Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:13, курсовая работа
Согласно некоторым исследованиям, современный человек в год «впитывает» такое же количество информации, какое в 17 веке люди получали за всю свою жизнь. Более того, за последние 5 лет мы удвоили количество информации, сформированной всем человечеством за всю историю его существования.
Цель данного исследования – показать использование методов когнитивного и бихевиористского обучения потребителей в комплексе маркетинговых коммуникаций как зарубежных, так и отечественных компаний.
Введение 3
Взаимосвязь обучения потребителей и комплекса маркетинговых коммуникаций 5
1.1 Инструменты обучающего маркетинга в зависимости от целевой аудитории 7
1.2 Суть обучения потребителей 9
1.3 Основные характеристики обучения 11
Когнитивный и бихевиористский методы обучения 17
1.4 Бихевиористский метод обучения 18
Ø Классическая условная рефлексия 19
Ø Инструментальное обусловливание 22
1.5 Когнитивный метод обучения 25
Ø Традиционное заучивание («зубрёжка») 26
Ø Моделирование (замещение) 27
Ø Рассуждение 27
Корреляционно-регрессионный анализ зависимости доходов компании МТС от расходов на маркетинг. 29
Заключение 35
Список литературы 37
В рамках поведенческого обучения выделяют классическую условную рефлексию и инструментальное обусловливание (метод проб и ошибок). Остановимся на каждом из них более подробно.
В общих словах классическое обусловливание можно охарактеризовать как процесс, в котором предварительно нейтральный стимул (звонок в эксперименте Павлова), будучи спаренным с безусловным стимулом (пища), начинает вызывать такую же реакцию (слюноотделение), которую изначально вызывал безусловный стимул. Более того, этот принцип действует также по отношению к предварительно обусловленному стимулу. Например, все мы привыкли реагировать на звонок в дверь (этот звук как минимум привлекает наше внимание). В своих первых рекламных роликах компания Avon использовала этот «трюк», чтобы привлечь внимание к своим услугам.
Одним из самых важных преимуществ классического обусловливания для маркетинговых стратегий и коммуникаций является то, что наши эмоции и отношения к чему-то также можно перенести с безусловного стимула на нейтральный. Например, новый продукт, к которому люди не испытывают никаких эмоций, часто рекламируется во время трансляции захватывающих спортивных мероприятий. Есть большая вероятность того, что в дальнейшем этот продукт сам по себе будет вызывать схожие ощущения. В радио и ТВ-рекламе часто используются голоса известных дикторов, чьи голоса годами ассоциировались с захватывающими спортивными передачами. Когда интересующийся спортом человек слышит рекламу, озвученную хорошо известным ему голосом, он обращает на нее свое внимание и переносит на нее приятные ассоциации.
Другой пример: когда в канун нового года или рождества в магазине звучит соответствующая позитивная музыка, она вызывает приятные эмоции, связанные с дарением и получением подарков; следовательно, увеличивается вероятность совершения покупки.
Подобным образом различные стимулы могут вызывать разнообразные чувства у потребителей: волнение, чувство расслабленности, ностальгия, гармония и прочие, что могут привести к желаемому поведению (покупке). Ниже представлена таблица с примерами использования принципов классического обусловливания в маркетинге:
Условно-рефлекторная реакция на новый стимул | ||
Безусловный или предварительно обусловленный стимул |
Условный стимул |
Пример |
|
Продукт
Продукт/персона |
Новые продукты, рекламируемые во время чемпионата мира по футболу Гимн страны как фоновая музыка политической рекламы |
Использование знакомых стимулов для желаемой реакции | ||
|
Релаксация, радость, хорошее настроение |
Рождественская музыка в розничных магазинах |
|
Возбуждение, внимание |
Известный спортивный комментатор или звезда кино/сцены в рекламе |
|
Сексуальное возбуждение, внимание |
Реклама духов Calvin Klein’s Obsession |
|
Волнение, тревога, внимание |
Звук серены, телефонного/ дверного звонка, сигнализации в рекламе |
|
Чувства дружелюбия, любви, семейного тепла, заботы |
Изображение семьи, друзей, влюбленных, детей в рекламе |
Табл. 3. Маркетинговые тактики, основанные на принципе классического обусловливания13
Некоторые исследования напрямую доказывают существование эффекта классического обусловливания. В журнале Journal of marketing (#46) опубликована статья об эффектах использования музыки в рекламе на влияние потребителей14. Итак, эксперимент: даны две мелодии – приятная и неприятная; даны две ручки с нейтральными цветами – бежевая и светло-голубая. Отсюда возможны 4 сочетания условного и безусловного стимула:
Некоторым людям (объектам) были продемонстрированы рекламные ролики с соответствующими сочетаниями мелодии и ручки. После просмотра объекты могли выбрать одну ручку и оставить себе. Результаты эксперимента ниже:
Выбор ручки | ||
Прорекламированная |
Не прорекламированная | |
Приятная музыка |
79% |
21% |
Неприятная музыка |
30% |
70% |
Абсолютно четко видно, что большинство людей, задействованных в этом исследовании, поддались влиянию спаренных стимулов, что привело к предсказуемому поведению (выбору ручки).
Следующий эксперимент был основан на рекламе ручек, которая включала как музыку, так информацию. Объекты находились как в процессе принятия решения, так и вне него. Было предположено, что в ситуации высокой вовлеченности информативная реклама сыграет главную роль, а в ситуации низкой вовлеченности – музыка повлияет на выбор потребителя. Результаты представлены ниже:
Выбор ручки | ||
Ситуация высокой вовлеченности |
Ситуация низкой вовлеченности | |
Реклама с информацией |
71% |
29% |
Реклама с музыкой |
37% |
63% |
Из результатов исследования видно, что объекты более подвержены влиянию обусловливания в ситуациях низкой вовлеченности, чем в ситуациях принятия решений. Действительно, приобретение машины или квартиры для большинства людей – серьезный шаг. Для них это будет продукт высокой вовлеченности. Вряд ли на выбор потребителя в этом случае окажет большое влияние красивая музыка/изображение/присутствие селебрити в рекламе (хотя находятся и такие). Скорее, потребители для принятия рационального решения будут искать информацию о ценах, характеристиках, и т.д.
Ученые пришли к выводу, что продукты низкой вовлеченности – это те, что имеют между собой незначительные отличия по качеству, особенно это характерно для пересыщенных рынков готовых товаров. К таким продуктам относятся, в частности, товары повседневного спроса: стиральные порошки, зубная паста, бумажные салфетки и прочее. Познавательная активность потребителя минимальна, он пассивен и мало мотивирован обрабатывать информацию о продуктах. При скрупулезном выборе и затрате времени можно было бы выбрать марку и получше, но зачастую результат просто не стоит усилий. Продуктовая дифференциация в этом случае может быть успешно достигнута посредством эмоционального обусловливания.
Для возникновения классического условно-рефлекторного обучения может быть достаточно одного спаривания условного и безусловного стимула. Однако чаще всего количество этих спариваний больше, может доходить и до 30, пока не найдется самый подходящий стимул, который максимально обусловливал бы отношение к продукту. Но в любом случае, исследования в области классической условной рефлексии и в области рекламы поддерживают идею о том, что повторение укрепляет связь ассоциаций между стимулами.
Метод проб и ошибок, инструментальное или оперантное обусловливание также основывается на обозреваемом поведении, наличии стимула и ответной реакции. Стимул, который в результате несет наиболее положительный результат, и будет запомнен, заучен. Главное отличие метода проб и ошибок от классической условной рефлексии – в роли и временном периоде подкрепления. Для метода проб и ошибок проба предшествует симпатии или антипатии потребителя к продукту, для условной рефлексии – наоборот. Приверженцы оперантного обусловливания считают, что обучение потребителя происходит в процессе проб и ошибок; его привычки формируются благодаря вознаграждениям, которые этот потребитель получает за свою реакцию. То есть главный принцип метода в том, что последствия поведения человека напрямую связаны с повторением этого поведения. Чем больше вознаграждение потребителя и чем скорее он его получает после своего поведения, тем больше вероятность повторения этого поведения в будущем.
Чтобы наглядно показать процесс инструментального обучения, необходимо упомянуть американца Б.Ф.Скиннера, одного из самых выдающихся психологов XX столетия. Согласно Скиннеру, большая часть индивидуального обучения происходит в контролируемой среде, в которой люди вознаграждаются за надлежащее поведение. Также, как и Павлов, Скиннер ставил опыты с животными. Крыса, вес которой доведен до 80-90 % от нормального, помещалась в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Если крыса делала необходимые движения (нажимала на рычаг), она получала пищу (позитивное подкрепление). Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.
В маркетинговом контексте можно привести пример с покупкой пары джинс. Потребитель меряет несколько брендов, пока не находит наиболее подходящий по фигуре вариант (джинсы сидят идеально – позитивное подкрепление):
Примерка бренда №1
Вознаграждения нет:
Джинсы слишком узкие в ногах
Стимул: потребность в хорошо сидящих джинсах
Примерка бренда №2
Вознаграждения нет:
Слишком низкая посадка
Примерка бренда №3
Вознаграждения нет:
Сидят мешковато
Примерка бренда №4
Вознаграждения есть:
Сидят отлично
Повторение поведения
Рис. 7. Модель оперантного обучения
Вероятнее всего, что потребитель и в следующий раз купит тот бренд, который подошел ему больше всего (в нашем примере - №4).
Так как метод проб и ошибок часто включает фактическое использование продукта, маркетинговые стратегии нацелены на обеспечение начальной пробы. Это может быть достигнуто распространением бесплатных образцов продукции. Например, недавно рядом с РЭУ ходили два молодых человека и раздавали всем новые крекеры «TUC». Цель такого маркетингового хода – чтобы как можно больше людей попробовали новый продукт. Если продукт им понравится (например, крекеры действительно оказались вкусными – это позитивное подкрепление), они, вероятно, купят этот продукт в будущем. По такому же принципу используются скидки, специальные акции. В итоге процесс обучения происходит таким образом: «попробуй бесплатно è купи за часть цены è купи по полной цене» и известен под названием шейпинг (от англ. shaping - формирование).
Сети кофеен «Шоколадница» и «Кофе Хауз» часто используют прием шейпинга, чтобы посетители кафе попробовали новое блюдо/напиток из меню. Многие из раза в раз заказывают проверенные напитки и блюда, точно удовлетворяющие их вкусам, и не рискуют попробовать что-то новое. Но, видя заманчивое предложение типа «Попробуй новый кофейный коктейль и получи десерт бесплатно», действительно заказывают его. Вот такую необычную форму скидки в «Кофе Хауз» я недавно видела в метро: «Сфотографируй этот щит и получи второй Айс Капуччино бесплатно!».
Но не стоит забывать о
том, что не только маркетологи и
рекламщики с каждым годом становятся
всё хитрее. Потребители научились
пользоваться всевозможными акциями
для привлечения внимания/
Когнитивное направление
в качестве ключевого элемента обучения
рассматривает сознательную умственную
деятельность потребителя, направленную
на обработку и запоминание
Заметная часть обучения является результатом мысленных процессов человека для разрешения каких-то проблем15. Иногда мы находим решение проблемы незамедлительно после её возникновения, однако чаще нам для принятия решения приходится искать информацию во внешних или внутренних источниках. Внутренний поиск – извлечение относящихся к решению проблемы знаний, которые хранятся в долгосрочной памяти. Если своих знаний достаточно, к внешнему поиску информации можно не обращаться. Например, если у меня дома опустел холодильник, я пойду в супермаркет и приобрету свой более-менее стандартный набор продуктов. Если же информации недостаточно, или произошло забывание, или же на рынке появились новые марки как альтернатива привычному товару, человек обращается к внешнему поиску. Внешние источники бывают:
Личные |
Неличные | |
Коммерческие |
Торговый персонал |
Реклама, информация в магазине, буклеты, упаковка |
Некоммерческие |
Родственники, коллеги, друзья, знакомые |
Рейтинги, обзоры в СМИ |
Таблица 2. Типы внешних источников информации
Мы тщательно оцениваем
то, чему обучились, чтобы выбрать
наилучшее решение для
Информация о работе Когнитивный и бихевиористский методы обучения в маркетинговых коммуникациях