Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:11, курсовая работа
На сегодняшний день одним из наиболее значимых факторов микросреды предприятия является покупатель (потребитель). Знание о том, почему и как люди потребляют товары, позволяет субъектам рынка понять, как можно улучшить существующие товары, какие продукты нужны рынку, как склонить потребителей к покупке своих товаров. Предприятия, не удовлетворяющие покупателя, не смогут сохранить объемы сбыта своей продукции, что приведет к сокращению производства, снижению доходов и объемов инвестирования. Ориентированное на потребителя предприятие позволяет покупателям оказывать влияние на товары, цены, продвижение и бизнес-процессы, чтобы они соответствовали тому, что покупатели готовы купить, что с большей вероятностью доставит удовольствие потребителям и повысит доходы организации.
Введение………………………………………………………………..…….……4
Поведение покупателей на потребительском рынке…………………..6
Сущность поведения покупателей на потребительском рынке ………..6
Основные характеристики покупателей потребительских товаров…..10
Особенности поведения покупателей детских товаров…………….…..13
2 Изучение потребителей …………………………………………….……16
2.1 Основные этапы изучения потребителей………………………………..16
2.2 Методы изучения покупательского поведения……………………...….20
2.3 Опыт изучения потребителей детских товаров……………………........23
3 Исследование потребителей детской косметики……………………….25
3.1 Программа исследования потребителей……………………………...…25
3.2 Обработка результатов исследования…………………..........................27
3.3 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой политики …………………………………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………….…..43
Приложение А………………………………………………………………...
3.1 Программа исследования потребителей
Данное исследование рынка детской косметики было проведено в г. Витебске в период с июля по август 2012 г.
В качестве метода сбора данных были выбраны следующие:
Ассортимент детской косметики представлен всеми товарными категориями.
Европейские производители работают в среднем ценовом сегменте, российские и белорусские производители – в среднем и низком ценовом сегменте. Детская косметика в высоком ценовом сегменте, представленная европейскими компаниями Чикко (Chicco), (Урьяж (Uriage), Веледа (Weleda), Лавера (Lavera), доступна в Интернет – магазинах.
Наблюдение за поведением потребителей показало, что наибольшей популярностью пользуется косметика в возрастной группе от 0 до 3 лет, покупки обычно совершают матери и реже отцы детей. Покупатели склонны подолгу задерживаться около прилавков, самостоятельно изучать ассортимент и надписи на упаковках, иногда обращаться за консультацией к продавцу (чаще в аптеках или небольших детских магазинах). Покупатели детской косметики от 3 лет и старше склонны тратить меньше времени на совершение покупок, их привлекают в основном такие традиционные продукты как шампунь, мыло, зубная паста. Декоративную косметику чаще покупают родители с детьми дошкольного или младшего школьного возраста. Такие продукты как пена для ванн, гель для душа, декоративная косметика пользуются спросом в подарочных наборах. В ходе наблюдения не зафиксировано ни одной самостоятельной покупки детской косметики ребенком.
При проведении опроса было уделено внимание следующим моментам:
3.2 Обработка результатов исследования
В результате исследования потребители были разделены на группы, обладающими схожими мотивами и поведением при покупке детской косметики. Сегментирование покупателей было произведено по количеству детей, воспитывающихся в семье, в результате чего получилось 4 группы:
Соотношение размеров сегментов представлено на рисунке 2.
Рисунок 1 - Объем сегментов рынка детской косметики
Примечание - Источник: собственная разработка
Покупатели, не имеющие детей. Покупатели детской косметики, не имеющие детей, составили 8% из общего числа опрошенных. Покупатели, как правило, знакомы с ведущими брендами на рынке детской косметики и готовы их потреблять. Результаты по знанию и использованию брендов представлены на рисунке 2. Покупатели данного сегмента предпочитают зарубежные бренды Джонсонс Беби и Бюбхен, мало знакомы и мало потребляют отечественные бренды.
Примечание - Источник: собственная разработка
Покупатели данного сегмента используют косметику в личных целях (60%) или преобретают в качестве подарка для детей родных и друзей (60%).
Факторы, влияющие на выбор продуктов того или иного бренда, представлены на рисунке 3. Решающим фактором являются рекомендации родственников и друзей, далее следуют известность марки, гипоаллергенность и натуральный состав. Наименьшее влияние оказывают рекомендации продавца и оформление упаковки.
Рисунок 3 - Факторы, влияющие на выбор детской косметики, для покупателей, не имеющих детей
Примечание - Источник: собственная разработка
Покупатели данного сегмента склонны покупать косметику в гипермаркете (62,5%), в аптеке (62,5%), в специализированых детских магазинах (50%), отдают предпочтение таким традиционным продуктам как мыло (75%), крем (50%), шампунь (50%), гель для душа (50%). Чаще всего покупатели данного сегмента имеют высшее образование (62,5%) , являются работниками по найму (75%) с ежемесячным доходом до 1000 долларов.
Семьи с одним ребенком. В этом сегменте присутствует деление по возрасту ребенка: до трех лет, от трех до шести лет, от шести до двенадцати лет. Соотношение сегментов представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Деление семей с одним ребенком по возрасту ребенка
Примечание - Источник: собственная разработка
Семьи, воспитывающие одного ребенка до 3 лет, представляют собой самый большой сегмент потребителей детской косметики. Родители знакомы с большинством брендов детской косметики, представленными на рынке, но отдают предпочтение маркам Джонсонс Беби, Бюбхен, Ушастый нянь. Среди отечественных брендов лидирует «Мама и малыш». Помимо указанных в анкете брендов респонденты знакомы с косметикой Chicco, Лапушка, Мама Комфорт. Результаты опроса на рисунке 5.
Рисунок 5 - Знание и использование брендов детской косметики покупателями, воспитывающими одного ребенка до трех лет
Примечание - Источник: собственная разработка
Факторы, влияющие на выбор косметики того или иного бренда в этом сегменте, представлены на рисунке 6. Наиболее значимыми являются натуральный состав и гипоаллергенность, важны для покупателя рекомендации родственников и друзей и известность марки. Цена и рекомендации продавца не значимы для данного сегмента покупателей.
Рисунок 6 - Факторы, влияющие на выбор детской косметики, для покупателей с одним ребенком до трех лет
Примечание - Источник: собственная разработка
Несмотря на то, что рынок детской косметики предлагает покупателю широкий ассортимент, не все товарные категории одинаково популярны среди покупателей. Родители детей до трех лет отдают предпочтение таким категориям как крем, салфетки, шампунь, мыло; здесь отсутствуют категории детской декоративной косметики или крем для загара, что объясняется возрастом детей (Рисунок 7).
Рисунок 7 – Рейтинг товарных категорий детской косметики среди покупателей с одним ребенком до 3 лет
Примечание - Источник: собственная разработка
Для маркетолога важно, где покупатели преобретают товар. Родители ребенка до трех лет отдают предпочтение аптекам (61,5%), гипермаркетам (59,6%), специализированным детским магазинам (51, 9%); реже приобретают косметику в сетях магазинов косметики и бытовой химии (26,9%), интернет-магазинах (5,7%), в фирменных магазинах производителя (1,9%). Для оптимального продвижения товара необходимо знать, какие факторы наиболее стимулируют продажи. Самыми важными для респондентов являются экономические факторы, влияющие на стоимость товара и их покупательскую способность (Рисунок 8).
Рисунок 8 - Стимулирование продаж детской косметики для покупателей с одним ребенком до трех лет
Примечание - Источник: собственная разработка
В данном сегменте
преобладают покупатели с
Рисунок 9 - Сегментация покупателей с одним ребенком до трех лет по доходам
Примечание - Источник: собственная разработка
Рисунок 10 - Сегментация покупателей с одним ребенком до трех лет по уровню образования
Примечание - Источник: собственная разработка
Рисунок 11 - Сегментация покупателей с одним ребенком до трех лет по типу занятости
Примечание - Источник: собственная разработка
Покупатели, воспитывающие одного ребенка от 3 до 6 лет и от 6 до 12 лет, составили 12% и 11% соответственно. Рассмотрим обе группы. Покупатели достаточно ознакомлены с брендами, представленными на рынке, и чаще склонны их покупать, чем родители детей до 3 лет, что объясняется большим опытом родителей и сформировавшейся лояльностью к уже знакомым брендам (Рисунок 12). Помимо указанных в анкете брендов респонденты упомянули бренд Винкс Клуб. Среди мотивов покупки косметики покупатели указали, что кроме ухода за своими детьми (100%), используют косметику в личных целях (62,5%) или дарят детям родных и близких (37,5%).
Рисунок 12 - Знание
и использование брендов
Примечание - Источник: собственная разработка
Среди факторов, влияющих на выбор косметики того или иного бренда для родителей с ребенком от 3 до 6 лет, следует отметить гипоаллергенность, цену и рекомендации родственников и друзей. Для родителей детей от 6 до 12 лет важны натуральный состав, известность марки и гипоаллергенность (Рисунок 13).
Рисунок 13 - Факторы, влияющие на выбор детской косметики для покупателей с одним ребенком от 3 до 6 лет и от 6 до 12 лет
Примечание - Источник: собственная разработка
Покупатели данного сегмента отдают предпочтение таким товарным категориям как шампунь, крем, мыло, зубная паста; родители детей от 6 до 12 лет чаще покупают предметы декоративной косметики.
Рисунок 14 - Рейтинг товарных категорий детской косметики для покупателей с одним ребенком от 3 до 6 лет и от 6 до 12 лет
Примечание - Источник: собственная разработка
Покупатели данного
сегмента в равной степени
покупают детскую косметику в
гипермаркете, аптеке, магазинах косметики
и бытовой химии, в детских
специализированных магазинах.
Примечание - Источник: собственная разработка
В данном сегменте преобладают работники по найму (67%) и домохозяйки (27%), есть временно неработающие (7%) и учащиеся (6%). 69% респондентов имеют высшее образование, 13% - незаконченное высшее, 18% - среднеспециальное. Ежемесячные доходы покупателей сегмента составляют до 500 долларов (38%), до 1000 долларов (31%), до 300 долларов (25%), более 1500 долларов (6%).
Семьи, воспитывающие двух детей составили 15% опрошенных. В этом сегменте также целесообразно деление по возрасту детей: семьи с двумя детьми до 6 лет (70%), семьи с двумя детьми до 12 лет (30%). Рассмотрим обе группы.
Покупатели сегмента очень хорошо знакомы с рынком детской косметики, у них уже сформировано мнение о тех или иных брендах. У родителей двух детей до 6 лет предпочтения схожи с родителями одного ребенка до 6 лет (Джонсонс Беби, Бюбхен, Ушастый нянь). У родителей двух детей до 12 лет разность между знанием и употреблением бренда заметно уменьшается, большую популярность получают бренды «Мое солнышко», «Маленькая принцесса». Помимо указанных в анкете брендов знакомы с косметикой брендов Тик-так и Тео Беби.
Среди мотивов покупки косметики лидирует уход за своими детьми (100%), использование косметики «для себя»(50%), подарки детям родных и близких (37,5% - только в сегменте до 6 лет).