Исследование товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – ознакомление с процедурой маркетингового исследования.
Для осуществления данной цели выполнялись следующие задачи:
1) выбор методов сбора и технологии обработки данных;
2) обработка данных и представление результатов маркетингового исследования;
3) анализ данных и разработка выводов и рекомендаций по результатам исследования.

Содержание работы

Введение 3
1. Постановка и технология маркетингового исследования
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования 4
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных 5
2. Представление результатов маркетингового исследования
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации 16
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования 41
3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования 45
Заключение 47
Список литературы 48

Файлы: 1 файл

Российская трубная промышленность является одной из крупнейших в мире (Автосохраненный).docx

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Стоит отметить и наращивание производства малыми производителями: рост отгрузок в I полугодии 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 32%. Малые заводы выигрывают за счет более гибких, чем у крупных холдингов, условий ценообразования. Некоторые малые производители готовы сразиться с лидерами не только на традиционной «сварной территории», но и на «бесшовном поле», вход куда значительно дороже. Однако и рентабельность там выше, поэтому, к примеру, МаксиГрупп уже заключила договор с итальянской Danieli о поставке оборудования для выпуска 450 тыс. т бесшовных труб в год. Активизация малых заводов в сегменте бесшовных труб может отрицательно сказаться прежде всего на прибыли лидера - ТМК.

В сегменте бесшовных  труб традиционным российским лидером  является ТМК, делая ставку на развитие данного вида труб. Это можно считать оправданным вследствие большей добавочной стоимости в сравнении с сегментом сварных труб. В последнем командные высоты занимают ОМК и Группа ЧТПЗ. Однако производство сварных труб большого диаметра в последние годы также стало лакомым куском ввиду усиленного спроса на магистральные ТБД со стороны Газпрома и Транснефти. Впрочем, ТМК не готова мириться с ослаблением своих позиций в сегменте ТБД: компания заключила договор со швейцарской Haeusler о поставке оборудования для производства одношовных прямошовных ТБД, которое предполагается начать во II половине 2013 г.

Уровень потребления. Российский трубный рынок последние годы стабильно растет. Основным драйвером роста выступает, прежде всего, нефтегазовая сфера, а также энергетическая, строительная, машиностроительная и металлургическая отрасли и сфера ЖКХ. Спрос на российские стальные трубы за последние 5 лет рос примерно на 8% год, достигнув 7,8 млн т в 2011 г. В I полугодии 2012 г. позитивные тенденции на российском трубном рынке сохранились: прирост потребления по всем типам стальных труб составил 29,5%, что позволило трубникам нарастить поставки на внутренний рынок, правда, вследствие роста импорта, на меньшее значение - 23%.

Потребление и отгрузки труб российскими производителями, млн. т

Спрос в нефтегазовой отрасли (60% от общего объема потребления) определяется тремя факторами: строительством новых трубопроводов, разработкой новых месторождений, заменой изношенных труб новыми. Отметим, что в краткосрочном периоде прямой корреляции между добычей углеводородов и выпуском труб не наблюдается (см. график) в связи с длительным периодом реализации нефтегазовых проектов. Вместе с тем в долгосрочном аспекте оба сектора, естественно, взаимосвязаны

.

Динамика роста  производства труб и добычи нефти  и газа в России, в % к предыдущему  году

Среди труб нефтегазового  сортамента наибольший интерес в  настоящее время представляют трубы большого диаметра в связи с активным строительством новых трубопроводов и восстановлением изношенных участков. Потребление ТБД в России в I полугодии 2012 г. составило 1380 тыс. т, что на 49% больше, чем за аналогичный период 2011 г. Основной вклад в спрос на ТБД в 2010 - 12 гг. вносит строительство СЕГа, ВСТО и нефтепродуктопровода Север. Дополнительным стимулом наращивания мощностей по производству ТБД в России стала переориентация Газпрома на ТБД российского производства, в то время как ранее большую часть поставлял украинский Харцызский трубный завод. Его доля в общих поставках труб Газпрому упала с 50% в 2008 г. до 30% в 2012 г.

Активно развивается  и сегмент линейных труб для поставки углеводородов от месторождения к магистральному трубопроводу. В I полугодии 2012 г. рынок сварных нефтепроводных труб вырос на 35% - до 411 тыс. т.

Ожидается дальнейший рост спроса на ТБД и линейные трубы в связи с рядом крупных трубопроводных проектов в России в ближайшем будущем. Несмотря на важность европейского направления экспорта, более перспективным является азиатское, где потребление и импорт углеводородов растут более динамично.

Таблица 2

Прирост потребления  труб в России в I полугодии 2012 года по сравнению с I полугодием 2011 г.

Рассмотреть спрос  можно также и по сегментам, которых  обычно выделяют три (в зависимости  от способа проивзводства):

1. Рынок труб  нефтепроводного сортамента представлен  спросом как непосредственно  нефтегазодобывающих компаний, так  и строительных организаций. Данный рынок достаточно узок по кругу поставщиков (как правило, крупных производителей) и кругу потребителей (нефтяных и газовых компаний), а наличие высоких барьеров входа подразумевает некоторую стабильность предложения и потребления. В связи с возросшим объемом работ по бурению и обустройству скважин, замене большого количества изношенных труб и строительством новых участков нефте- и газопроводов следует ожидать увеличение спроса на внутреннем рынке на стальные высококачественные трубы, используемые при добыче и транспортировке нефти и газа. Рынок труб практически полностью зависит от состояния и развития магистральных трубопроводов. При реализации крупных проектов строительства нефтегазопроводов спрос на трубы резко увеличивается, а после их завершения столь же стремительно снижается. В 2006 г. спрос на трубы большого диаметра вырос на 38%, но в 2007 г. произошло сокращение спроса, очередной подъем 2008 г. сменился спадом 2009 г., вызванным снижением инвестиционной активности в ТЭК

1.В настоящее время производство труб диаметром 1420 мм в России освоено только на ОАО «Волжский трубный завод», однако, в перспективе ожидается дальнейшее расширение предложения труб за счет реализации новых проектов на Волжском трубном заводе, Выксунском металлургическом заводе, Челябинском трубопрокатном заводе. В соответствии с требованиями заказчиков, выпуск труб с заводским изоляционным покрытием составляет около 50% от всего объема продукции.

2. Рынок горячекатаных  бесшовных труб характеризуется  относительно большим числом участников-потребителей. Данный сегмент рынка наиболее устойчив, и потребление такого рода труб находится на стабильно высоком уровне. По ряду сортаментных позиций бесшовных труб отечественные производственные мощности близки к насыщению, обеспечивая при этом покрытие внутреннего потребления только на 70-75%. На рынке ощущается дефицит предложения высококачественных труб со специальными свойствами. Так, традиционные виды труб при работе в агрессивной среде служат 2-3 года, в то время как трубы с покрытием - 6-7 лет, но их доля в общем объеме производства крайне мала (менее 15%). В настоящее время данный сектор производства труб характеризуется наивысшей рентабельностью, и несколькими российскими предприятиями заявлены инвестиционные программы по увеличению отечественного производства труб данных групп.

3. На рынке  электросварных труб представлено  большое количество производителей, имеющих трубоэлектросварочные станы. Это способствует конкурентной борьбе за потребителя между отечественными производителями, что выражается в относительно невысоком уровне цен и рентабельности производства. Рынок насыщен полностью, предложение превышает спрос и, как следствие, - минимальное присутствие импорта (поставки в пределах 80-100 тыс. т в год).

В связи с низким уровнем капвложений в поддержание  трубопроводной инфраструктуры (29% от необходимых) ремонтно-восстановительные работы в нефтегазовой сфере в скором времени станут не менее актуальными, чем прокладка новых трубопроводов. Средний срок жизни газопроводов - более 22 лет, притом что 14% уже выработали свой ресурс, почти 60% трубопроводов - старше 20 лет.

Возраст  газопроводов «Газпрома»  Возраст нефтепроводов «Транснефти»

Импорт. Россия с советских времен импортировала трубы. Правда, СССР ввозил, как правило, лишь высококачественные трубы из Германии, Японии и Италии - ту продукцию, которую не мог производить сам: обсадные и насосно-компрессорные трубы с высокогерметичной резьбой, сероводородостойкие трубы и трубы с высоким уровнем давления. После развала СССР две его «трубные республики» - Россия и Украина - превратились в прямых конкурентов. В результате наряду с традиционным импортом из Западной Европы Россия столкнулась с ввозом дешевой продукции прямого конкурента - Украины. Российские власти отреагировали довольно оперативно, уже в 1992 г. введя квоту на поставки украинских труб в Россию. Однако к концу 1990-х гг. данные меры уже исчерпали себя. В целях лоббирования своих интересов российские трубники в 1999 г. создали Фонд развития трубной промышленности (ФРТП), который инициировал антидемпинговые расследования в отношении украинских производителей и были введены дополнительные антидемпинговые пошлины в 2005 г. сроком на 5 лет.

Динамика импорта  труб в РФ, тыс. т

Специальных мер  в отношении поставок труб из развитых стран Запада, в целом, никогда не принималось. Западные трубы находятся в премиум-сегменте и до недавнего времени практически не составляли конкуренцию отечественным трубникам. Традиционные поставщики труб в Россию - немецкие Mannesmann и Salzgitter (ныне объединенные в рамках Europipe), японские Sumitomo и JFE, итальянская ILVA. Немецкие ТБД поставляются с 1970-х гг. для магистральных трубопроводов, к которым предъявляются особые требования по качеству.Последние годы отмечены появлением нового игрока на российском трубном рынке - Китая. Его поставки, осуществляемые пока не напрямую, а через трейдеров, растут в геометрической прогрессии и являются реальной угрозой для российских трубников. В 2006 г. в Россию было поставлено 33 тыс. т трубной продукции, а I полугодии 2007 г. - уже 51 тыс. т. В результате прирост в полугодовом отношении составил 442%. Начавшиеся в июне крупные отгрузки ТБД в адрес Транснефти в рамках проекта ВСТО выльются в годовой объем китайского импорта на уровне 180 тыс. т. Доля китайцев на российском рынке бесшовных труб сегмента OCTG в I полугодии 2007 г. выросла до 3,15% по сравнению с 1,2% за аналогичный период 2006 г.

Опасность Китая  состоит в том, что его трубная  продукция, с одной стороны, отличается довольно высоким качеством, поскольку производится в основном на недавно построенных станах, а с другой - относительной дешевизной, будучи поддерживаемой государственными субсидиями. Таким образом, китайские трубники вобрали в себя уровень качества, близкий к западному, и дешевизну, сопоставимую с украинской. Можно предполохить, что рано или поздно российские трубники выступят с инициативой новых антидемпинговых расследований - на этот раз в отношении китайской труб, по аналогии с введенными в США, Канаде и Европе.

Первым действием в отношении этого стало подписание постановления, устанавливающего сроком на девять месяцев временные ставки импортных пошлин в размере 15-20% на отдельные виды проката и труб из черных металлов. Таким образом, цены на импортную металлопродукцию с учетом НДС могут вырасти на 33-38%.

Экспорт. Обладая такими преимуществами как обеспеченность сырьем и низкие издержки на зарплату и энергоносители, российские трубные компании сегодня достаточно конкурентоспособны в мире. К этому стоит прибавить модернизацию производственных мощностей в последние годы, что позволило обрести конкурентоспособность не только в ценовом, но и в качественном отношении. Соответствие российских труб ведущим мировым сертификационным требованиям говорит о довольно прочных позициях отечественных трубников. Последние шаги трубников российской «большой тройки» по совершенствованию своей продукции (яркий пример - получение Выксунским заводом норвежского сертификата DNV, подтверждающего качество ТБД для прокладки по дну моря [10]) позволяют сократить разрыв в качественном плане между отечественными и западными трубами. Впрочем, общего достижения уровня западных производителей, видимо, ждать придется довольно долго, ибо отечественные мелкие производители пока не обладают необходимыми ресурсами для коренной реструктуризации.

Динамика  экспорта российских труб, тыс.т

Традиционно «экспортным  чемпионом» среди трубоизготовителей России является ТМК. Ее доля в общих поставках российских труб на экспорт в 2011 г. составила 56,1%, в I полугодии 2012 г. - 55,3%. Из всех российских трубных компаний ТМК имеет самую разветвленную сеть зарубежных торговых представительств. Помимо этого, у нее единственной есть зарубежные активы - румынские предприятия. С учетом того, что 1 января 2007 г. Румыния вошла в состав Европейского Союза, ТМК получила доступ на закрытый европейский трубный рынок.

География российских поставок за рубеж постоянно растет: если в 2005 г. трубы из России вывозились всего в 15 стран, то в 2012 г. - уже в 79. Общие отгрузки на экспорт в 2007 г. составили 1,5 млн т.

Традиционные  конкуренты российских трубников на постсоветском пространстве - украинские трубные предприятия. Для трубников самым прибыльным регионом в СНГ является нефтегазовая отрасль Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана. Емкость рынка этих стран составляет около 700 тыс. т труб, из которых 250 тыс. т приходится на трубы большого диаметра. Остальные сферы промышленности на постсоветском пространстве пока малоинтересны. В I полугодии 2012 г. Россия увеличила экспорт стальных труб в государства СНГ на 8%.

Сложнее обстоят  дела с экспортом российской трубной  продукции за пределы СНГ ввиду  того, что трубная отрасль во многих государствах защищена высокими таможенными барьерами. Подобная практика активно применяется Евросоюзом и США и Канадой, где действуют антидемпинговые пошлины даже против японских труб. Пошлины на российские трубы действуют по всему миру - от ЕС до Южной Америки. Вместе с тем Европа традиционно является одним из наиболее привлекательных рынков сбыта для отечественных трубников. Ввиду этого введение дополнительных антидемпинговых пошлин на трубную продукцию (в основном на бесшовные трубы) в 2006 г. достаточно больно ударило по отечественным производителям. Например, в I полугодии текущего года поставки за пределы СНГ упали более чем на 20%. Главной составляющей падения экспорта стало снижение поставок в Евросоюз, из-за чего российские трубоизготовители вынуждены искать новые рынки сбыта, в число которых попала даже Южная Америка. Ущерб для российской трубной промышленности вследствие введения пошлин Европейским Союзом оценивается в $300 млн.

В июне 2007 г. в  ряде специализированных СМИ прошла информация о возможной отмене Евросоюзом дополнительных пошлин на ввоз трубной продукции из РФ, которые составляют для труб ТМК 35,8%, Группы ЧТПЗ - 24,1%. С одной стороны, в 2004 г. Евросоюз значительно снизил пошлины на российские и румынские трубы, отменив их антидемпинговую составляющую, введенную в 1997 г. В результате пошлина на российские трубы составляла всего 26,8%, что являлось вполне приемлемой цифрой, позволявшей российским трубникам играть активную роль на европейском рынке. С другой стороны, выход на рынок дешевых и довольно качественных китайских труб, вероятно, заставит европейцев занять оборонительные позиции и на этом фоне вряд ли стоит ожидать послаблений для российской трубной продукции.

Информация о работе Исследование товарного рынка