Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 11:37, курсовая работа
Качество — совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, обеспечивающая удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей.
Руководство качеством (Quality management) — это те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества.
Управление качеством — это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для обеспечения требований к качеству.
Всеобщее руководство (управление) качеством (TQM) — это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.
Стандарты всех категорий имеют соответствующие обозначения, состоящие из индекса (ГОСТ, СТП, ОСТ), регистрационного номера и двух последних цифр года утверждения.
Технические условия — это нормативно-технический документ на конкретную продукцию, утвержденный разработчиком или изготовителем продукции5.
Обозначение технических условий состоит из индекса (ТУ), кода предприятия-разработчика в виде восьмизначного числа, после точки — порядкового регистрационного номера и отделенных знаком тире двух последних цифр года утверждения.
Обеспечение заинтересованных информацией о стандартах государства и руководящих документах, о международных, региональных и национальных стандартах других стран осуществляет Госстандарт. Информация о зарегистрированных стандартах публикуется в информационных указателях, издаваемым Госстандартом.
С целью предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований стандартов осуществляется государственный надзор за стандартами службами Госстандарта и центрами стандартизации и метрологии на всех предприятиях и в организациях независимо от форм собственности6.
2. Новые требования к контролю и качеству продукции
2.1. Определение требований качества продукции
В соответствии с новыми требованиями ИСО 9000:2000 организация должна установить и подробно определить требования к измерению продуктов и/или услуг, включая критерии приемки. Измерение продукта и/или услуги должно быть спланировано для того, чтобы верифицировать (подтвердить) их соответствие подробно установленным требованиям7.
Применительно к измерению продуктов и/или услуг требования должны включать:
До поставки продукции заказчику организация должна подтвердить:
Типичными примерами результатов контроля продукции являются:
Готовая продукция, успешно прошедшая технический контроль и испытания, отмечается маркировкой, пломбами, бирками, ярлыками и другими знаками. В регистрационной документации указывается орган, ответственный за контроль8.
Некондиционные изделия также должны строго идентифицироваться, а затем изыматься, чтобы ошибочно не допустить их применения. Некондиционные изделия могут быть переделаны, отремонтированы или приняты без ремонта со скидкой в их цене, переведены в другую категорию для иного употребления, забракованы и отправлены в лом. Все процедуры, связанные с идентификацией, оценкой, изъятием некачественной продукции, оформляются документально, при необходимости документы предъявляются заказчику. Поставщик выявляет причины несоответствия, анализируя все процессы и операции, журналы и карты регистрации, отчеты по эксплуатации, рекламации потребителя; принимает меры по устранению или предупреждению этих причин и корректирует документацию.
Поставщик разрабатывает, документирует и осуществляет процедуры отгрузки, хранения, упаковки и поставки продукции, предусматривая использование таких методов и средств, которые не вызовут ее порчи и ухудшения качества.
Эффективное функционирование системы качества предполагает создание и эксплуатацию информационно-поисковой системы, в которую вносятся записи о всех работах, корректирующих действиях и полученных результатах в области качества. Заказчик имеет доступ к этим данным, если это оговорено контрактом.
Персонал, назначаемый для выполнения работ по качеству, аттестуется с учетом его образования, опыта и специальной подготовки. Если контрактом предусмотрено обслуживание в условиях эксплуатации, поставщик разрабатывает и осуществляет процедуры проверки обслуживания на соответствие заданным требованиям.
2.2. Подготовка организации к сертификации
Внутрифирменные проверки (аудиты) системы качества проводятся с целью убедиться в результативности всех запланированных мероприятий. График проверок составляется в зависимости от состояния и важности работ на каждом участке. Результаты проверок регистрируются и представляются руководству для оценки и принятия корректирующих мер. После внутреннего аудита системы качества предприятие начинает готовиться к внешнему аудиту в целях сертификации на соответствие требованиям ИСО 90009.
При выборе сертификационного органа организация должна быть уверена в том, что сертификация будет проведена на высоком качественном уровне, а сертификационный орган и выданный им сертификат обладают достаточным имиджем.
Планирование процедуры сертификации следует начинать после выбора сертификационного органа. Процедура сертификации в достаточной степени стандартизирована и предлагается сертификационной службой. Сертифицируемая организация может повлиять на этот процесс, введя свои условия, например, по объему сертификационных услуг. Помимо собственно сертификации, это могут быть: предсертификационный аудит, предварительная оценка документации системы менеджмента качества, анализ слабых мест. При планировании внутренних сроков мероприятий сертификации важно установить как можно более определенные временные ограничения и проинформировать о них персонал организации, который может быть привлечен к участию в этих мероприятиях. Это необходимо для того, чтобы обеспечить присутствие всех сотрудников, которых аудиторы сочтут необходимым привлечь для демонстрации функционирования элементов системы качества.
Планируя сроки сертификации, необходимо иметь в виду, что сертификационный аудит нужно начинать не тогда, когда система менеджмента качества только введена в действие, а спустя некоторое время с начала ее эксплуатации, т. е. должен быть накоплен некоторый материал, характеризующий ее функционирование. Обычно считается, что свидетельством способности к сертификации должно быть доказательство, по крайней мере, одного случая выполнения каждого элемента и каждой инструкции системы менеджмента качества. Практика показывает, что этот период составляет в среднем около шести месяцев.
Наличие сертифицированной по ИСО 9000 системы качества на предприятии не является самоцелью. Во-первых, в ряде отраслей существуют свои специфические системы сертификации (например, в авиации, судостроении, фармакологии и т.д.)- Во-вторых, сертификация по ИСО 9000 является необходимым, но недостаточным элементом конкурентоспособности. И в-третьих, признанные лидеры рыночной экономики создают собственные, более развитые и совершенные системы управления качеством. Но несомненно то, что отсутствие соответствующей системы качества лишает предприятия перспективы выжить в условиях жесткой конкуренции.
Проведение сертификации продукции предприятия производится один раз в год. При этом составляется пакет соответствующих документов, и берутся образцы сертифицируемой продукции, которые доставляются в органы по сертификации.
Служба качества предприятия при проведении сертификации выполняет следующие функции10:
2.3. Показатели качества товарной продукции
Качество товарной продукции — это совокупность ее свойств и характеристик, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности покупателя11. Если отдельное свойство или группа свойств характеризуют какую-то одну сторону товара, то качество выражает целостную его характеристику. Качество включает в себя не все свойства товара, а только те, которые связаны с удовлетворением конкретных потребностей в соответствии с назначением товара12.
Кроме потребительских свойств качество включает и другие свойства товара, которые обеспечивают удовлетворение потребностей проектировщиков, изготовителей, работников сферы обращения и других, имеющих отношение к товару. Важнейшие свойства, делающие товар полезным, могут проявляться по-разному в зависимости от требований к качеству, условий потребления и самих потребителей. Часть свойств, составляющих качество, может оставаться непознанной по причине их несущественности для потребителей в данный период потребления.
Повышение качества товаров является важной задачей каждого государства. Высококачественные товары наиболее полно удовлетворяют потребности людей, обладают конкурентоспособностью на мировом рынке, срок их службы более продолжителен, они безопасны для здоровья людей и окружающей среды. Расходы покупателей на потребление таких товаров, обслуживание, уход и ремонт сокращаются.
Показатель качества товара — это количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество. Показатель качества количественно характеризует степень пригодности товара удовлетворять определенные потребности. Номенклатура показателей качества конкретного товара зависит от его назначения. У товаров, выполняющих несколько разнородных функций, номенклатура показателей может быть очень широкой, у товара одноцелевого назначения она будет значительно уже.
В зависимости от характеризуемых свойств показатели качества делятся на следующие группы: показатели назначения (функциональные); показатели надежности; эргономические показатели; эстетические показатели; показатели технологичности; показатели транспортабельности; показатели стандартизации и унификации; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности; экономические показатели и показатели однородности13. На стадии товарного обращения на внутреннем рынке, показатели технологичности, стандартизации и унификации и патентно-правовые, как правило, не используются.
В зависимости от количества характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные. Единичный показатель количественно характеризует одно простое свойство. Комплексный показатель характеризует одним числом одновременно несколько свойств товара или сложное свойство. Если по показателю качества судят о качестве продукции в целом, то такой показатель называется определяющим. Он может быть единичным и комплексным.
Различают показатели фактические, базовые и относительные. Фактический показатель — это конкретный единичный или комплексный показатель, установленный для данной продукции. Базовый показатель — это показатель, принятый в качестве исходного при сравнении с фактическим при оценке качества. Относительный показатель характеризует соотношение фактического и базового показателей.
По способу выражения показатели бывают размерными, выражаемыми в различных единицах измерения, и безразмерными, выражаемыми в долях единицы или в процентах. Особым видом показателя является интегральный показатель, который выражает соотношение полезного эффекта продукции и суммарных затрат на ее разработку, изготовление, обращение и потребление. По существу это соотношение потребительной стоимости и стоимости.
Информация о работе Качество продукции и её конкурентоспособность