Иноформационный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Настоящее практическое пособие охватывает все прикладные и важнейшие теоретические аспекты информационного маркетинга – экономической дисциплины и технологии, посредством которой осуществляется управление информационными ресурсами компании в целях осуществления и оптимизации сбыта.

Файлы: 1 файл

_Бердышев С.Н., Информационный маркетинг.doc

— 839.50 Кб (Скачать файл)

Система маркетинговых  исследований опирается на систематические работы по сбору и анализу маркетинговой информации. Принципиальное отличие указанной системы МИ от остальных состоит в том, что ее ресурс формируется внутри нее самой, а не выходит в готовом виде извне, точно Минерва из головы Юпитера. Столь удивительным ресурсом выступают данные анкетирования, опросов, изучения рекламы (клиентов, конкурентов, поставщиков), исследований культурных потребительских традиций (в том числе по краеведческим источникам) и т. д.

Система маркетинговой  аналитики  включает в себя два вида ресурсов – главные и вспомогательные. Главными являются обобщенные и прошедшие первичную обработку данные, составившие массив информации, пригодной для анализа (так называемая статистическая база данных). Вспомогательные ресурсы – это различные инструменты и принципы для проведения анализа, восходящие к математическому аппарату микроэкономики и статистики, который пригоден для описания рыночных процессов (так называемый банк математических моделей).

Естественно, у читателя возникает  вопрос об иерархии названных систем маркетинговой информации. Сами по себе эти системы лежат в разных плоскостях (хотя и пересекающихся), однако отдельные информационные потоки внутри таких систем могут получить разную оценку в плане значимости. Это определяет оптимальный порядок формирования информационных систем внутри службы маркетинга при бескризисном существовании предприятия.

Наибольшее значение имеет управленческая информация, востребованная сбытом, получение которой является ведущей задачей маркетинга. Эта информация формируется путем «просеивания» множества потоков, исходящих в основном из системы внешней текущей информации, через систему маркетинговой аналитики.

В рамках указанной системы формируются  и другие виды управленческой информации, но они менее важны. Величину приоритета определяет опыт специалистов компании. Дело в том, что конкурентное преимущество обеспечивается высоко квалифицированным  исполнением службой маркетинга одной функции, нежели низко квалифицированное исполнение большого числа функций. Вот почему, если маркетологи фирмы сильны в ценообразовании, то оно выдвигается на первый план, тогда как разработка сервиса, скажем, менее целесообразна.

Однако следующий по значимости информационный поток тоже обращен  на внешние взаимодействия. Лучше  брать тот, который исходит из системы маркетинговых исследований. Третий поток обязательно должен исходить из системы внутренней отчетности, поскольку отодвигать дальше внутренние дела компании в высшей степени непредусмотрительно.

Итак, получаем условную иерархию систем МИ, строящуюся на их комбинировании в  процессе оперирования информационными  потоками:

1) высший уровень – системы маркетинговой аналитики и внешней текущей информации;

2) средний уровень – системы маркетинговой аналитики и маркетинговых исследований;

3) низший уровень – системы маркетинговой аналитики и внутренней отчетности;

4) остальные комбинации систем МИ, исключая систему маркетинговой аналитики.

Теперь  перейдем к изложению концептуальной основы информационного маркетинга. Ранее упоминалось, что она произрастает из его концептуальной схемы, то есть парадигмы. Концептуальная основа складывается из небольшого числа концепций, под  которыми мы условимся понимать определенный способ понимания и трактовки каких-либо явлений. И если парадигма формулирует главное требование к информации, значимой для информационного маркетинга, – потребляемой на его практические нужды (своевременная, пространственно близкая, рыночная), то концепции содержат отдельные характеристики такой информации, иначе говоря, лапидарное описание свойств, делающих означенную информацию полезной для маркетолога и/или рекламиста.

Концепция № 1. Узнавать, что покупается. Данное требование (а концепции почти всегда содержат какие-либо требования) происходит от главного закона маркетинга – производить то, что покупается. Требование логично: чтобы организовать производство легко сбываемых товаров, нужно узнать, что покупается, покупалось (вскрыть традиции потребления) и будет покупаться (вскрыть тенденции потребления). Последние слова могут показаться абсурдными на первый взгляд, что в действительности является иллюзией.

Будущее на самом деле предсказать  не столь уж трудно, потому что зачастую товар (работа, услуга), который является новинкой для данного конкретного  региона, представляет собой пройденный этап для другого региона. То есть прогнозирование в данном случае носит характер не предсказания даже, а экстраполяции данных о развитии рынка данного товара (работы, услуги) в чужом регионе на модель развития рынка своего региона. Иными словами, знакомство с позитивным опытом и ошибками соседей позволяет путем экстраполяции данных добиться успешного, довольно точного прогнозирования.

Данная концепция поставлена первой по двум причинам:

а) во-первых, потому что она напрямую проистекает из главного закона маркетинга («производить то, что покупается»), который неумелые маркетологи, познав на практике, силятся сами же отменить неуклюжим навязыванием товара;

б) во-вторых, и это менее очевидно, – потому что она восходит к главному закону управления, согласно которому подлинная устойчивость объекта управления есть следствие предсказуемости (чтобы действовать осмысленно и целесообразно, необходимо предвидеть последствия действий до того, как действие будет начато или войдет в фазу необратимости последствий26).

Концепция № 2. Великое в малом. Этот ключевой принцип восточной философии предостерегает нас от излишеств при эксплуатации сведений, циркулирующих в каналах маркетинговых коммуникаций. Эффективность взаимодействия может обеспечиваться малыми силами. В том числе под «малыми силами» понимается не только низкая себестоимость технологий по продвижению информации, но и небольшой объем самой информации. Избыточная информация бывает подчас остро необходима, однако такая потребность возникает в строго определенных ситуациях (см. п. 6.1 настоящего пособия), тогда как в остальных случаях надлежит придерживаться принципа минимизации сообщений. Наиболее полно указанная концепция воплотилась в философии веб-дизайна, где сформировала творческое направление «ваби-саби».

Одновременно эта концепция  требует проводить жесткое различение меры информации и измерения объектов информации. Прежде всего, следует заметить, что мера представляет собой составную часть мироздания наряду с информацией и материей. По отношению к информации мера есть код, по отношению к материи есть вероятностная матрица возможных ее состояний27.

Информация не может существовать без меры в той же степени, в какой не может существовать и без материи. В случае с материей все понятно: во-первых, информация есть сведения о чем-то (значит, о материи – ведь не только же о самой себе, то есть замкнутая на себе, словно змея Уроборос, кусающая свой хвост!); во-вторых, носитель информации всегда материален.

В случае с мерой необходимо дать дополнительные пояснения. Информация не может существовать без меры, поскольку в противном случае:

а) информация не может быть закодирована, иначе говоря, представлена в виде кода – такого как двоичный код или обычный язык с его буквами, фонемами и лексемами, – поскольку кодировка обеспечивает пересылку, получение, хранение и прочтение сведений (в данном случае мы имеем дело с мерой информации);

б) сведения об объекте не будут полными и пригодными для нужд управления, а значит, их полезность окажется удручающе низка (в данном случае мы имеем дело с мерой объекта информации).

Применяемые в информационном маркетинге единицы измерения, необходимые  в отношении объекта информации, – потребитель, сделка, рубль (или иная денежная единица). При этом сделка доминирует в измерениях, поскольку дает наиболее полное представление о процессе формирования финансового результата под влиянием выручки. Потребитель как единица обретает важность в исследованиях потенциала рынка, культуры и характера потребления, географического распределения клиентуры и т. д.

Концепция № 3. Способ подачи информации влияет на интерпретацию сообщения получателем. Эта концепция чрезвычайно важна, поскольку она отвергает традиционный подход к информационному потоку как к последовательности нулей и единичек, несущих строго заданный и не подлежащий изменению смысл. В повседневной речи мы сталкиваемся с означенным явлением ежедневно, прибегая к варьированию интонации речи. Интонации помогают создавать многочисленные оттенки одного и того же слова, наделяя это слово новым смыслом и содержанием. В этой связи хочется напомнить, как однажды знаменитая шведская актриса Инга Тидблад (Inga Tidblad, 1901–1975) записала целую пластинку, озвучив десятками способов одно-единственное слово «любимый».

На содержание сообщения влияют не только интонация, но и прочие факторы, перечислить которые полностью  затруднительно. Иногда общий антураж  письменного сообщения предопределяет способ, которым послание прочитает адресат, последний в данном случае самостоятельно выберет подходящую, на его взгляд, интонацию. К примеру, прочитайте помещенное ниже четверостишие нараспев, подражая В.С. Высоцкому:

 

Жизнь без тревог – прекрасный светлый день,

Тревожная – весны младые грезы.

Там – солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь – и гром, и молния, и слезы…

 

Всякий, кто мало-мальски знаком с творчеством Владимира Высоцкого, легко представит себе звучание хрипловатого голоса, напевающего этот куплет. Человек, владеющий игрой на гитаре, сможет даже сымпровизировать и исполнить куплет. Каково же будет удивление читателя, когда он узнает, что перед ним не стихи Высоцкого и даже не стихи в подражание Высоцкому, а образчик поэзии А.А. Фета32.

Таким образом, мы видим, что единичное упоминание имени барда вызвало массу ассоциаций и заставило с особой энергией и выразительностью прочесть стихи «нелюбимого» поэта (к великому сожалению, нелюбимого не только школьниками, но и иными литературоведами), произведения которого мы со школьной скамьи приучены декламировать уныло, «блеющим голоском».

Завершая тему, приведем еще один показательный пример. Вообразим  себе слово «ЗДЕСЬ», написанное на вывеске, размещенное на МгЫ-страничке и  выбитое в гранитной плите. Во всех трех случаях возникнут различные ассоциации и интерпретация слова окажется различной. В первом случае слово будет интерпретировано, как «Вход (выход/запасный выход) здесь». Во втором случае получаем интерпретацию «Кликай сюда!». В третьем случае интерпретация окажется менее радостной: «Здесь покоится… и т. д.».

Если Земля зиждется на четырех  слонах, как считалось в Древней  Индии, то информационный маркетинг  зиждется на четырех концепциях. Следовательно, нам осталось познакомиться с  последним «слоном».

Концепция № 4 гласит: ценность девальвированной информации возрастает со временем. В переводе на житейскую мудрость данное положение принимает вид: все новое – это хорошо забытое старое. В жизни общества и отдельных индивидов большинство событий происходит в рамках цикличных или цикличноподобных (итерационных) процессов. Не случайно еще древние китайцы сформулировали требование избегать тех поступков, которые могут затянуть в круговорот повторяющихся неприятностей и ошибок (китайской философии вторит русская народная мудрость: один раз изменила – и любовник за любовником, одну жену бросил – и развод за разводом).

Нас сейчас «коловращение жизни» интересует потому, что имеют свойство повторяться  во времени мода, волны спроса, экономические  кризисы, традиции, считавшиеся отжившими, и т. д. По этой причине информация о потребителе, которая в какой-то момент стала неактуальной и обесценилась, рано или поздно будет вновь востребована. То есть ценность любых сведений испытывает взлеты и спады, повторяющие циклические изменения на рынке.

Нечто подобное случается в жизни  каждой любящей супруги, которая  обожает под Новый год радовать семейство праздничным тортом собственного приготовления. Рецепт этого торта  – информация с определенной ценностью. Начиная со 2 января и заканчивая 30 декабря ценность данной информации близка к нулевой, поскольку готовить трудоемкий праздничный торт в обычные дни женщина не желает. Однако, хорошая домохозяйка, она не выбрасывает рецепт с нулевой стоимостью, а держит его записанным в какой-нибудь личной тетрадке на кулинарную тему (выражаясь научно: в архиве). В тот момент, когда стоимость рецепта резко возрастает, женщина обращается к архиву и извлекает оттуда нужную информацию, временно добавляя ее в действующую базу данных.

Поэтому главный вывод, который мы должны сделать из четвертой концепции информационного маркетинга, состоит в том, что обесценившаяся информация не должна уничтожаться, но у разумного бизнесмена подлежит обязательной архивации с обеспечением доступа по первому требованию. Заметим, что четвертая концепция недвусмысленно апеллирует к философской абстракции от парадигмы hic et nunc. Цена информации не равнозначна ценности последней, в силу чего колебания цены могут иметь место в актуальности и даже вызывать частичную девальвацию (более – психологическую) ценности сведений, однако в дальнейшем истинная ценность сведений самопроизвольно восстанавливается на той или иной фазе экономического или культурного цикла.

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО  МАРКЕТИНГА

2.1. Российское законодательство об информации

 

Рассмотрим подробнее некоторые  моменты классификации сведений. В управленческих целях, включая  и управление сбытом, информация различается  на первичную и вторичную. При этом первичная информация охватывает результаты разнообразных исследований, тогда как вторичная информация как бы «дается свыше» – ее формируют нормативно-правовые источники: законы, указы, положения и т. д. Однако здесь необходимо провести четкое различение: то, что первично для одной сферы деятельности, может оказаться вторичным для другой сферы, и наоборот. В частности, сбытовая деятельность четко регламентируется разнообразными нормативно-правовыми актами. Они для нее вторичны. Для информационного маркетинга, между тем, такие акты являются первичными. Это не более чем сведения, которые надлежит добыть для управленцев в целях обеспечения исправного функционирования службы сбыта.

Существует ли информация, вторичная  для информационного маркетинга? Оказывается, да. Очевидно, что подобного  рода сведения содержатся в документах действующего законодательства Российской Федерации, составляющих нормативно-правовую базу по регулированию деятельности в сфере непосредственно информационного маркетинга.

Информация о работе Иноформационный маркетинг