Исследование конкурентов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, исследование конкурентов и разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности в торговле.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________3
1. Общие понятие о конкуренции и об исследовании конкурентов. Значение исследования конкурентов в общей структуре исследования _____________4
2. Процесс исследования конкурентов
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЦУМ Минск»__19
2.2. Анализ конкурентов ОАО «ЦУМ Минск» и конкурентное положение самого предприятия _______________________________________________23
3. Пути совершенствования конкурентной стратегии ОАО «ЦУМ Минск»__________________________________________________________35

Заключение ______________________________________________________37
Список используемой литературы ___________________________________38

Файлы: 1 файл

Курсач___Маркетинг.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Формат современного супермаркета стали развивать реконструированные универсамы «Радзивилловский» (мр-н Веснянка, бывший универсам «Дрозды»), супермаркеты сети «Соседи», расположенные в локальных Торговых Центрах «Восток», «Веснянка» и «Рига».

Дискаунтер предполагает цивилизованные покупки по экономичным ценам (ниже среднерыночных) про гарантии качества и безопасности товара, соблюдении  продавцом всех налоговых выплат в бюджет в соответствии с законодательством. Ценовое преимущество дискаунтера обеспечивается за счет технологичности в организации работы – создания центрального аппарата, единого распределительного центра и эффективно работающей логистики, а так же минималистского исполнения магазина. Формат дискаунтера предполагает большой товарооборот на единицу оборудования, загрузку с «колес», минимизацию складских помещений, выкладку товаров в складской упаковке (коробках, ящиках, а паллетах).

Первый в Беларуси дискаунтер появился во второй половине 1990-х – «Евроопт» на ул. Казинца, 52. В январе 2005 г. в Минске по адресу ул. Матусевича, 35, открыт компанией «Хартия» дискаунтер «На недельку». При создании магазина был использован опыт работы российских дискаунтеров, в частности, санкт-петербургского дискаунтера «Лента». Торговые площади « На недельку» составляют 2200 кв. м, ассортимент насчитывает около 7 тыс. наименований продуктов питания и товаров хозяйственного назначения. Рядом с магазином имеется парковка на незначительное количество машиномест.

Дочерняя компания A1 Group,  крупнейший акционер X5 Retail Group (сети «Пятерочка» и «Перекресток») консорциум «Альфа-групп» при участии финансовой корпорации  IFC будет строить в стране с нуля сеть из 128 дискаунтеров, в которые до 2010 года инвестирует $83 млн. В рамках проекта в Белоруссии до 2010 года планируется открыть 128 дискаунтеров средней площадью 500 кв.м. Первые магазины появятся в Минске, затем – в Могилеве, Бресте, Бобруйске, Гомеле и Витебске. Планируемое соотношение собственных площадей к арендованным составит 40 к 60.

Создание в Беларуси сети дисконтных магазинов предусмотрен республиканской программой развития торговли. Создание таких магазинов позволит не только улучшить обслуживание населения, но и существенно реформировать отношение между организациями торговли и товаропроизводителями.

В настоящее время спрос населения на современные форматы торговли остается неудовлетворенным. Если в центральной части города заметна концентрация объектов торговли – торговых центров и крупных универсамов, то в спальных районах, на которые и приходится основная концентрация населения, ощущается недостаток объектов торговли.

В настоящее время спрос населения на продовольственные товары и в значительной степени, на ТНП, удовлетворяется за счет рынков. Рынки до сих пор остаются важными игроками рынка торговли. И в среднесрочной перспективе роль рынков в удовлетворении потребностей населения остается высокой. Это объясняется тем, что в современных торговых центрах цены на товары высокие, что связано отчасти и с высокими издержками арендаторов торговых мест в торговых центрах. Аналогичные товары на рынках иногда в разы могут быть дешевле, чем в павильонах торговых центров. Такая ситуация привлекает к ним как малообеспеченные слои населения, а также и более обеспеченные, которые логично полагают, что нет смысла платить за аналогичный товар большие деньги. В долгосрочном периоде перспективы у рынков нет, поскольку их ликвидация или перепрофилирование в городской черте возможны административными методами. Рынки на периферии города, а также крупнейшие в центральной части (Комаровский, Червенский), будут сохранены и как важные места торговли,  и как своеобразный городской ландшафт.

Первые действующие гипермаркеты пока не являются доминирующими на рынке, хотя достижение планового потока в 8-10 тыс. посетителей в день на стандартном этапе – знаковый показатель востребованности таких форматов торговли.

Несколько иная ситуация с торговыми центрами, работающими на рынке непродовольственных товаров. В ряде из них имеются вакантные места для арендаторов. Но и здесь ситуация складывается отнюдь не из-за удовлетворенного потребительского спроса, а скорее связана с концентрацией в узком географическом ареале. Спальные районы до сих пор в должной мере не охвачены данными объектами торговли.

 

На данный момент ОАО «ЦУМ Минск» занимает одно из лидирующих мест на рынке. В универмаге имеется отдел маркетинга и аналитической работы, который постоянно осуществляет изучение конкурентов, анализирует спрос, предложение, ассортимент, исследует потребителей и др.

Универмаг оказывает 30 бесплатных и 40 платных дополнительных услуг покупателям: раскрой купленных тканей, доставка товаров на дом, подгонка купленных в универмаге швейных изделий, оформление подарков, хранение товаров в бюро услуг, оверлок. Одной из последних и более значимых услуг стало открытие детской комнаты в универмаге. Дополнительные услуги, оказываемые покупателям, прямо влияют на увеличение товарооборота универмага.

Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчеты, в кредит, а также по пластиковым карточкам «Еврокард/Мастеркард», «Маэстро», «Виза», «Виза Электрон».

ОАО «ЦУМ Минск» с основными поставщиками ведет договорную работу на основе оплаты товаров по факту или по мере реализации, последнее же позволяет снизить такую статью расходов, как «Проценты за пользование кредитом».

ОАО «ЦУМ Минск» управляют специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики организации лежат два основных критерия - образование и опыт работы в сфере торговли. Для всех специалистов разработаны должностные инструкции.

Основные показатели хозяйственной деятельности универмага представлены в Таблице 2.

 

Показатели

2011г.

2012г.

Откло-нение (+,-)

Темпы измене-ния, %

1

2

3

4

5

1. Товарооборот 

в действующих ценах,

всего в действующих ценах без НДС и налога с продаж,

в сопоставимых ценах (всего)

 

150774

124430

 

150774

 

182606

153715

 

170660

 

31832

29285

 

19886

 

121,1

123,5

 

113,2

2. Сумма налогов, включаемых  в выручку

26344

28891

2547

109,7

3.Себестоимость реализованных  товаров, работ, услуг

97069

119637

22568

123,2

4. Расходы на реализацию, сумма

     в % к товарообороту

23526

15,6

27652

15,1

4126

-0,5

117,5

96,8

5. Доходы от реализации, сумма

в % к товарообороту

27361

18,1

34078

18,7

6717

0,6

124,5

103,3

6. Прибыль от реализации, сумма

в % к товарообороту

3835

2,5

6426

3,5

2591

1,0

167,5

140,0

7. Убыток от внереализационных  доходов и расходов

-1962

-3131

-

-

8. Прибыль от операционных доходов и расходов

233

308

75

132,2

9. Прибыль отчетного периода

2106

3131

1025

148,7

10. Налоги и отчисления, уплачиваемые из прибыли

1397

1497

100

107,2

11. Чистая прибыль, сумма

в % к товарообороту

709

0,5

1634

0,9

925

0,4

230,5

180,0

12. Среднесписочная численность  работников, чел.

1126

1152

26

102,3

13. Производительность труда

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

 

133,9

133,9

 

161,1

148,1

 

27,2

14,2

 

120,3

110,6

14. Торговая площадь, кв.м.

9932

9932

-

-

15.Товарооборот на 1 м² торговой площади

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

 

15,2

15,2

 

18,4

17,2

 

3,2

2,0

 

121,1

113,2


Примечание - Источник: собственная разработка

Объем розничного товарооборота за 2011 год составил 150774 млн.руб., за 2012 год  – 182606 млн.руб. и возрос по сравнению с прошлым годом на 21,1 % в действующих ценах, что составило 31832 млн. руб. Темп прироста товарооборота в сопоставимых ценах составил 13,2%.

За отчетный период доход от реализации товаров составил 34078 млн. рублей или 18,7% к обороту. По сравнению с  2011 годом уровень дохода от реализации товаров увеличился на 0,6% к обороту.

Расходы на реализацию за 2012г. составили 27652 млн.руб., или 15,1% к обороту. По сравнению с прошлым периодом уровень расходов снизился на 0,5% к обороту.

В ОАО «ЦУМ Минск» за 2012г. получена прибыль от реализации 6426 млн. руб., что на 2591 млн. руб. больше, чем в 2011г., что составило 3,5% к обороту. На величину прибыли отчетного периода оказали влияние наличие прибыли от операционной деятельности и убыток от внереализационных операций. В результате прибыль отчетного периода составила в 2012 году 3131 млн.руб., темп прироста составил 48,7%.

Размер чистой прибыли в 2012 году увеличился на 925 млн.руб. и составил 1634 млн.руб., темп прироста – 230,5%.

Среднесписочная численность работников организации за 2012г. по сравнению с прошлым периодом увеличилась  на 26 человек, или на 2,3%, и составила 1152 человек.

Производительность труда в действующих ценах увеличилась на 27,2 млн.руб. или на 20,3%, в сопоставимых ценах – на 17,2 млн.руб. или на 10,6%. Товарооборот на 1 м² торговой площади в 2012 году составил 18,4 млн.руб. в действующих ценах и 17,2 млн.руб. в сопоставимых ценах.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЦУМ», рассчитанные за периоды 2011-2012 гг., свидетельствуют о выполнении  принятых обязательств. В течение 2012 года в торговой организации постоянно проводилась активная, целенаправленная работа по увеличению объема товарооборота, что обеспечило высокие темпы прироста этого показателя. Проведенный анализ основных финансово-хозяйственных показателей деятельности ОАО «ЦУМ» свидетельствует о стабильном и устойчивом развитии торговой организации. Все показатели хозяйственной деятельности имеют положительную динамику, организация работает с прибылью.

Таблица 3 - Анализ розничного товарооборота ОАО «ЦУМ Минск» за  2011 – 2012 г.г., млн.руб.

Товарооборот

2011г

2012г

Отклонение

Темп роста, %

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

сумма, млн.руб.

уд.вес, %

Всего валовой товарооборот

150774

100

182606

100

 

31832

 

-

121,1

В т.ч. реализация непрод. товаров

139466

92,5

170371

93,3

30905

0,8

122,1

реализация прод. товаров

11308

7,5

12235

6,7

927

-0,8

108,2


 Примечание - Источник: собственная разработка

 

По сравнению с 2011 годом объем товарооборота возрос на 21,1%, в т.ч. по реализации продовольственных товаров – на 8,2%, по розничной реализации непродовольственных товаров – на 22,1%, т.е. наиболее медленные темпы роста отмечены по продаже продовольственных товаров. Удельный вес реализации продовольственных товаров в общем товарообороте снизился на 0,8%-ных пунктов и составил 6,7%, удельный вес реализации непродовольственных товаров составил за 2012г 93,3%.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЗАО «ЦУМ Минск» занимает отличные позиции на рынке торговли.  Торговля – это, пожалуй, единственная отрасль, в которой самым тесным образом концентрируются интересы большинства отраслей народного хозяйства.

ЗАО «ЦУМ Минск» имеет положительные показатели хозяйственной деятельности, что свидетельствует о отлично поставленной работе. Универмаг имеет большой потенциал для развития в будущем. Кроме того, постоянно совершенствует свою работу путём нововведений и новаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути совершенствования конкурентной стратегии ЗАО «ЦУМ Минск»

 

Отдел маркетинга и аналитической работы - самостоятельное структурное подразделение предприятия.   Отдел маркетинга и аналитической работы создается приказом директора ОАО «ЦУМ Минск» в соответствии с утвержденной структурой.

В  своей деятельности отделы руководствуются действующим законодательством,  приказами, распоряжениями по предприятию, стандартами и положениями.

Отдел маркетинга и аналитической работы создан с целью:

-максимальной адаптации универмага к требованиям рынка, повышения эффективности функционирования предприятия;

-воздействия на рынок  и потребительский спрос с  помощью всех доступных средств  в целях формирования его в  необходимых для предприятия  направлениях;

-разработка

-производство

-реализация

-сервис.

Отдел маркетинга и аналитической работы ОАО «ЦУМ – Минск» постоянно производит комплексное изучение рынка с целью выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей рынка. На ряду с этим ОАО «ЦУМ-Минск» постоянно участвуют в различных выставках, ярмарках, тем самым поддерживают благоприятный имидж универмага. Для поддержания спроса на продукцию и услуги универмага отдел маркетинга рекламирует свою продукцию. Постоянно изучается рынок рекламы для изучения наиболее эффективных видов рекламы.

Информация о работе Исследование конкурентов предприятия