Исследование конкурентов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, исследование конкурентов и разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности в торговле.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________3
1. Общие понятие о конкуренции и об исследовании конкурентов. Значение исследования конкурентов в общей структуре исследования _____________4
2. Процесс исследования конкурентов
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЦУМ Минск»__19
2.2. Анализ конкурентов ОАО «ЦУМ Минск» и конкурентное положение самого предприятия _______________________________________________23
3. Пути совершенствования конкурентной стратегии ОАО «ЦУМ Минск»__________________________________________________________35

Заключение ______________________________________________________37
Список используемой литературы ___________________________________38

Файлы: 1 файл

Курсач___Маркетинг.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Примечание - Источник: [2, с. 101, таблица 6.1.]

 

Оценка конкурентного статуса организации позволяет решить ряд взаимосвязанных задач:

  • определить особенности развития конкурентной ситуации;
  • оценить степень доминирования организаций на рынке;
  • установить ближайших конкурентов;

• выделить относительную позицию организации среди участников рынка.

Таким образом, можно более обоснованно подойти к вопросам разработки маркетинговой стратегии для достижения конкурентных преимуществ, учитывающих конкурентный статус организации и особенности ее рыночного окружения. [4, стр. 80]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ конкурентов ОАО «ЦУМ-Минск»

 

2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «ЦУМ-Минск»

 

Решение о строительстве ЦУМа «Минск» было принято Советом Министров СССР в 1958 г. Объект строили шесть лет. Строительство было закончено в 1964 г. Распоряжением Совета Министров БССР от 07.06.1964 г. № 731-Р Центральный универмаг «Минск» был отнесен к числу внеразрядных предприятий, т.е. предприятий высшей категории. Торговая деятельность начата 5 ноября 1964 г. Свое второе рождение универмаг получил 16 декабря 1997 г. после реконструкции, которая велась около восьми лет. [11,стр. 2]

Место расположение – г. Минск, пр. Независимости, д.54.

Универмаг имеет два филиала: отдел № 5 «Комаровский», расположенный по ул. В.Хоружей, д.10;   отдел № 6  «Товары для  женщин»,  расположенный по ул. Куйбышева, д. 75.

Общая площадь универмага составляла 14,2 тыс.кв.м, в том числе торговая - 5 тыс.кв.м, складская - 4,6, служебно-бытовая - 5,6 тыс.кв.м. Магазин занимается реализацией товаров, а также оказанием различных услуг населению. Соответственно основным сегментом рынка являются домашние хозяйства. Однако кроме населения магазин также обслуживает и предприятия.

Учредителями ОАО "ЦУМ Минск" являются Минский городской Комитет по управлению госимуществом и приватизации РБ и коллектив арендного предприятия "ЦУМ Минск".

Теперь рассмотрим хозяйственно-правовую форму предприятия. Так, Устав ОАО «ЦУМ Минск» утвержден в соответствии с ГК РБ, и законодательством об Открытых Акционерных Обществах, решением Общего собрания учредителей-участников Общества, то есть коллектива данного предприятия.

Общество является юридическим лицом по белорусскому законодательству: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предприятие от своего имени заключает договоры, приобретает и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.

Предприятие ведет оперативный бухгалтерский учет, предоставляет в установленном порядке статистическую отчетность.

Имущество предприятия 52% находится в государственной и 48% в частной собственности. 

Источниками формирования имущества предприятия являются:

  • денежные и материальные взносы учредителя;
  • доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

Предприятие в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь и Уставом.

Со дня своего открытия и до настоящего времени универмаг — одно из крупнейших предприятий торговли в городе Минске и в республике.

Основными поставщиками ОАО являются белорусские предприятия (90%), изделия которых пользуются устойчивым спросом у покупателей.

Покупателям предлагается свыше 30 тыс. видов и разновидностей товаров.

Новая технология размещения оборудования позволила улучшить показ и выкладку товаров, создать благоприятные условия для выбора и увеличить количество покупателей. Сегодня универмаг ежедневно посещают около 40 тысяч покупателей, которые совершают примерно 15 тысяч покупок.

ОАО «ЦУМ Минск» работает пн. - сб. с 9.00 до 21.00, вс. 10.00 до 18.00, без обеда и выходных и располагает следующими помещениями:

§ торговый зал, кафетерий;

§разгрузочные помещения, холодильные камеры и приёмочные помещения, фасовочные;

§ помещения для подготовки товара, хранения тары и упаковки товара, моечная;

§ административно–бытовые помещения;

§ технические помещения: электрощитовая, котельная, вентиляционная камера. [9, стр.8]

Помещения универмага взаимосвязаны. Расположение помещений для приёмки, хранения и подготовки товара к продаже и торгового зала обеспечивают кратчайший путь доведения товаров при выполнении технических операций и при подаче товаров в торговый зал.

Универмаг оснащён оборудованием в соответствии с нормами организации розничной торговли и обеспечен всем необходимым торговым инвентарём; здесь используется традиционный метод продаж.

В универмаге систематически проводятся выставки–продажи, расширенные продажи товаров и демонстрации моделей.

На предприятии постоянно проводится работа по обновлению торгово – технического оборудования, внедрению новых методов обслуживания покупателей, расширению торговых и складских площадей.

В настоящее время структура торгового процесса выглядит следующим образом: на пяти этажах торговых залов размещены 8 товарных отделов, организованных по потребительскому назначению:

 

Отдел № 1 «Хозтовары» объединяет 5 торговых секций, 5 складов;

Отдел № 2 «Обувно – галантерейные товары» - 8 торговых секций, 5 складов;

Отдел № 3 «Швейно – трикотажные товары» - 7 торговых секций, 4 склада;

Отдел № 4 «Товары для дома» - 6 торговых секций, 5 складов;

Отдел № 5 «Комаровский»;

Отдел № 6 «Товары для женщин»;

Отдел № 7 «Культтовары» - 5 торговых секций, 5 складов;

Отдел № 8 «Продовольственные товары» - 2 торговые секций, кафе «Олимп», 2 склада.

Основными задачами ОАО «ЦУМ—Минск» являются:

  • получение прибыли;
  • обеспечение населения товарами;
  • эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов
  • социальное развитие коллектива:
  • создание благоприятных условий труда;
  • осуществление постоянного контроля за строгим соблюдением действующих правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности;
  • обеспечение проведения мероприятий по укреплению трудовой дисциплины.

В соответствии с возложенными на него задачами, ОАО «ЦУМ Минск» выполняет следующие функции:

• осуществляет оптовые розничную торговлю товарами народного потребления — на что имеются, соответствующие лицензии на право ведения оптово–розничной торговли,

• изыскивает дополнительные товарные ресурсы по всем видам товаров и вовлекает их в товарооборот, осуществляет закуп товаров недостающих в области у предприятий разных форм собственности, продажу вырабатываемых в республике товаров на экспорт;

• обеспечивает рациональное товароснабжение города товарами своей номенклатуры согласно заключенным договорам, своевременное выполнение заданий по их поставке в розничную сеть

• осуществляет хранение, товаров, в соответствии с технологией, температурных режимов и правил санитарии;

• проводит мероприятия по повышению рентабельности, эффективному использованию основных и оборотных средств, банковских реквизитов, разрабатывает планы экономического и социального развития;

• обеспечивает своевременные расчеты с государственным бюджетом, учреждениями банка, поставщиками, подрядчиками и другими организациями в пределах своих обязательств;

• осуществляет учет рабочего времени, соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с действующим законодательством;

• начисляет и выплачивает заработную плату работникам в соответствии со штатным расписанием, утвержденными директором Положением о премировании и Коллективным договором;

• разрабатывает предложения по расширению ассортимента, освоению новых видов товаров на основе изучения покупательского спроса населения;

• внедряет новые технику и технологии, способствующие механизации труда.

Трудовые отношения на предприятии регулируются коллективным договором, в котором предусмотрена повременно–премиальная форма оплаты труда для работников администрации, а для работников магазинов предусмотрена сдельно–премиальная.

Общая списочная численность персонала ОАО «ЦУМ Минск» сегодня составляет 1152 человека, в том числе 1109 сотрудника заняты в розничной тороговле, 34 – предоставление услуг ресторана, 7 - предоставление услуг бара, 2- предоставление услуг парикмахерской.

В настоящее время 80% работающих имеют высшее образование.

Численность работников аппарата управления в 2011 году по сравнению с 2012 годом снизилась на 7 человек, а количество специалистов с высшим образованием увеличилось на 66.

Теперь более подробно остановимся на основных показателях деятельности ОАО «ЦУМ Минск» за последние два года.

- наблюдается существенный  рост издержек обращения, который во многом связан с увеличением оплаты труда;

- по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года, произошло  увеличение расходов на содержание  сооружений, помещений и инвентаря, а также прочие расходы: телефонная связь, интернет, телетайп, почтовые расходы, содержание кафе, бланки, канцтовары, услуги банка, инкассация и др).

- наблюдается постоянный  рост товарооборота как по  отношению к плановым показателям, так и прошлому периоду, причем  как в действующих, так и сопоставимых  ценах;

- наблюдается постоянный рост величины валового дохода, при одновременном увеличении его доли в товарообороте, что свидетельствует о росте средних торговых надбавок и изменений, происходящих в структуре товарооборота;

- отрицательным является  снижение чистой прибыли, при этом следует отметить, что, несмотря на то, что увеличился товарооборот на одного работника и кв.м., прибыль на одного работника снизилась;

- происходит рост товарных  запасов, при этом одновременно  снижается товарооборачиваемость, что негативно сказывается на эффективности деятельности предприятия.

На сумму валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия положительно повлияло увеличение общей суммы реализованных торговых надбавок и отрицательно — увеличение суммы налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода.

Таким образом, хозяйственная деятельность предприятия ОАО «ЦУМ Минск» остается достаточно стабильной. В целом ОАО «ЦУМ Минск» — это стабильно развивающиеся предприятие торговли, которые постоянно совершенствуют как организацию торговли, расширяя свой ассортимент и повышая качество предлагаемой продукции, так и заботится о своих работниках, улучшая условия работы и повышая их заработную плату.

 

 

    1. Анализ конкурентов ЗАО «ЦУМ Минск» и конкурентное положение    самого предприятия

 

Минск  - самый крупный торговый центр Республики  Беларусь. Мы много чего достигли за предыдущую пятилетку и должны гордиться результатами своего труда. На  долю  города  приходится  более трети  всего  объема  розничного товарооборота  страны.  В  столице функционирует  более  трех  тысяч различных  торговых  точек, в том числе более 2,2  тысячи  магазинов общей  торговой площадью более 440 тысяч квадратных метров  и  более тысячи  киосков и палаток, а также торговые комплексы общей площадью около  200  тысяч  квадратных метров (далее - тыс.  кв.  метров).  В розничной  торговле  и  общественном  питании  работает  более   150 тыс. человек.

За  предыдущую  пятилетку  введено 37 новых  объектов  торговли площадью  свыше  25  тыс.  кв. метров с использованием  современных торговых технологий и энергосберегающих систем.

Большое   внимание   уделяется  вопросам  конкурентоспособности отечественных  товаров, увеличению наличия  в  продаже  продукции  с улучшенными   потребительскими   свойствами,   отвечающей   запросам населения,   что   способствует  наращиванию  объемов   экспорта   и уменьшению импорта.

Осуществляются   мероприятия  по  техническому  перевооружению, внедрению  на  торговых  объектах прогрессивных  технологий  и  форм обслуживания.

За последние годы конкуренция в сфере розничной торговли промтоварами в г. Минске заметно возросла, в первую очередь за счет открытия новых торговых центров. Среди них: «Столица», «Рига», «Манеж», «Мир моды», «Зеркало», «Олимп», «Европа», «Паркинг», «Атлантик», «Импульс» и прочие. Еще около десятка новых объектов, аналогичных по своим масштабам, появится в течение 2010-2015 г. Еще ряд объектов находится сейчас в стадии проектирования, например, торговый центр на площадях завода «Горизонт» в квартале улиц Красная – Куйбышева – Киселёва.

Информация о работе Исследование конкурентов предприятия