Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:09, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, исследование конкурентов и разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности в торговле.
Введение _________________________________________________________3
1. Общие понятие о конкуренции и об исследовании конкурентов. Значение исследования конкурентов в общей структуре исследования _____________4
2. Процесс исследования конкурентов
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЦУМ Минск»__19
2.2. Анализ конкурентов ОАО «ЦУМ Минск» и конкурентное положение самого предприятия _______________________________________________23
3. Пути совершенствования конкурентной стратегии ОАО «ЦУМ Минск»__________________________________________________________35
Заключение ______________________________________________________37
Список используемой литературы ___________________________________38
Примечание - Источник: [2, с. 101, таблица 6.1.]
Оценка конкурентного статуса организации позволяет решить ряд взаимосвязанных задач:
• выделить относительную позицию организации среди участников рынка.
Таким образом, можно более обоснованно подойти к вопросам разработки маркетинговой стратегии для достижения конкурентных преимуществ, учитывающих конкурентный статус организации и особенности ее рыночного окружения. [4, стр. 80]
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск»
Решение о строительстве ЦУМа «Минск» было принято Советом Министров СССР в 1958 г. Объект строили шесть лет. Строительство было закончено в 1964 г. Распоряжением Совета Министров БССР от 07.06.1964 г. № 731-Р Центральный универмаг «Минск» был отнесен к числу внеразрядных предприятий, т.е. предприятий высшей категории. Торговая деятельность начата 5 ноября 1964 г. Свое второе рождение универмаг получил 16 декабря 1997 г. после реконструкции, которая велась около восьми лет. [11,стр. 2]
Место расположение – г. Минск, пр. Независимости, д.54.
Универмаг имеет два филиала: отдел № 5 «Комаровский», расположенный по ул. В.Хоружей, д.10; отдел № 6 «Товары для женщин», расположенный по ул. Куйбышева, д. 75.
Общая площадь универмага составляла 14,2 тыс.кв.м, в том числе торговая - 5 тыс.кв.м, складская - 4,6, служебно-бытовая - 5,6 тыс.кв.м. Магазин занимается реализацией товаров, а также оказанием различных услуг населению. Соответственно основным сегментом рынка являются домашние хозяйства. Однако кроме населения магазин также обслуживает и предприятия.
Учредителями ОАО "ЦУМ Минск" являются Минский городской Комитет по управлению госимуществом и приватизации РБ и коллектив арендного предприятия "ЦУМ Минск".
Теперь рассмотрим хозяйственно-правовую форму предприятия. Так, Устав ОАО «ЦУМ Минск» утвержден в соответствии с ГК РБ, и законодательством об Открытых Акционерных Обществах, решением Общего собрания учредителей-участников Общества, то есть коллектива данного предприятия.
Общество является юридическим лицом по белорусскому законодательству: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприятие от своего имени заключает договоры, приобретает и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
Предприятие ведет оперативный бухгалтерский учет, предоставляет в установленном порядке статистическую отчетность.
Имущество предприятия 52% находится в государственной и 48% в частной собственности.
Источниками формирования имущества предприятия являются:
Предприятие в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и Уставом.
Со дня своего открытия и до настоящего времени универмаг — одно из крупнейших предприятий торговли в городе Минске и в республике.
Основными поставщиками ОАО являются белорусские предприятия (90%), изделия которых пользуются устойчивым спросом у покупателей.
Покупателям предлагается свыше 30 тыс. видов и разновидностей товаров.
Новая технология размещения оборудования позволила улучшить показ и выкладку товаров, создать благоприятные условия для выбора и увеличить количество покупателей. Сегодня универмаг ежедневно посещают около 40 тысяч покупателей, которые совершают примерно 15 тысяч покупок.
ОАО «ЦУМ Минск» работает пн. - сб. с 9.00 до 21.00, вс. 10.00 до 18.00, без обеда и выходных и располагает следующими помещениями:
§ торговый зал, кафетерий;
§разгрузочные помещения, холодильные камеры и приёмочные помещения, фасовочные;
§ помещения для подготовки товара, хранения тары и упаковки товара, моечная;
§ административно–бытовые помещения;
§ технические помещения: электрощитовая, котельная, вентиляционная камера. [9, стр.8]
Помещения универмага взаимосвязаны. Расположение помещений для приёмки, хранения и подготовки товара к продаже и торгового зала обеспечивают кратчайший путь доведения товаров при выполнении технических операций и при подаче товаров в торговый зал.
Универмаг оснащён оборудованием в соответствии с нормами организации розничной торговли и обеспечен всем необходимым торговым инвентарём; здесь используется традиционный метод продаж.
В универмаге систематически проводятся выставки–продажи, расширенные продажи товаров и демонстрации моделей.
На предприятии постоянно проводится работа по обновлению торгово – технического оборудования, внедрению новых методов обслуживания покупателей, расширению торговых и складских площадей.
В настоящее время структура торгового процесса выглядит следующим образом: на пяти этажах торговых залов размещены 8 товарных отделов, организованных по потребительскому назначению:
Отдел № 1 «Хозтовары» объединяет 5 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 2 «Обувно – галантерейные товары» - 8 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 3 «Швейно – трикотажные товары» - 7 торговых секций, 4 склада;
Отдел № 4 «Товары для дома» - 6 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 5 «Комаровский»;
Отдел № 6 «Товары для женщин»;
Отдел № 7 «Культтовары» - 5 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 8 «Продовольственные товары» - 2 торговые секций, кафе «Олимп», 2 склада.
Основными задачами ОАО «ЦУМ—Минск» являются:
В соответствии с возложенными на него задачами, ОАО «ЦУМ Минск» выполняет следующие функции:
• осуществляет оптовые розничную торговлю товарами народного потребления — на что имеются, соответствующие лицензии на право ведения оптово–розничной торговли,
• изыскивает дополнительные товарные ресурсы по всем видам товаров и вовлекает их в товарооборот, осуществляет закуп товаров недостающих в области у предприятий разных форм собственности, продажу вырабатываемых в республике товаров на экспорт;
• обеспечивает рациональное товароснабжение города товарами своей номенклатуры согласно заключенным договорам, своевременное выполнение заданий по их поставке в розничную сеть
• осуществляет хранение, товаров, в соответствии с технологией, температурных режимов и правил санитарии;
• проводит мероприятия по повышению рентабельности, эффективному использованию основных и оборотных средств, банковских реквизитов, разрабатывает планы экономического и социального развития;
• обеспечивает своевременные расчеты с государственным бюджетом, учреждениями банка, поставщиками, подрядчиками и другими организациями в пределах своих обязательств;
• осуществляет учет рабочего времени, соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с действующим законодательством;
• начисляет и выплачивает заработную плату работникам в соответствии со штатным расписанием, утвержденными директором Положением о премировании и Коллективным договором;
• разрабатывает предложения по расширению ассортимента, освоению новых видов товаров на основе изучения покупательского спроса населения;
• внедряет новые технику и технологии, способствующие механизации труда.
Трудовые отношения на предприятии регулируются коллективным договором, в котором предусмотрена повременно–премиальная форма оплаты труда для работников администрации, а для работников магазинов предусмотрена сдельно–премиальная.
Общая списочная численность персонала ОАО «ЦУМ Минск» сегодня составляет 1152 человека, в том числе 1109 сотрудника заняты в розничной тороговле, 34 – предоставление услуг ресторана, 7 - предоставление услуг бара, 2- предоставление услуг парикмахерской.
В настоящее время 80% работающих имеют высшее образование.
Численность работников аппарата управления в 2011 году по сравнению с 2012 годом снизилась на 7 человек, а количество специалистов с высшим образованием увеличилось на 66.
Теперь более подробно остановимся на основных показателях деятельности ОАО «ЦУМ Минск» за последние два года.
- наблюдается существенный рост издержек обращения, который во многом связан с увеличением оплаты труда;
- по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года, произошло
увеличение расходов на
- наблюдается постоянный
рост товарооборота как по
отношению к плановым
- наблюдается постоянный рост величины валового дохода, при одновременном увеличении его доли в товарообороте, что свидетельствует о росте средних торговых надбавок и изменений, происходящих в структуре товарооборота;
- отрицательным является снижение чистой прибыли, при этом следует отметить, что, несмотря на то, что увеличился товарооборот на одного работника и кв.м., прибыль на одного работника снизилась;
- происходит рост товарных
запасов, при этом одновременно
снижается
На сумму валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия положительно повлияло увеличение общей суммы реализованных торговых надбавок и отрицательно — увеличение суммы налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода.
Таким образом, хозяйственная деятельность предприятия ОАО «ЦУМ Минск» остается достаточно стабильной. В целом ОАО «ЦУМ Минск» — это стабильно развивающиеся предприятие торговли, которые постоянно совершенствуют как организацию торговли, расширяя свой ассортимент и повышая качество предлагаемой продукции, так и заботится о своих работниках, улучшая условия работы и повышая их заработную плату.
Минск - самый крупный торговый центр Республики Беларусь. Мы много чего достигли за предыдущую пятилетку и должны гордиться результатами своего труда. На долю города приходится более трети всего объема розничного товарооборота страны. В столице функционирует более трех тысяч различных торговых точек, в том числе более 2,2 тысячи магазинов общей торговой площадью более 440 тысяч квадратных метров и более тысячи киосков и палаток, а также торговые комплексы общей площадью около 200 тысяч квадратных метров (далее - тыс. кв. метров). В розничной торговле и общественном питании работает более 150 тыс. человек.
За предыдущую пятилетку введено 37 новых объектов торговли площадью свыше 25 тыс. кв. метров с использованием современных торговых технологий и энергосберегающих систем.
Большое внимание уделяется вопросам конкурентоспособности отечественных товаров, увеличению наличия в продаже продукции с улучшенными потребительскими свойствами, отвечающей запросам населения, что способствует наращиванию объемов экспорта и уменьшению импорта.
Осуществляются мероприятия по техническому перевооружению, внедрению на торговых объектах прогрессивных технологий и форм обслуживания.
За последние годы конкуренция в сфере розничной торговли промтоварами в г. Минске заметно возросла, в первую очередь за счет открытия новых торговых центров. Среди них: «Столица», «Рига», «Манеж», «Мир моды», «Зеркало», «Олимп», «Европа», «Паркинг», «Атлантик», «Импульс» и прочие. Еще около десятка новых объектов, аналогичных по своим масштабам, появится в течение 2010-2015 г. Еще ряд объектов находится сейчас в стадии проектирования, например, торговый центр на площадях завода «Горизонт» в квартале улиц Красная – Куйбышева – Киселёва.