использовать
несколько тем изучения, как, например
следующее компетентностно-