Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:43, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть сущность торговой марки и понять насколько важно использование товарной и торговой марки, рассмотреть эффективность её использования на конкретном примере.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования выявляются следующие задачи:
раскрыть суть товарного знака, товарной марки и бренда;
рассмотреть виды, классификацию товарных знаков и товарных марок;
рассмотреть и ознакомиться с использованием товарного знака и его правовой охраной;
дать характеристику совместного предприятия «Санта Бремор»;
проанализировать процесс использования и оценить эффективность товарной марки на совместном предприятии «Санта Бремор».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ Товарной МАРКИ…………6
1.1 Понятие, элементы, атрибуты и преимущества использования товарной марки……………………………………………………………………………...6
1.2 Классификация и характеристика товарной марки и товарного знака….12
1.3 Правовая охрана товарного знака………………………………………….15
1.4 Характеристика основных марочных стратегий, разработка, управление и функции товарной марки……………………………………………………….18
2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «САНТА-БРЕМОР» ООО……………………………………………………..24
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия……………………..24
2.2 Анализ организационной структуры управления маркетингом………..27
2.3 Анализ маркетинговой политики предприятия СП «Санта-Бремор» ООО
……………………………………………………………………………………29
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ «САНТА БРЕМОР» ООО…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Маркетинг на промышленном предприятии
На тему: Исследование эффективности торговой марки на примере
Студентка
ФМк, 4-й курс, РММ-1 З.О. Меметова
Руководитель
Ассистент кафедры маркетинга О.И. Козловская
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 44с., 1 табл., 4 рис., 14 источников.
Ключевые слова: товар, товарная марка, товарный знак, бренд, потребитель, конкурентоспособность продукции, правовая охрана.
Объект исследования: торговая марка.
Субъект исследования: СП «Санта-Бремор» ООО.
Предмет исследования: использование и эффективность товарной марки.
Цель курсовой работы – на основе анализа теоретической и практической части изучить особенности, структуру и охрану товарного знака, его сущность и использование.
Методы исследования: табличный и графический метод, метод обобщения и сравнительного анализа, системно-структурный метод.
Исследования и разработки: изучены основные понятия торговой марки, проведена характеристика и классификация торговой марки, рассмотрена правовая охрана торговой марки, описана организационно-экономическая характеристика предприятия, проведён анализ эффективности использования торговой марки СП «Санта-Бремор» ООО.
Область возможного практического применения: учебный процесс, деятельность структурных подразделений предприятий данной отрасли.
Автор работы подтверждает, что приведенный в работе материал правильно и объективно отражает суть торговой марки, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические данные сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ Товарной МАРКИ…………6
1.1 Понятие, элементы, атрибуты и преимущества
использования товарной марки…………………………………………………………………
1.2 Классификация и характеристика товарной марки и товарного знака….12
1.3 Правовая охрана товарного знака………………………………………….15
1.4 Характеристика основных марочных стратегий, разработка, управление и функции товарной марки……………………………………………………….18
2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «САНТА-БРЕМОР» ООО……………………………………………………..24
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия……………………..24
2.2 Анализ организационной структуры управления маркетингом………..27
2.3 Анализ маркетинговой политики предприятия СП «Санта-Бремор» ООО
………………………………………………………………………………
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ «САНТА БРЕМОР» ООО…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………44
ВВЕДЕНИЕ
Проблема разработки, формирования и продвижения товарных марок является актуальной для многих фирм и предприятий. На настоящий момент существует масса примеров удачно разработанных товарных марок, как за рубежом, так и в нашей стране. Однако все еще остается немало вопросов и проблем, возникающих при разработке и в процессе продвижения товарных марок на рынок. Учитывая бурный экономический рост, который переживает наша страна: развитие производственной базы, рост числа компаний - производителей товаров народного потребления, данная тема становится все более актуальной.
В условиях жесткой конкуренции перед даже широко известными предприятиями возникает достаточно сложная задача: как удержать свои позиции на рынке и сохранить эффективность деятельности. Обычно руководством организаций осуществляется ряд мероприятий по увеличению доли на рынке, по снижению затрат в целях осуществления ценовой конкуренции и еще множество других. Но зачастую этого бывает мало, чтобы выжить.
Любой товар при появлении на рынке создает о себе некоторое впечатление - положительное или отрицательное, оно появляется неизбежно, как только потребитель узнает о товаре. Эти ассоциации, восприятие товара потребителем, и называются товарной маркой. Используя её, компания ставит своей целью подтверждение качества товара.
Современные белорусские предприятия работают в условиях, когда происходит быстрое развитие и изменение рынков и усиливается конкуренция с иностранными фирмами, имеющими многолетний опыт работы. В настоящее время отечественным производителям представился шанс укрепиться на внутренних региональных потребительских рынках, занять ниши, освободившиеся в результате снижения активности иностранных фирм и повышения цен на импортные товары.
С точки зрения коммерческой
функции, товарный знак должен способствовать
продвижению на рынке товаров
конкретного владельца
Цель данной работы – раскрыть сущность торговой марки и понять насколько важно использование товарной и торговой марки, рассмотреть эффективность её использования на конкретном примере.
Объектом исследования является СП «Санта Бремор» ООО. Предметом исследования является использование и эффективность товарной марки.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования выявляются следующие задачи:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ Товарной марки
Понятие “товарная марка” все больше становится распространенным в нашей практике, но до сих пор многие употребляют синонимы данному слову, которые не совсем соответствуют реальности.
Белорусская публикация несколько скудна определениями торговой марки, но это не связано с отсутствием интереса или практической потребности, а обусловлено уровнем развития внешней среды, маркетинга и менеджмента на белорусских предприятиях.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что практически присутствуют всего лишь единичные работы, в которых целостно были рассмотрены такие понятия как торговая марка, товарный знак и бренд.
В различной литературе по маркетингу данные термины зачастую трактуются по-разному. В целях объективности необходимо рассмотреть термины из различных источников и только после этого делать выводы о их значении.
Рассмотрим термины:
Пытаясь развести связанные с маркой понятия, В.Е. Сыцко дает такое определение: «Торговая марка - это имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, присущие конкретному виду товара с определёнными потребительскими свойствами и предназначенные для его идентификации и отличия от других товаров того же вида». [2, с. 239].
Но существуют и другие определения «Торговая марка — это один из вариантов перевода англоязычного термина trade mark, что можно перевести как «знак (метка) ремесленника», «торговая марка», «торговый знак», «марка ремесленника», «фабричная марка» и т.п. Значение этих словосочетаний прямо указывает на происхождение самого термина, — как наименования знака ремесленника или продавца, индивидуализирующих свой товар, чтобы покупатель мог отличить его от товара конкурента». [3].
[ 2, с. 221].
По закону Республики
Беларусь «О товарных знаках и знаках
обслуживания», «Товарный знак и
знак обслуживания (далее - товарный знак)
– обозначение, способствующее отличию
товаров и услуг одних юридичес
А.И. Карабликов даёт такое определение: « Товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц». [5, с.310].
Е.П. Голубков подчёркивает, что определение бренд – «это особый лейбл, позволяющий отличить данный продукт от других и символизирующий его ценность». [7, с.704].
Так В.Е. Сыцко определяет: «Бренд - это торговая марка или товарный знак, характеризующийся высокой степенью известности и лояльности потребителей определённого сегмента, воспринимающих его как залог наибольшего соответствия свойств и качеств товара их потребностям и запросам». [2, с.239].
Электронная энциклопедия «Википедия» даёт многостороннее определение: «Бренд (англ. Brand) — термин в маркетинге, символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой». [8].
Таким образом, рассмотрев определения из различных источников можно выделить различия терминов торговая (товарная) марка, товарный знак и бренд: товарный знак - понятие юридическое, и границы его применения ограничены правовой областью. Торговая марка является более широким понятием, чем товарный знак и этот термин законодательно не определен. Обычно термины «торговая марка», «товарная марка» используется при отсутствии юридической составляющей вопроса. Фактическое наполнение, которое закладывают при использовании этих терминов можно описать следующим образом: «товарный знак + все то, что о нем знают и что от него ожидают». Понятие бренда ограничено мнениями, чувствами, ассоциациями и воображением потребителя. Товарный знак станет элементом бренда, если он важен покупателю для отличия и выбора товара. Любой бренд является торговой маркой, но не каждая торговая марка - брендом.
Элементы товарной марки:
Преимущества использования товарной марки:
Во-первых, торговая марка является важным фактором конкуренции, поскольку обеспечивает защищенность товара от атак конкурентов и укрепляет позиции относительно товаров-заменителей.
Во-вторых, известность торговой марки и, как следствие, самой фирмы укрепляет доверие партнеров, облегчает доступ фирмы к финансовым, информационным, человеческим и иным ресурсам. Использование торговых марок производителями товаров позволяет уменьшить власть и влияние торговли как одного из важнейших партнеров. С помощью рекламы как бы перебрасывается мост непосредственно к потребителю, что вызывает спрос, который торговля вынуждена учитывать при формировании заказов (для белорусских фирм этот фактор пока не является доминирующим).
В-третьих, формируется приверженность покупателей в отношении марочных товаров, которая может снижать их чувствительность к цене, затруднять проникновение на рынок конкурирующих товаров, тем самым придавать фирме дополнительную рыночную силу. Кроме того, торговые марки облегчают покупателям выбор среди огромного разнообразия товаров, убеждают их в том, что при покупке товара они получат то же самое качество, что и прежде. Поэтому марочные товары менее подвержены колебаниям рынка.
Информация о работе Исследование эффективности торговой марки на примере ООО «Санта-бремор»