Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО “АлюминТехно”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;
- проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы импортной деятельности 7
1.1 Сущность импорта и импортных операций 7
1.2 Регулирование импортной деятельности 12
2 Анализ импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 282
2.1 Экономическая характеристика предприятия 282
2.2 Организация импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 35
2.3 Анализ эффективности импорта СООО «АлюминТехно» 40
3 Совершенствование импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 48
3.1 Предложения по повышению эффективности импортной деятельности 48
3.2 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 54
Заключение 59
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Дипломная работа ГОТОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 1.69 Мб (Скачать файл)

Установление оптимальной ставки налога на прибыль является важнейшей проблемой. Экономической науке известна кривая зависимости поступлений налогов в бюджет от ставки налога (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 – Зависимость поступлений в бюджет от налоговой ставки

Примечание – Источник: [20, с. 16].

Из рассмотрения этого рисунка видно, что налоговые поступления в бюджет в зависимости от увеличения налоговой ставки возрастают до определенной (оптимальной) величины (точка А), а затем снижаются.

Эта зависимость на практике четко не проявляется, хотя в ней имеется определенная логика. При установлении налоговой ставки необходимо соблюдать следующие принципы:

- уровень налоговой ставки  должен устанавливаться с учетом  возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его дохода;

- ставки всех видов  налогов в совокупности должны  быть такими, чтобы общее налоговое бремя на налогоплательщика было не чрезмерным, а умеренным;

- налоговые ставки должны периодически пересматриваться исходя из сложившейся экономической и социальной ситуации в стране;

- налоговые ставки должны  стимулировать рост производства, заинтересованность в труде и  защищать малоимущие и бедные слои общества.

Важным аспектом совершенствования налоговой системы является установление определенных льгот по налогу на прибыль для предприятий, направляющих инвестиции на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства.

4) Уровень развития малого и среднего бизнеса в стране, без которого не может нормально функционировать и развиваться экономика любой страны. Усиливающееся влияние развития малого бизнеса на инвестиционную деятельность обусловлено следующими причинами:

  • более высокой отдачей от инвестиций по сравнению с направлением их на развитие крупного бизнеса;
  • сокращением срока окупаемости инвестиций;
  • более быстрым и дешевым осуществлением технического перевооружения, внедрением и апробированием новых технологий, проведением частичной автоматизации производства, достижением оптимального сочетания механизированного и ручного труда;
  • появлением среднего класса, заинтересованного в стабилизации экономики, располагающего достаточным уровнем доходов, готовым потреблять не самые дешевые товары и услуги.

5) Инвестиционная политика государства является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны. Инвестиционная политика – одна из составных частей экономической политики государства, с помощью которой оно непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса, изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем [20, с. 17].

Кроме вышеперечисленных экономических факторов для инвестора большое значение имеет группа политических факторов. Для него важна прежде всего политическая стабильность в стране, где будут осуществляться инвестиции. Опыт ряда стран (Чили, Китай) свидетельствует о том, что иностранный инвестор безразличен к уровню демократии в стране, правам человека и прочим либеральным ценностям. Для него важнее внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране [63, с. 65].

Сдерживать развитие инвестиционных процессов во внутренней и во внешнеэкономической сферах могут следующие политические факторы:

- сложность и недостаточная  эффективность структур государственного аппарата на всех уровнях управления;

- произвол региональных  властей;

- чрезмерно усложненные  процедуры и длительные сроки  согласования инвестиционных решений;

- недостаточный уровень  гласности и открытости осуществления  этих процедур;

- высокая степень коррупционности  государственного аппарата             [63, с. 65].

Иностранный бизнес вынужден приспосабливаться к условиям страны-реципиента. Но необходимость такого приспособления замедляет процесс инвестирования и снижает эффективность инвестиционных решений.

Большое влияние на развитие инвестиционной деятельности с участием нерезидентов имеет система правовых норм и практика правоприменения, существующая в принимающей стране. Положительно влияют на инвестиционный климат страны наличие и разработанность перечня норм, регламентирующих иностранные инвестиции, высокая защищенность прав собственности инвестора и независимость судебной системы при рассмотрении хозяйственных споров.

Еще одной важной составляющей инвестиционного климата является группа социальных факторов. В состав этой группы факторов входят следующие:

- жизненный уровень населения  страны, где осуществляются иностранные  инвестиции;

- особенности быта этого населения;

- уровень современной  культуры, вошедшей в быт населения, и его образовательный уровень;

- структура доходов и  расходов населения;

- степень законопослушности  и дисциплинированности населения; менталитет населения;

- уровень менеджмента в сфере производства и общественной жизни;

- степень соответствия  квалификации кадров, которые будут  использоваться при осуществлении инвестиционных программ, современным требованиям;

- характер и устойчивость  обычаев делового оборота.

Очевидно, что от совокупности этих факторов во многом зависят сроки и результаты осуществления любых инвестиционных программ. Более того, сама возможность их осуществления определяется тем, насколько будет принята в расчет совокупность социальных факторов. Их вектор не может быть изменен в краткосрочном периоде, и иностранный инвестор должен принимать их как внешние и долговременно действующие условия осуществления этих программ [Там же, с. 66].

Природные факторы инвестиционного климата – средняя температура и сезонность, риск природных катастроф, обеспеченность водными ресурсами, рельеф местности и т.д. – наряду со всеми другими, оказывают существенное влияние на принимаемые нерезидентами инвестиционные решения, в особенности и главным образом при прямых инвестициях [63, с. 67]. Они во многом определяют размер затрат в создаваемые на территории страны-реципиента основные фонды, географическое расположение объектов инвестиций, уровень развития требуемой инфраструктуры, обеспечение комфортных условий труда и т.д.

 

 

1.3 Оценка инвестиционного климата

 

 

Методики оценки инвестиционного климата достаточно разнообразны. Одни из них основываются на оценочных показателях политической и экономической стабильности, прогнозах экономического развития, другие — на оценках инвестиционных рисков.

Исследованиями инвестиционного климата и страновых рисков с присвоением соответствующего рейтинга занимаются международные и национальные рейтинговые компании, агентства, крупные банки, а также международные финансовые и экономические организации.

Рейтинг — экспертная оценка объективных показателей состояния рынка той или иной страны, отдельных корпораций и финансовых инструментов, основанная на соответствующих количественных и качественных подходах [27, с. 99].

Инвестиционный климат хозяйственной системы характеризуется динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Поэтому важны мотивы, которыми руководствуются собственники капитала за рубежом при принятии решения об иностранных инвестициях. Исследования, проведенные Торговой палатой США (US Chamber of Commerce), выявили основные критерии, которыми руководствуются американские корпорации при решении вопросов об иностранном инвестировании.

1 Характеристика местного рынка. Инвесторов интересуют размеры местного рынка, покупательная способность населения, возможности роста этих показателей, а также развитие экономики в целом.

2 Доступность рынка. При ее выявлении рассматриваются местные законы и существующее законодательство с точки зрения возможности конкуренции на равноправной основе с местными компаниями.

3 Рабочая сила. Инвесторы анализируют качество местной рабочей силы, уровень заработной платы. При этом ее уровень не является единственным привлекательным фактором. Инвесторы учитывают качество образования кадров, поскольку работники с хорошим уровнем образования легче поддаются профессиональной подготовке и достигают приемлемого уровня производительности труда значительно быстрее, чем работники с низким уровнем образования. Другой важный показатель качества рабочей силы — это число прогулов на предприятиях.

4 Валютный риск. Рассматривается стоимость местной валюты по отношению к основным твердым валютам (доллар США, евро, японская йена), т.к. это связано с уровнем затрат и прибыли. Местные валюты с завышенным курсом ослабляют экспорт из этих стран, поскольку такой экспорт обходится дороже, чем экспорт из стран с другим соотношением валют.

5 Возвращение капитала. Инвесторы придают большое значение законам и нормативным положениям, влияющим на возможность вывоза инвестированного капитала и прибыли из страны. Изучаются ограничения на вывоз твердой валюты и процедуры оформления такого вывоза. Более привлекательными являются страны, которые разрешают свободное движение капитала и прибыли.

6 Защита прав интеллектуальной собственности. К интеллектуальной собственности относятся технологические процессы, программное обеспечение, другие нематериальные активы, которые инвесторы передают фирмам при организации производства новой продукции. Для привлечения инвестиций в отрасли промышленности, где новые технологии являются важнейшим средством конкурентной борьбы, правительства стран-получателей инвестиций должны надежно защищать права интеллектуальной собственности.

7 Торговая политика. Под торговой политикой инвесторы понимают условия совершения экспортно-импортных операций. Стоимость импортируемых товаров связана с уровнем тарифов, и это имеет важное значение для тех производителей, которые включают затраты на импорт в стоимость производства готовой продукции. Поскольку издержки производства являются ключевым фактором конкурентоспособности экспорта на международных рынках, то страны, устанавливающие высокие тарифы, становятся малопривлекательными для иностранных инвесторов.

8 Лицензионные процедуры также важны для успешного вывоза товаров на международные рынки. Дополнительные препятствия снижают конкурентоспособность продукции на мировом рынке и это делает страны-получатели инвестиций менее привлекательными в глазах инвесторов.

9 Государственное регулирование. "Климат регулирования" — термин, обозначающий последствия правительственных постановлений, регулирующих предпринимательскую деятельность [27, с. 98].

Законодательство значительно влияет на объем издержек, на рентабельность производства и конкурентоспособность фирмы. Государственное регулирование в определенной степени необходимо для защиты интересов собственных производителей и потребителей, а также для нормального функционирования рынка. Однако чрезмерное регулирование может вызвать такие последствия, которые для инвесторов будут малопривлекательными.

10 Налоговые ставки и стимулы. Важнейшим обстоятельством при принятии решения об инвестициях выступает налоговое законодательство. Чрезмерное налоговое бремя может прекратить инвестиции в ту или иную страну.

11 Политическая стабильность. Это условие имеет фундаментальное значение в принятии решения об инвестициях: инвесторы просто не станут рисковать своим капиталом. Стабильная политическая ситуация придает инвесторам уверенность в том, что законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность, останутся неизменными в течение продолжительного отрезка времени.

12 Макроэкономическая политика. Под этим инвесторы понимают экономическую стабильность страны-получателя инвестиций. Важным условием стабильности макроэкономической политики выступает низкая и предсказуемая инфляция.

13 Инфраструктура и услуги. Инфраструктура включает такие ресурсы страны, как воздушные, морские и сухопутные транспортные системы, аэропорты, телекоммуникационные сети, а также услуги страховых, юридических фирм, коммерческих и инвестиционных банков [95].

При проведении оценки могут использоваться несколько подходов: экономический и статистический анализ; балльная экспертная оценка; регулярный анализ большого числа данных с использованием анкет; оценка по обобщающим индексам и т.д. Все организации и агентства, которые присваивают рейтинг инвестиционного климата стран в мировой экономике, подразделяются на следующие группы:

- международные финансовые и экономические организации, такие как МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР);

- рейтинговые компании, такие как Business Environment Risk Information (BERI), Standard & Poor's Corp., Moody's Investor Service (Moody's), Arthur Andersen и др.;

- различные исследовательские институты, например, Венский институт международных экономических исследований (The Vienna Institute for International Economic Studies), Институт международных финансов (Institute of International Finance);

- специализированные справочные и аналитические издания, например, International Country Risk Guide (ICRG), International Financing Review (IFR) (глобальный мониторинг долгов и страновых рисков);

- аналитические службы ведущих экономических журналов, например «Institutional Investor», «Еuromoney», специализированное агентство Economist Intelligence Unit журнала «The Economist» и др.;

- центральные и крупные коммерческие банки ряда зарубежных стран.

Хотя интегральные оценки странового риска строятся аналитическими агентствами с одной и той же целью — отразить суммарный риск возможных финансовых потерь при взаимодействии с данной страной, но содержание и методология расчета индексов, а также охват обследуемых стран у разных агентств различны.

В таблице 1.1 представлена информация по критериям и их значимости в общей рейтинговой оценке инвестиционного климата страны аналитической службой журнала «Еuromoney».

 

Таблица 1.1 – Критерии оценки инвестиционного климата страны аналитической службой журнала «Euromoney»

Информация о работе Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО “АлюминТехно”