Качество продукции и её конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Качество — совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, обеспечивающая удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей.
Руководство качеством (Quality management) — это те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.
Управление качеством — это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для обеспечения требований к качеству.
Всеобщее руководство (управление) качеством (TQM) — это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

Файлы: 1 файл

Качество продукции и ее конкурентноспособность 4.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение

 

Качество — совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, обеспечивающая удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей.

Руководство качеством (Quality management) — это те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.

Управление качеством — это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для обеспечения требований к качеству.

Всеобщее руководство (управление) качеством (TQM) — это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

Чтобы завоевать конкурентное, положение, быть конкурентоспособным в будущем, Концепция TQM должна быть применена ко всей организации, а не только к отделу качества. Только производя с высоким качеством и с низкими издержками, производитель защищен от банкротства. То, что мы подразумеваем под TQM, — это нечто большее, чем традиционное определение качества продукции и услуг. В TQM качество становится самым главным стратегическим моментом, с которым сталкивается высшее руководство. Его уровень моментально сказывается на курсе по определению цены, выполнению поставок, времени выхода компании на рынок, со своим товаром и ответных действиях на изменения рынка. Это — конечная точка, с которой связаны основы современного бизнеса, и она требует изменений в мышлении на всех уровнях: от высшего руководства до рядового служащего.

 

 Управление предприятием, обоснование эффективности принимаемых решений и оценка эффективности деятельности требуют измерения и сравнения. Необходимо сравнить достигнутые показатели с запланированными и показателями предыдущих лет. Важно выявить факторы, повлиявшие на изменение показателей, исследовать их фактическую повторяемость и определить вероятность повторения тех или иных явлений и результатов. Например, контроль за качеством позволяет установить вероятность появления дефектных изделий.

Необходимость повышения качества в условиях рыночной экономики обусловлена наличием конкурентной среды. Только качество может сегодня привлечь потребителя. Многие предприятия-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современной России все большее внимание уделяется качеству, так как только качественная продукция открывает дорогу на западные рынки. Выпуск любой продукции промышленности оценивается по качеству, проходит проверку стандартизации и сертификации.

Поэтому необходимо эффективно использовать технологическое оборудование на производстве, улучшать конкурентноспособность продукции, рост производительности труда, как факторы интенсификации производства. 

Торговля промышленными, сельскохозяйственными, строительными материалами и продуктами, транспортом и сельскохозяйственными орудиями производства, бытовой техникой и т.п. обусловлена общими экономическими законами, сущностью денег и денежных отношений, единой природой основных финансовых категорий и международными стандартами качества выпускаемой продукции.  Требования рынка постоянно совершенствуют организацию качества продукции на производстве, от чего напрямую зависит конкурентноспособность, эффективность деятельности предприятий, увеличение спроса товаров на рынке.

В настоящее время в мире существует более 400 организаций, занимающихся вопросами качества продукции, стандартизации выпускаемой продукцией.  Крупнейшие из них — Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК). Они самостоятельны и независимы друг от друга.

ИСО создана с целью содействия развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Эта организация проводит работы по стандартизации во всех отраслях промышленности, экономики и техники, за исключением электротехники и электроники.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что выбранная тема актуальна и своевременна выбрана для исследования.

ЦЕЛЬЮ нашего исследования являются «особенности качества продукции  и ее конкурентноспособности».

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

  1. Проанализировать экономическую литературу  по выбранной теме.
  2. Рассмотреть сущность качества продукции и ее конкурентноспособность.
  3. Показать особенности обеспечения качества продукции предприятии.

Реализация поставленных задач осуществлялась с помощью следующих методов исследования: анализ и обобщение теоретического материала предложенной литературы, осмысление данных; их систематизация и обобщение необходимого материала.

 

В структуру курсовой работы входит введение, теоретические и практические вопросы, заключение, список использованной литературы, приложения.

 

 

 

1. Организация систем  качества на предприятии

1.1. Сущность и задачи стандартизации

Стандартизация — это достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Важным результатом деятельности по стандартизации становится улучшение пригодности товаров в соответствии с их функциональным назначением1.

Стандарт — это документ, разработанный на основе консенсуса, в котором устанавливаются правила, принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности человека и ее результатов. В переводе с английского слово «стандарт» означает образец, норму, основу. Стандартизация основывается на достижениях науки и техники и должна являться надежным гарантом качества товаров, поступающих на внутренний и внешний рынки.

Стандартизацию надо рассматривать в трех аспектах: как практическую деятельность, как часть системы управления и как науку. Стандартизация как практическая деятельность заключается в разработке, внедрении и применении нормативных документов и надзоре за выполнением требований, правил и норм, изложенных в них. Стандартизация как составная часть управления опирается на комплекс основополагающих документов в области технической политики и управления качеством продукции. Стандартизация как наука выявляет, обобщает и анализирует закономерности, влияющие на те или другие изменения качества товара, развивает и обосновывает нормы и требования к объектам стандартизации2.

Важнейшими целями стандартизации являются следующие: улучшение качества выпускаемой продукции; повышение конкурентоспособности товаров отечественного производства и обеспечение условий для их экспорта; установление рациональной номенклатуры производимых товаров; защита окружающей среды и обеспечение безопасности людей.

Главной задачей стандартизации является создание комплекса нормативных документов, определяющих современные требования к продукции, ее разработке, производству и применению, а также надзор за правильным использованием стандартов. Другими важными задачами стандартизации являются: установление оптимальных требований к качеству и номенклатуре товаров в интересах потребителя и государства; унификация продукции с целью рационального сокращения ассортимента на основе параметрических рядов, базовых конструкций и блочно-модульных частей; согласование и увязка показателей качества товаров, сырья и материалов, комплектующих изделий; установление метрологических норм, правил и требований; установление требований к сертификации, испытаниям и контролю качества товаров; развитие систем классификации и кодирования.

 

1.2.Системный подход к обеспечению качества в России и международные стандарты серии ИСО 9000.

Чтобы завоевать преданность потребителя, оправдать его доверие, на первый план, выступают качество, надежность, дифференциация продукции, гарантийное обслуживание, соотношение цены и качества.

Акцент на потребителя приводит к другому взгляду на продукт. То, что разрабатывается, производится, продается, — теперь не просто произведенный товар, а комплексное понятие, которое обеспечивает различные функции и предоставляет лучший сервис его потребителям. Качество становится стратегически важным не только с точки зрения снижения затрат, но также и для определения удовлетворения потребностей покупателей, которые становятся все более требовательными. Настало время для внедрения и принятия всеобщего управления (руководства) качеством — TQM (фаза 5).

Согласно этому подходу качество должно быть «встроено в продукт. Все отделы (не только отдел контроля качества) должны нести полную ответственность за качество на каждом уровне и внедрять такие методы, которые устанавливали бы межфункциональные связи в целях «построения качества в продукте», чтобы «делать то, что надо и необходимо, с первого раза».

Заводские стандарты регламентируют проведение всех организационных, технических и экономических мероприятий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, устанавливает порядок действий и ответственность каждого исполнителя в работе по достижению высокого технического уровня, надежности и долговечности продукции. Заводские стандарты дают возможность с большей эффективностью использовать материальные и трудовые ресурсы, своевременно сосредотачивать внимание рабочих и инженерно-технических работников на использовании дополнительных резервов производства. Они объективно обязывают каждого сотрудника предприятия постоянно повышать свои знания и профессиональное мастерство.

В настоящее время в мире существует более 400 организаций, занимающихся вопросами стандартизации. Крупнейшие из них — Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК). Они самостоятельны и независимы друг от друга. ИСО создана с целью содействия развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Эта организация проводит работы по стандартизации во всех отраслях промышленности, экономики и техники, за исключением электротехники и электроники.

Основной задачей МЭК является разработка международных стандартов в области электротехники, электроники, радиосвязи и приборостроения с целью содействия международному сотрудничеству в этих областях.

Региональные организации по стандартизации ограничиваются деятельностью в пределах группы стран определенного региона. Они способствуют разработке региональных стандартов для решения задач, вытекающих из общих интеграционных экономических и технических соглашений. Крупнейшая в мире региональная организация по стандартизации — Европейский комитет по стандартизации (СЕН) — создана в рамках стран ЕЭС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). СЕН разрабатывает единые европейские стандарты для стран-участниц с целью устранения технических барьеров, связанных с различием требований в национальных стандартах. Для стран СНГ региональной организацией будет являться Межгосударственный совет по стандартизации.

К национальным органам и службам стандартизации в России и в отдельных странах СНГ относятся следующие. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при кабинете министров (Госстандарт РФ)3. Этот орган осуществляет общее руководство работами по стандартизации, утверждает и регистрирует национальные стандарты, организует информационное обеспечение по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации. Госстандарт РФ имеет свои территориальные органы — центры стандартизации и метрологии, осуществляющие функции и права Госстандарта в установленных пределах.

В министерствах, ведомствах и концернах отраслей экономики работы по стандартизации проводят управления или отделы стандартизации. На предприятиях, в организациях и учреждениях работы по стандартизации выполняют конструкторско-технологические или научно-исследовательские отделы, лаборатории или бюро.

Для разработки стандартов Госстандарт может формировать технические комитеты (ТК), назначать головные и базовые организации по стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации относятся: стандарты, технические условия, технические описания, методические указания, рекомендации и положения по стандартизации. Основное место среди них занимают стандарты и технические условия. В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания стандарта определяется его вид.

Различают следующие виды стандартов: основополагающие (организационно-методические и общетехнические); стандарты на продукцию (услуги); стандарты на процессы; стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа)4. Категория каждого стандарта определяется сферой его действия, под которой понимают предприятия, отрасли экономики, государства, межгосударственные структуры, на которые распространяются требования данного стандарта, и мировое сообщество в целом. По категориям стандарты делятся на международные, региональные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий. В большинстве стран СНГ действуют следующие категории стандартов:

Информация о работе Качество продукции и её конкурентоспособность