Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 11:37, курсовая работа
Качество — совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, обеспечивающая удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей.
Руководство качеством (Quality management) — это те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.
Управление качеством — это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для обеспечения требований к качеству.
Всеобщее руководство (управление) качеством (TQM) — это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.
Методы определения показателей качества могут быть следующие: органолептический, регистрационный, расчетный, измерительный, экспертный и социологический14.
Органолептический метод основан на определении показателей с помощью органов чувств человека: зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Показатели выражаются в баллах. Метод прост, доступен, но недостаточно объективен. Широко используется в практике торговли.
Регистрационный метод основан на наблюдении и подсчете числа определенных предметов, событий, случаев, затрат, явлений. Может быть использован при статистическом контроле качества продукции, при опытной эксплуатации изделий.
Расчетный метод основывается на определении показателей качества расчетным путем, т. е. с помощью математических формул с использованием других показателей, полученных иными методами.
Измерительный метод является наиболее объективным, дающим наиболее точные результаты. Показатели определяются с помощью технических средств измерения.
Экспертный метод основан на определении показателей путем обобщения мнений группы квалифицированных специалистов-экспертов в количестве 7—12 человек. Показатели обычно выражаются в баллах.
Социологический метод основан на сборе и анализе мнений фактических или потенциальных потребителей товара с помощью анкет, устного опроса, проведения выставок-продаж и пр. Опрашивается большое количество потребителей (от нескольких десятков до нескольких тысяч).
В товароведении слагаемые качества делят на две группы: факторы, формирующие качество, и факторы, влияющие на сохранность качества товаров. Качество товаров формируется на стадиях их разработки и изготовления. На стадиях товарного обращения и потребления, в частности при транспортировании, хранении, реализации и потреблении, необходимо сохранить уже сформированное качество15.
К факторам, формирующим качество товаров, относят исходные материалы и сырье, конструкцию изделия и технологическую обработку.
Химический состав, структура и свойства исходных материалов во многом определяют свойства и качество готовых изделий. Определенное влияние на формирование качества оказывают вспомогательные и отделочные материалы, например лаки, краски, нитки, фурнитура и т.п. Конструкция, т.е. конфигурация и размеры отдельных деталей и узлов, способы их соединения и взаимодействия влияют на эффективность выполнения товаром своих функций.
Из одного и того же материала, используя различные виды технологической обработки, можно получить различные по своим свойствам товары. Особое место в технологических операциях для улучшения внешнего вида товаров и ряда потребительских свойств занимают отделочные операции, в том числе нанесение декоративных и защитных покрытий, шлифование, полирование, раскраска и т. д.
Сформированное качество необходимо сохранить на стадиях распределения товаров и их потребления. Необходимо учитывать влияние упаковки, условий транспортирования, складирования и хранения товаров.
Тара представляет собой оболочки различной конструкции для размещения в них товара с целью удобства его транспортирования и хранения. Упаковочные материалы используют для изготовления тары и в качестве вспомогательных материалов при упаковке.
Различают внутреннюю упаковку, или потребительскую тару, и внешнюю упаковку, или транспортную тару. К потребительской таре относится упаковка каждого изделия или какой-то части массы или объема товара. К такой таре относятся коробки, бутылки, флаконы, банки, тубы, пакеты. Она должна быть художественно оформленной, так как формирует товарный вид изделий. Транспортная тара используется для удобства транспортирования товара и при погрузочно-разгрузочных операциях. Внешнюю тару подразделяют на жесткую (ящики, бочки, бидоны), полужесткую (корзины, рогожные кули, короба, картонные ящики) и мягкую (мешки, пакеты, кипы)16.
При хранении товаров необходимо стремиться создавать оптимальные условия: температуру, относительную влажность воздуха, освещенность, санитарное состояние, порядок размещения товаров и др.
Температура воздуха оказывает большое влияние на активность ферментов, скорость химических и биохимических процессов, а также на развитие микроорганизмов и насекомых-вредителей.
Влажность воздуха оказывает влияние на влажность товаров при хранении. При высокой влажности в продуктах ускоряются различные процессы, в результате чего продукт может испортиться.
Освещенность помещений, т. е. доступ естественного света, влияет на качество товаров, так как свет ускоряет окисление жира, разрушает многие витамины, изменяет цвет, запах и вкус многих пищевых продуктов.
Санитарное состояние помещений является обязательным условием для хранения товаров. Тщательная уборка, правильное вентилирование, санитарная обработка помещений предупреждают развитие микроорганизмов, насекомых-вредителей, грызунов.
Неправильная укладка товаров может привести к деформированию изделий, слеживанию, приобретению посторонних запахов и других дефектов.
На сохранность качества товаров во время перевозок влияют следующие факторы: подбор соответствующего вида транспорта, техническое состояние транспортного средства, способ и условия погрузочно-разгрузочных работ, способ укладки в транспортном средстве, условия транспортирования, продолжительность перевозки. При выборе способа транспортирования необходимо учитывать природу товаров и их возможные изменения при различных воздействиях.
Значительная часть товаров из производства попадает непосредственно в продажу, а часть предварительно поступает на хранение в подсобные помещения розничных торговых предприятий и на склады оптовых баз. Не все товары одинаково способны сохранять свое качество в процессе хранения при нормальных условиях. Для каждой группы товаров с учетом их свойств разрабатываются инструкции по хранению.
Маркировка товара — это обязательная информация, нанесенная на товар или упаковку в виде символов, знаков, меток, рисунков, клейм17. В маркировке содержится информация о товаре, его изготовителе, способах ухода за ним, о таре, о грузоотправителе и грузополучателе и пр. Маркировку наносят непосредственно на товар, на ярлыки, прикрепленные к товару, на тару непосредственно или с помощью бирок, этикеток и ярлыков. Способы и содержание маркировки устанавливаются стандартами и техническими условиями. Особую роль в маркировке играет товарный знак предприятия-изготовителя или фирменная марка. Товарный знак представляет собой зарегистрированный в установленном порядке, оригинально оформленный отличительный знак предприятия-изготовителя.
3. Качества продукции и ее конкурентноспособность
3.1. Оценка и контроль качества продукции
Оценка качества продукции — это количественная или качественная оценка свойств, составляющих ее полезность, путем использования соответствующего метода.
Оценка уровня качества товаров — это совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества, определение численных значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Уровень качества товара - это относительная характеристика его качества, полученная путем сравнения показателей качества оцениваемого товара с соответствующими базовыми показателями.
Оценка качества товаров складывается из следующих этапов: постановки задачи и определения цели оценки; выбора метода оценки; выбора номенклатуры показателей качества оцениваемого товара; выбора или разработки методов определения численных значений показателей качества; выбора базовых показателей и образцов для сравнения; определения численных значений показателей и сравнения их с базовыми; анализа полученных результатов и принятия решений по управлению качеством.18
Цели оценки могут следующие: планирование показателей качества, анализ динамики качества товара во времени, контроль качества, сертификация товаров, обоснование правил потребления и ухода за товарами.
Оценка уровня качества может проводиться тремя методами: дифференциальным, комплексным и смешанным.
Дифференциальный метод заключается в сопоставлении единичных показателей качества оцениваемого товара с соответствующими базовыми показателями. Для этого определяются относительные показатели. Если все относительные показатели больше или равны единице, то уровень качества оцениваемого товара не ниже базового уровня. Если относительные показатели меньше единицы, то уровень качества товара ниже базового уровня.
Комплексный метод заключается в том, что уровень качества товара выражается одним числом, т. е. одним обобщенным показателем. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение товара, интегральным показателем и средневзвешенным показателем.
Смешанный метод сочетает в себе комплексный и дифференциальный методы. При этом методе одновременно используются единичные и комплексные групповые показатели качества. Наиболее важные показатели рассматриваются как единичные, а для группы второстепенных свойств определяется один комплексный (групповой) показатель. Затем для единичных показателей и полученного группового рассчитывается дифференциальным методом уровень качества товара.
Контроль качества товаров — это проверка соответствия показателей качества установленным требованиям, которые приводятся в стандартах, технических условиях, договорах поставки и других документах, регламентирующих требования к качеству.19
Важнейшие задачи контроля следующие: ограждение потребителя от недоброкачественных товаров; снижение до минимума доли бракованных и низкосортных товаров; обеспечение информацией о качестве исходных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовых товаров. Контроль подразделяется на государственный и общественный, государственный в свою очередь делится на надведомственный и ведомственный. Надведомственный контроль осуществляют органы Госстандарта, а также специализированные государственные контрольные органы. Ведомственный контроль качества проводится органами контроля и должностными лицами соответствующих министерств и ведомств на подчиненных им предприятиях.
В любом торговом предприятии должен проводиться приемочный контроль каждой поступающей партии товаров. Этот контроль может быть сплошным или выборочным в зависимости от условий договора поставки. При сплошном контроле проверяют каждую единицу товара, при выборочном — только часть товара. Объем выборки и количество проб для испытаний устанавливаются стандартами. Результаты выборочной проверки распространяются на всю партию товаров.
Из общественных форм контроля в последние годы получил развитие контроль качества товаров обществами потребителей. Обществам потребителей предоставлено право проводить товароведческие экспертизы качества товаров, обращаться в суд с иском к изготовителям некачественной продукции, изучать общественное мнение об ассортименте и качестве товаров20.
3.2. Показатели деятельности ресторана«Россия»
В настоящее время, в период развития рыночных отношений, рынок переходит на жёсткую и взаимообусловленную систему производственных, хозяйственных, экономических отношений. Все это создает предпосылки для подъема такой отрасли народного хозяйства, как гостинично-ресторанный бизнес.
Ресторан расположен на центральной улице г. Алексеевки. Организационная структура хозяйства представлена двумя производственными участками, а также в хозяйстве имеется торговая точка по продаже выпечки, автомобильная стоянка, и т.д.
Продукция и услуги ресторана, благодаря хорошему качеству и весьма умеренной цене, пользуется высоким спросом у населения. На предприятии уже давно поняли, что на качестве не стоит экономить. Важны - авторитетное имя производителя и проверенная временем торговая марка. Именно поэтому, здесь разработана система технологической документации, и весь процесс производства расписан в мельчайших подробностях.
Контроль качества начинается с анализа поступающего сырья. В случае выявления каких-либо отклонений от нормативно-технической документации поставщики немедленно ставятся в известность, принимается решение о возможности использования сырья в производстве.
На основании имеющихся данных проведем экономический анализ, анализ качества продукции ресторана и ее конкурентноспособность. Такой анализ позволит показать реальную оценку эффективности деятельности ресторана.
Для того, чтобы проанализировать размер ресторанного хозяйства, рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1
Показатели ресторана «Россия»
Показатели |
В среднем За 3 года |
2006 г. |
В среднем К другим рес. |
1.Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах, тыс.долл. |
38052 |
43262 |
34876 |
2.Выручка от реализации |
133004 |
136109 |
133985 |
3.Среднегодовая стоимость |
12156 |
14782 |
12466 |
4.Среднесписочная численность |
62 |
46 |
17 |
5. Наличие автомашин, шт |
8 |
10 |
8 |
6. Площадь, га |
7,2% 3,5 |
7,2 % 3,5 |
2,68% 0,56 |
7. Численность посещений |
860123 |
69884 |
72084 |
Информация о работе Качество продукции и её конкурентоспособность