Исследование особенностей маркетинга в сфере услуг на примере ОАО «КТП»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является изучение маркетинга услуг на примере выбранного предприятия. Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд поставленных задач:
– изучить сущность понятия услуги и ее классификацию;
– определить особенности маркетинга в сфере услуг;
– рассмотреть существующие модели маркетинга услуг

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы особенностей маркетинга в сфере услуг 5
1.1 Сущность понятия услуги и ее классификация 5
1.2 Особенности маркетинга в сфере услуг 10
1.3 Существующие модели маркетинга услуг 16
2. Исследование особенностей маркетинга в сфере услуг на примере ОАО «КТП» 20
2.1 Организационная характеристика ОАО «КТП» 20
2.2 Анализ существующей системы маркетинга на ОАО «КТП» 22
3. Пути совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «КТП» 30
3.1 Основные проблемы в существующей системе маркетинга ОАО «КТП» 30
3.2 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «КТП» 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая-маркетинг услуг.docx

— 93.64 Кб (Скачать файл)

– Наличие страхового запаса нужных товаров на предприятии, наличие списка альтернативных поставщиков, гибкая система заключения договоров с поставщиками.

3) Социальные риски:

– Текучесть кадров.

– Потеря высококвалифицированных специалистов.

Меры по снижению социальных рисков

– Мотивирование персонала предприятия, поддержание системы социальных гарантий.

– Совершенствование системы материального и морального стимулирования за счет программ подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации.

4) Правовые риски:

– Постоянное изменение гражданского, налогового, трудового законодательства РФ.

– Изменения судебной практики, связанной с деятельностью Общества.

Меры по снижению правовых рисков:

– Регулярный мониторинг нормативных актов, регулирующих отношения во всех сферах его деятельности.

– Проверка внутриорганизационных документов на предмет их соответствия действующему законодательству.

5) Износ подвижного состава:

Меры по снижению технических  рисков

– Выполнение всех программ по технической безопасности, проведение систематических мероприятий по предотвращению технических аварий (техосмотры, своевременный текущий, капитальный ремонт, модернизация и др.).

6) Конкурентные риски:

– Конкурентные риски связаны с тем, что автобусы занимают более конкурентоспособное положение на рынке пассажирских перевозок в связи с их маневренностью, техническими характеристиками, размером маршрутной сети.

– Возможность потери части потребителей услуг (пассажиров на общественном транспорте).

Меры по снижению рисков, связанных с деятельностью Общества:

– Расширение маршрутной сети, обслуживаемой Обществом, и оптимизация графиков следования троллейбусов по маршрутам.

– Анализ работы автобусов, прием положительного опыта.

Все эти риски могут  оказать существенное влияние на конечный финансовый результат ОАО  «КТП». Самым значимым риском для  предприятия является недостаточная  компенсация затрат предприятию  со стороны бюджета Кировской  области на  перевозку льготных категорий населения и работу на социально-значимых городских маршрутах. Если предприятию не удастся компенсировать увеличение расходной части или  недополучение части запланированных  доходов, то необходимо будет изыскивать способы получения дополнительных доходов [19].

Предприятие давно на рынке  и прочно укрепило свои позиции, однако рынок транспортных слуг растёт, появляется огромное количество альтернативных видов  транспорта. Это такие, как: маршрутный автомобиль ГаЗель; такси; социальное такси; различные межгородские автобусы, также осуществляющие перевозку  пассажиров в пределах города; маршрутные автобусы.

Увеличение конкуренции  вызывает необходимость поиска новых  путей совершенствования перевозок, различных способов стимулирования сбыта услуг. Анализом проблем и  поиском путей их устранения занимается отдел маркетинга.

Отдел маркетинга играет немаловажную роль на данном предприятии. Отдел маркетинга состоит из 10 человек. Необходимая информация о персонале представлена в таблице 2.2.2:

Таблица 2.2.2

Структура отдела маркетинга [19]

п\п

Наименование деятельности

Кол-во

человек

Стаж работы

1.

Планирование и организация деятельности

2

5, 5, года

2.

Исследование и сбор информации

4

5, 4, 3, 3

3

Анализ информации и выбор путей  решения

2

4, 2

4

Оценка эффективности решения  и выбор стратегии маркетинга

2

5 ,5


 

Планирование и организация  деятельности включает в себя составление планов маркетинга на основе информации и предложений, поступающих из других групп. В плане маркетинга  отражается характеристика основных стратегических целей предприятия, данные по прогнозированию развития региональных рынков, тарифная политика, планы мероприятий по улучшению качества сервиса, план тактических мероприятий, рекомендации по стимулированию сбыта и рекламной работе, описание процедур контроля эффективности маркетинговых мероприятий.

План тактических мероприятий (на ближайший год) имеет несколько  вариантов, что позволяет гибко  реагировать на изменение рыночной ситуации.

Также отдельные работники  занимаются исследованием и сбором информации. Исследования проводятся в отношении:

  • Рынка
  • Потребителей
  • Конкурентов
  • Услуг
  • Цены
  • Системы стимулирования сбыта и рекламы.

После составления программы  исследования происходит сбор информации, который может осуществляться методом  анкетирования, интервьюирования, опроса и т.д.

Следующая группа работников проводит анализ собранной информации, её сортировку и обработку. При этом используются различные методы анализа, например, делается SWOT-анализ для выявления угроз и возможностей предприятия, что позволяет выработать стратегию маркетинга.

После анализа информации разрабатываются различные пути решения существующих проблем, проводится анализ каждого решения, всех плюсов и минусов и выбираются наилучшие  варианты.

Другая группа людей оценивает  эффективность выбранного варианта действий и, либо отправляет на доработку, либо разрабатывает стратегию маркетинга.

В каждой группе работников, занимающихся той или иной деятельностью, назначается ответственный, который  контролирует и координирует деятельность и предоставляет регулярные отчёты вышестоящему руководителю. Отдел маркетинга возглавляет функциональный руководитель, осуществляющий контроль за деятельностью  отдела.

Таким образом, маркетинговый  отдел на предприятии играет немаловажную роль, так как помогает предприятию  развиваться. Сравнительно большое  количество персонала обеспечивает эффективную работу отдела маркетинга и позволяет предоставлять своевременные  отчеты о деятельности отдела руководителю предприятия.

 

 

3. Пути совершенствования  маркетинговой деятельности ОАО «КТП»

3.1 Основные проблемы  в существующей системе маркетинга  ОАО «КТП»

 

На данный момент маркетинг  на предприятии развит и имеет  комплексную и хорошо налаженную систему работы.

На разных этапах деятельности составляются долгосрочные, среднесрочные  и краткосрочные планы маркетинга.

План маркетинга включает в себя несколько разделов: результаты проведенных рыночных исследований, систему целей и стратегию  деятельности предприятия, планы продаж (сбыта), рекламных мероприятий, разработку тарифной политики.

В первом разделе плана  указаны три основных момента: анализ окружающей среды (динамика факторов, образующих конъюнктуру, деятельность правительственных организаций, анализ потребностей основных групп потребителей), анализ деятельности самой фирмы (организация  маркетинга в структуре управления фирмой, наличие эффективной информационной системы и т.д.) и анализ маркетинговых  стратегий (насколько она способствовала достижению целей фирмы, какие для  этого были выделены ресурсы, каковы были расходы предприятия, каков  результат ее деятельности и т.д.).

Далее в плане отражается система целей и генеральная  стратегия деятельности предприятия, выработанные на высшем уровне руководства.

Тарифная политика отражает основные моменты использования  различных видов тарифов, предоставления скидок и льгот тем или иным категориям пассажирам.

Исследованию стимулирования сбыта и рекламы, по нашему мнению, уделяется мало внимания. Почему-то считается, что если предприятие давно на рынке, то нет необходимости проводить рекламную кампанию. Это в корне неверное суждение, так как реклама – двигатель торговли. Это особенно актуально в настоящий момент, так как в условиях нарастающей конкуренции можно главное – не потерять свои позиции и не отойти на второй, а то и на третий план [19].

Существуют различные  факторы, снижающие эффективность  работы маркетингового отдела. К таким  можно отнести:

  1. Недостаточное финансирование отдела не позволяет в полной мере осуществлять запланированные операции по организации деятельности, сбору информации и т.д.
  2. Устаревшее компьютерное оборудование также мешает сортировке, обработке информации.
  3. Нехватка слаженности в коллективе
  4. Большая текучесть кадров.

Данные проблемы существенно  тормозят деятельность маркетингового отдела. Например, достаточно сложно проводить  исследования при нехватке оборудования, канцелярских товаров и т.д.

Также очень существенно  мешает работе  устаревшее компьютерное оборудование, не хватает новых модифицированных программ, которые позволили бы сэкономить время на обработку и сортировку поступающей информации, постоянно  происходят сбои в компьютерах. 

Реализации маркетингового плана также мешает недостаточно слаженная обстановка в коллективе. Из-за недостатка необходимого общения  информация о проделанной работе от группы к группе доходит с опозданием.

На слаженность в коллективе большое влияние оказывает большая  текучесть кадров.

3.2 Рекомендации  по совершенствованию маркетинговой  деятельности ОАО «КТП»

 

Для эффективной деятельности маркетингового отдела на предприятии  необходимо решить существующие проблемы. Прежде всего, руководителю отдела необходимо уведомить руководителя организации  о существующих проблемах и предложить варианты их решения [19].

Есть вопросы, которые  может решить руководитель организации  и вопросы, которые будут относиться непосредственно  к компетенции  начальника отдела.

  1. Проблема финансирования отдела должна решаться руководителем организации и начальником отдела совместно. Руководитель отдела маркетинга предоставляет главе предприятия соответствующие документы (финансовые отчеты за месяц, год, квартал), в которых указаны операции, которые необходимо провести, затраты и прилагаемые к ним расчёты, в которых указаны недостающие суммы.
  2. Замена старого компьютерного оборудования новым, более практичным и удобным в использовании. Эта проблема на данный момент уже рассматривается на предприятии: определяется необходимое количество новых компьютеров, сроки их возможной закупки, установки и, возможно, обучении кадров каким-либо программам.
  3. Вопрос нехватки слаженности в коллективе находится в компетенции руководителя отдела, так как он является ответственным за качество проделанной работы, на что оказывает большое влияние атмосфера в коллективе. Для решения данной проблемы руководителю необходимо составить программу, в которой будут отражены возможные способы решения проблемы. К таким можно отнести: различные корпоративные праздники, психологические тренинги, индивидуальная беседа с каждым работником.
  4. Необходимо бороться также и с большой текучестью кадров, что подрывает работу в целом, так как постоянная смена кадров требует времени на подготовку работников. В связи с этим необходимо разработать соответствующие методы стимулирования работников (различные премии, надбавки, улучшить условия труда)

Все эти проблемы взаимосвязаны  и требуют постепенного устранения.

Основными направлениями развития предприятия являются: обновление подвижного состава, расширение маршрутной сети, оптимизация ценовой политики и улучшение обслуживания пассажиров и заказчиков услуг.

В перспективах развития Общества целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении доли на рынке пассажирских перевозок.

Это возможно путем развития маршрутной сети. В данный момент троллейбусы  используются в основном в центральной  части города, однако, в планах расширение маршрутной сети, что позволит снизить  нагрузку на действующие автобусные маршруты и обеспечить максимальный комфорт для пассажиров.

Предполагается, также, обеспечить стабилизацию объемов доходов от дополнительных сопутствующих услуг  в целях роста окупаемости  расходов на его содержания за счет дополнительных услуг путем реформирования, совершенствования управления и  сокращения внутренних издержек, повышения  конкурентоспособности.

Путем проведения полной инвентаризации имущественного комплекса  и выявления  части имущества не используемого  для собственных нужд, планируется  проводить работу по поиску клиентов для передачи в аренду нежилых  помещений, земельных участков.

При этом, главной задачей  ОАО «КТП» на ближайшие годы остается цель по укреплению позиций на рынке  пассажирских перевозок и  увеличению объемов оказываемых услуг при  сохранении и повышении их качества.

ОАО «Кировское транспортное предприятие» осуществляет перевозку  в достаточно сложных условиях. Недостаток финансовых средств не позволяет  полностью обновить троллейбусный  парк. В результате требуются дополнительные средства на поддержание изношенного  транспорта, производственных площадей и оборудования, кабельной и контактной сетей. Поэтому экологически чистый транспорт нуждается в комплексном  реформировании [19]:

- списание устаревшего  парка, 

- обновление парка, 

- планирование объемов  бюджетного финансирования с  полной компенсацией убытков,  связанных с осуществлением государственного  регулирования тарифов.

Эффективность внедрения  данных мероприятий:

- при замене подвижного  состава улучшится качество перевозки  пассажиров, увеличится пассажиропоток, что приведёт к увеличению  доходов.

- замена контактного провода  и спецчастей сократит затраты  на содержание контактной сети, даст экономию электроэнергии,

- замена устаревшего и  изношенного оборудования, улучшит  состояние охраны труда и техники  безопасности на предприятии.

 

 

Заключение

Информация о работе Исследование особенностей маркетинга в сфере услуг на примере ОАО «КТП»